Экозоны для машин: Эксперт рассказал, как должны реализовать самый масштабный проект в Алматы

Алматы — город, в котором ты моешь машину и уже на следующий день можешь рисовать пальцем на багажнике слово «SOS», наконец-то решил навести порядок прямо в легких его жителей. Теперь в Алматы будет экозонирование. То есть город хотят нарезать на участки, в которые будут пускать только тех, кто ездит на экологически чистом транспорте: электрокарах или машинах стандарта Евро-5 и Евро-6. Остальным — проход по талончикам, абонементам или вообще по платному въезду. Проще говоря, если у тебя не Tesla или аналог — добро пожаловать в санкционную зону.

Но есть и свет в конце выхлопной трубы. Обещают, что старые машины не будут выгонять с улиц вилами. Их собираются выкупать. Ну или «помогать избавиться с компенсацией», как это дипломатично объясняет наш собеседник.

Мы в Digital Business поговорили с Эдуардом Эдоковым, главой Независимого автомобильного союза. Не просто поговорили — мы собрали из этого материала почти рабочий план, как это все можно реализовать без революций и костров из «Лексусов» 90-х годов. Акимату можно даже скопировать. Планы, надо сказать, наполеоновские — осталось понять, где взять на них Париж.

Воздух — как инфляция

Пока в Лондоне, Токио, Мадриде и Пекине рубили с плеча по эконормам, мы в Алматы продолжали дышать, как в автобусе на Сайране — бесплатно и токсично. Но теперь, похоже, и в Алматы признали, что воздух сам себя не очистит. С этим согласен и Эдуард Эдоков, который подчеркивает: мы не изобретаем ничего нового — просто наконец-то беремся за то, что давно работает в мире.

— Казахстан к этому пришел только сейчас, а ряд стран начали проводить подобные мероприятия, инициативы еще 10–15 лет назад. Так что здесь никакого велосипеда акимат не изобретал. Просто, наверное, кто-то более-менее грамотно проанализировал текущий мировой опыт и выкатил это в виде каких-то предложений. И, в общем-то, я очень поддерживаю идею о том, что с нашим воздухом необходимо что-то делать. Я живу в Алматы всю свою сознательную жизнь, и могу сказать, что уже в 2005 году я почувствовал на своей шкуре, что такое плохой воздух. Аллергия у меня меня началась жесткая. Я два года не мог дня прожить без таблетки или без пшиков. И почему я так уверен, что это связано с воздухом? Потому что я несколько лет жил и работал в Испании, и стоило мне только прилететь туда, где воздух соответствует тем самым стандартам — у меня аллергия пропадала напрочь. Стоило мне вернуться домой — у меня сразу забивался нос, — делится личным опытом собеседник.

В экозонах нашли выход

Эдоков констатирует, что горы раздвинуть мы не можем, установить громадные вентиляторы — тоже. А выход есть:

— Сначала это будут экозоны, а потом, наверное, они будут постепенно расширяться. Сейчас история такая: примерно в течение года не будет никакой оплаты, будет сначала установлена информационная система — камеры, датчики, все, что нужно, чтобы это заработало. Делается так: сначала определяются эти самые зоны, затем определяются системы контроля: базы данных, куда это все будет вноситься, каким образом будет оцениваться экологичность или неэкологичность той или иной машины, то есть ужесточение правил прохождения техосмотра, — рассуждает Эдоков.

Начнем с малого

Эдоков подчеркивает, что сейчас все красиво только на бумаге. Можно вечно прикручивать экозоны и QR-пропуска, но если техосмотр в стране — это просто селфи в грязном гараже, толку не будет. Алматинцы это знают лучше других: пока одни вкладываются в новые машины и обслуживают их по правилам, другие гоняют на дымящих «конях» без фильтров и тормозов. Потому, как подчеркивает Эдуард, реформа должна начинаться с элементарного — навести порядок там, где давно пора. А еще — не спешить. Сначала схема, потом пилот, потом — деньги. Не наоборот.

— Не секрет, что зачастую техосмотр проходит по фотографии. Вот эти вещи нужно жесточайшим образом исключить. Нужно определение приоритетов: что мы делаем сейчас, что мы делаем потом, кто за это отвечает, как это будет реализовано — на самом деле это большая проектная работа. Это большая работа, связанная с правильным формированием сначала самой схемы, а потом реализацией этого всего. И затем запуск в каком-то пилотном режиме без всякой оплаты — просто с уведомлением.

Сначала нужно выяснить, как это все будет работать — как будут трекаться машины. Каждый этап должен широко освещаться в СМИ, необходима экологическая пропаганда: для чего это нужно, почему это нужно, как это будет работать, какие деньги будут собираться, куда оно будет расходоваться и так далее. И затем это уже запустится в виде оплаты. То есть это обычная мировая практика. Но если мы все хотим дышать более чистым воздухом, то нам нужно это принять. Понятно, что здесь у людей будет конфликт моего личного с общественным благом, — рассуждает наш собеседник.

Как всех пометить и подготовить

Представим, что камеры поставили, зоны размечены, даже база есть. Но что дальше? В Европе, как подсказывает опыт, все просто — у тебя на лобовом стекле висит наклейка, которая подтверждает, что твоя машина проходит по нормам. Без нее — извини, не заедешь. В Казахстане тоже так хотят. Только возникает вопрос: кто будет эту наклейку выдавать? Правильно — те же самые станции техосмотра, на которых все еще процветает бизнес по принципу «прислал фото — получил отметку». То есть пока нормальной проверки машин нет, экозона может превратиться в очередную формальность.

— Даже в техпаспортах ничего не нужно менять. Просто, как в Европе — наклейка или qr-код на лобовом стекле. Вот только все это пойдет через станции техосмотра, где царит беззаконие. Нужны показательные порки, нужны проверки и контроль. И все это делать нужно плавно и этапами. Знаете как работает наш человеческий мозг? Нельзя сразу давать по башке. Если вы курите, моментально бросить курить — это очень тяжело. Вот, допустим, у меня 15 лет назад вес был больше, чем положено, на 10 килограмм. Так вот, всяческие диеты и прочее — они не работают. Когда вот диету держишь — все хорошо, но стоит только диете закончиться — все, ты начинаешь все обратно в себя впихивать, и все возвращается на круги своя.

Работает метод постепенности. Сейчас, маленькими шажочками, мы начинаем приучать людей к тому, что вот будет так. Стимулировать их, или дестимулировать использовать грязный и вонючий автомобиль. Это не только ограничениями, но и дополнительным финансированием — льготами, выкупом, предоставлением возможности купить со скидкой. И тогда наше сознание начнет потихонечку меняться. Если резко сразу все сделать — это социальный взрыв, — говорит Эдоков.

Нужен цифровой тенге

Алматинцы давно знают, что любое доброе намерение можно легко утопить в мутных схемах. И чтобы этого не произошло, контролировать нужно не только станции техосмотров, но и дальнейшую судьбу сборов от въездов в экозоны.

— Теперь возвращаемся к Жасыл Даму и 8,5 млрд тенге утильсбора, которые направили на экологические инициативы. У нас есть экологический кодекс. Он регулирует то, куда и сколько нужно распределять. Все эти деньги сваливают в общую кучу, а уже потом, в рамках кодекса (и абсолютно законно), распределяют на леса, на поля, на утилизморы и прочее — они имеют на это право. К сожалению, вот это вот так. И получается, по букве закона это не нарушение никакое. А логически — да, мы с вами платили утильсбор.

Но вот мое предложение для нашего большого проекта в Алматы: деньги, которые будут собираться с тех же экологических постов — за въезд в город или в район, в низкоэмиссионную зону — пусть они будут «зеленые», и пусть они идут строго на зеленые вещи. Средства нужно пускать на экологические проекты внутри нашего города: на закуп электробусов, электрическую инфраструктуру. Оказывать помощь в продаже старых машин дальше, в регионы и соседние страны, когда человеку выдается 2-3 тысячи евро с требованием самостоятельно реализовать свое авто подальше. Чтобы все это прослеживалось нужно конвертировать сборы в цифровой тенге, по аналогии со строительством дорог в Казахстане, как это начали делать, — говорит Эдоков.

Черновик, который стоит использовать

Теперь о том, как конкретно нужно очищать город. Все начнется с малого: вытеснение грязного транспорта, создание небольших тестовых зон, которые сначала будут бесплатными, затем постепенно введут плату.

— До этого предшествует установка всей инфраструктуры, чтобы к ней начали постепенно привыкать. Плюс сюда нужно добавить, что для жителей этих зон будет минимальная, то есть, не разовый въезд, а абонемент. И для бизнеса в этих зонах тоже. Далее у нас зоны расширяются, грязный транспорт становится все более неудобным в городе — и люди начнут прощаться со своими старушками. Акимат к этому времени уже давно включился и активно помогает избавляться от старых машин, выделяя деньги для стимулирования интереса граждан. И эти машины, я думаю, постепенно начнут уходить в регионы. Там прекрасно спрос найдется и Мазде 626, и 124 кузову, и Хайлендеру, и чему угодно. Алматы должна стать почище. Потом можно через copy/paste это где-то на другие регионы распространять. Но в Алматы это, может быть, проще сделать.

Желательно подключить к вопросу Минцифры, чтобы эти сборы конвертировались сразу в цифровой тенге по аналогии с тем, как сейчас выделяют деньги на строительство дорог. То есть каждый тенге должен быть под отчетом. И плюс ежеквартально на сайте Акимата: до копеечки сколько было принято, сколько потрачено — чтобы любой гражданин зашел и увидел за что он заплатил свою тысячу тенге.

И параллельно с этим у нас начинает популяризироваться экологически чистый транспорт, инфраструктура развивается, появляются хабы для электрокаров и прочее. Сделать все, чтобы грязным бензиновым машинам, тем более старым, становилось завидно, и тоже хотелось попробовать. Ну а сейчас уже пора браться за техосмотры и начинать маркировку транспорта — это ежегодная процедура, но займет она точно больше года с добавлением все новых и новых машин, — смоделировал план Эдуард Эдоков.

Предложение специалиста: поэтапная модель внедрения экозон и экологической очистки города Алматы

1. Подготовительная работа

  • Определить пилотные границы экозон в городе (низкоэмиссионные зоны) — выполнено.
  • С октября 2025 — пилотный режим в центре города (улицы Богенбай батыра, Достык, Абая, Желтоксан), сначала без платы, чтобы тестировать знаки, камеры и правила контроля;
  • С июня 2026 — расширение зоны до Аль‑Фараби, Сайна, Рыскулова и ВОАД;
  • С января 2027 — LEZ охватит всю административную территорию города.
  • Создать базу данных и систему контроля машин (экологический класс, техосмотр);
  • Провести масштабную информационную кампанию для жителей и бизнеса;
  • Обеспечить прозрачность и открытость процесса (регулярные отчеты, СМИ).

2. Пилотный запуск экозон без платы

  • Установить камеры, датчики и прочую инфраструктуру для контроля;
  • Ввести маркировку транспорта (наклейки, QR-коды), подтверждающие соответствие нормам;
  • Начать ужесточение и контроль техосмотра для реальной проверки экологичности.

3. Введение платного въезда и абонементов

  • После успешного пилота — начать взимать плату за въезд в экозоны для неэкологичных авто;
  • Ввести абонементы и льготы для жителей и бизнеса в этих зонах;
  • Платежи направлять только на экологические проекты и поддержку жителей.

4. Стимулирование перехода на экологичный транспорт

  • Выкуп и утилизация старых и грязных автомобилей с компенсацией (от 2 до 5 тысяч евро);
  • Субсидии и льготы при покупке электромобилей и авто с высоким экологическим классом;
  • Продвижение и развитие инфраструктуры для экологичных автомобилей (хабы для зарядок, парковки).

5. Контроль и прозрачность финансирования

  • Подключить цифровую систему (цифровой тенге) для прозрачного учета всех сборов;
  • Ежеквартальные публичные отчеты с детальным описанием доходов и расходов;
  • Обеспечить жесткий контроль за использованием средств на экологические проекты.

6. Постепенное расширение зон и ужесточение норм

  • Расширять экозоны поэтапно, постепенно снижая доступ для старого транспорта;
  • Постоянно улучшать и ужесточать правила техосмотра и экологические стандарты;
  • Развивать инфраструктуру и стимулировать экологичные альтернативы.

7. Образовательная и социальная работа

  • Проводить экологическую пропаганду и разъяснительную работу;
  • Поддерживать баланс интересов — не допускать резких ограничений, чтобы избежать социального напряжения;
  • Плавно формировать привычки и сознание жителей к экологически ответственному поведению.

Надо делать

Эдуард Эдоков не отрицает, что задача стоит коллосального масштаба, но однозначно добавляет:

— Пока мы не начали трогать воздух руками, мы должны хотя бы попоробовать сделать это — ради будущих поколений, ради наших детей, — заключил собеседник Digital Business.

Может быть интересно:

Алматинцы готовятся к большим пробкам — подсчитали, сколько бензина вы будете жечь впустую

Эдуард Эдоков