Президент Казахстанской ассоциации операторов связи Олег Емельянов прокомментировал ситуацию с выходом на рынок страны глобальных спутниковых операторов. В беседе с Digital Business он оценил перспективы конкуренции между Starlink и китайским SpaceSail, обозначил ключевые риски для национальной безопасности, а также подчеркнул важность соблюдения законодательства и развития собственной телекоммуникационной инфраструктуры.
С чего началось
Starlink уже прошел все бюрократические процедуры и постепенно осваивается в Казахстане, но на рынок выходит другой сильный игрок — Shanghai SpaceSail. На днях в Алматинской области прошли первые испытания спутникового интернета от китайской компании, которая является конкурентом сети Илона Маска на рынке низкоорбитальной связи.
Оба хороши, но кто съест пирог?
По его словам, конкуренция между Starlink и китайским SpaceSail может стать драйвером развития, если будет обеспечено соблюдение всех национальных требований.
— Смотрите, по поводу того, как они будут делить страну со Starlink. Я надеюсь, что делить страну будут на коммерческих условиях. И кто предложит лучшие условия, более высокое качество и более низкую цену — тот и будет работать. Сейчас нет никаких предпосылок к тому, что какая-то одна компания заберет себе, грубо говоря, всю страну. Просто заходят несколько глобальных игроков. Чем их больше — тем выше конкуренция. А чем выше конкуренция, тем лучше для нашей страны, — говорит Олег Емельянов.
Чем отличаются Starlink и SpaceSail
По словам Емельянова, это не столь важный вопрос. Гораздо важнее то, что при любых сценариях ключевым условием должна оставаться работа в рамках казахстанского законодательства. В то же время у игроков, выходящих на рынок, есть различия в уровне зрелости и географии присутствия.
— В чем принципиальное отличие? Все-таки Starlink — уже глобальный игрок, работающий на территории всего мира и зарекомендовавший себя. У него есть полноценная интеграция в мировую систему, он полноценно функционирует, и мы уже можем судить о чем-то конкретном. Китайский игрок только начинает разворачиваться. И, судя по общедоступным данным, в первую очередь он будет работать на территории Китая и сопредельных стран — в том числе Казахстан попадает в этот список. Нюансы покажет время. Пока сложно о чем-то судить в реальной практике. В целом технологии очень похожи, — отмечает наш собеседник.
Сейчас это не вопрос цены
По словам Емельянова, рынок еще себя отрегулирует — нам нужно брать всех игроков. Да и по ценам конкретики еще нет:
— Что касается стоимости — тоже пока все непонятно. Самое главное, о чем я всегда говорю: в нашей большой, широкой и неравномерно заселенной стране есть территории, куда волоконно-оптическая линия, вероятно, придет не скоро — в силу дороговизны, труднодоступности или экономической нецелесообразности. Но интернет туда все равно нужно давать. И такие иностранные спутниковые игроки могут в этом помочь. Но очень важно не забывать о необходимости развивать собственную телекоммуникационную инфраструктуру, — говорит Олег Емельянов.
Рубильник — критический вопрос безопасности
Емельянов добавляет: иностранные игроки — хорошо, а местные — жизненно необходимы. По словам специалиста, еще вчера нужно было начинать развивать собственную телекоммуникационную инфраструктуру.
— Нельзя полностью зависеть от иностранных игроков. В качестве резервного канала — это хорошо и полезно. Но как основной — этого не должно быть нигде и никогда. Только в случае, если физически невозможно довести своё волокно. Второй момент: все зарубежные игроки должны строго соблюдать наше законодательство. Мы не должны оказаться в подчинении у иностранного оператора. Чтобы в один момент какой-нибудь зарубежный «дядя» не отключил связь в половине страны.
Можно прямо сказать: в Казахстане для операторов действуют четкие требования, в том числе по национальной безопасности. Чтобы эти требования соблюдались, необходимо, чтобы операторы спутниковой связи создавали станции сопряжения с нашими телекоммуникационными сетями. Starlink обещал построить такую станцию сопряжения — он должен ее сделать. OneWeb уже построил. Все другие игроки, которые заходят в страну, также обязаны соблюдать этот принцип — создавать станции сопряжения с нашими сетями, — говорит Емельянов.
О скорости SpaceSail
Мы попросили Олега оценить результаты тестов китайского спутникового интернета в Алматинской области. Напомним, что во время проб скорость подключения достигала до 200 Мбит/с., что в некотором роде даже вызвало восторг общественности. А вот, что по этому поводу говорит специалист:
— Сейчас сложно сказать, как это все будет работать на практике. 200 Мбит/с — это хорошая скорость на одну точку, если она действительно выдается. Но как это будет при большом числе абонентов? Сложно делать выводы заранее. Что касается спутникового интернета: один замер в одной точке вообще ничего не говорит. Я не сторонник подхода, когда один замер считается показателем общего качества. На работу связи влияет множество факторов, особенно в беспроводной среде, к которой относится и спутниковая. Поэтому — только практика. Только она все покажет, — заключил Олег Емельянов.
Итого на данный момент
- OneWeb — уже работает и соответствует всем требованиям законодательства РК;
- Starlink — сейчас работает в рамках пилотного проекта (только для сельских школ). В третьем квартале Starlink должен реализовать все требования законодательства и начать работать полноценно;
- Все остальные игроки (включая SpaceSail) — находятся на стадии тестов.
В тему:
Узнали, какую скорость показал спутниковый интернет Shanghai SpaceSail в Казахстане