Казахстанец 12 лет работал в нефтяной компании, но оставил карьеру и уехал в Турцию. Вот его история

Ануару Габбасову из Атырау 38 лет. После школы он поступил в Атырауский университет нефти и газа им. С. Утебаева, а во время учебы начал работать в компании Тенгизшевройл. Стал инспектором по пожарной безопасности, однако понимал, что хочет большего. Спустя 12 лет уволился и уехал в Турцию, чтобы изменить свою жизнь. Пробовал создать бизнес, но в итоге занялся саморазвитием: изучал ИИ, блокчейн и инвестиции. Однако через 3 года решил вернуться обратно домой, чтобы развивать свой HR-стартап.

Узнали у Ануара, почему он выбрал Турцию для переезда, из-за чего не получилось открыть свой ресторан в Измире и как прошла адаптация в стране. Также мужчина рассказал, чем турки отличаются от казахстанцев, сколько он тратил на аренду жилья за границей и почему решил вернуться домой.

«За годы работы в ТШО накопил около 18 млн тенге»

– Мой профессиональный путь начался в компании Тенгизшевройл, куда устроился на втором курсе университета. Сначала был частью команды экстренного реагирования Emergency Response Team и тушил пожары на суше. Затем получил повышение и стал инспектором по пожарной безопасности: отвечал за соблюдение норм и стандартов на объектах компании.

Позже перешел на проект Future Growth Projectпрограмма расширения нефтедобычи на Тенгизском месторождении. Здесь выступал как заказчик от ТШО, проверял соответствие новых строящихся объектов стандартам пожарной безопасности. Работал вахтовым методом и во время пандемии COVID-19 на три месяца застрял на объекте: никого не пускали и не выпускали, чтобы не распространять вирус. В это время вместе с коллегами разрабатывали новые протоколы безопасности, поскольку официальных инструкций тогда не было. Когда появилась возможность сдать тест, вернулся домой.

Два года размышлял о том, чтобы уйти с вахты, и пандемия стала для меня отправной точкой. Сначала взял отпуск и отправился в Актау. Сидя на берегу Каспийского моря осознал, что хочу кардинально изменить свою жизнь. В итоге спустя 12 лет уволился, получил компенсационный пакет в размере годовой зарплаты и решил переехать за границу, чтобы все начать с нуля. Всего за годы работы в ТШО накопил около 18 млн тенге, что дало мне свободу для воплощения своих идей.

«Планировал открыть ресторан узбекской кухни в Измире»

– Первоначально планировал переехать в Малайзию, но границы были закрыты. Однако в Турцию еще можно было попасть. Эта безвизовая страна с теплым климатом и хорошими условиями для жизни стала отличной альтернативой.

Мне предложили открыть узбекский ресторан в Измире, где тогда практически не было заведений с блюдами Центральной Азии. Вместе с партнером нашли двух поваров из Узбекистана: один должен был готовить плов, второй – самсу и лепешки в тандыре. Однако уже из-за закрытых турецких границ они не смогли приехать в страну, и проект не состоялся.

Мой переезд, напротив, прошел легко. Виза не требовалась, поэтому просто купил билет и прилетел в Измир. Чтобы легально остаться в стране, записался в языковую школу и арендовал квартиру на год. Это дало основание оформить ikamet – турецкий вид на жительство. Документы сделали без особых сложностей.

Адаптация прошла спокойно. Земляки из Казахстана помогли быстро разобраться в бытовых и административных вопросах, также появились друзья среди местных. Турки очень эмоциональны и общительны. Они часто выражают свои чувства открыто, любят общаться, шутить и быть в центре внимания. Также они сразу идут на контакт, поэтому найти хороших знакомых не составило труда. Казахстанцы, особенно в западной части страны, более сдержанные и осторожные в разговоре. Однако у обеих наций важное место в жизни занимают семья и уважение к старшим.

«Снимал квартиру в элитном ЖК за 150 тысяч тенге в месяц»

– Больше всего нравился климат Измира: нет влажности и не так жарко, как в других регионах. Однако, несмотря на красивую природу, море в городе оказалось грязным. Приходилось далеко ездить, чтобы поплавать.

При этом в городе отличная инфраструктура: хватает медучреждений, школ и развитая транспортная система. Также в Турции удобная система каршеринга: можно взять авто в Измире и вернуть, например, в Анталье.

Что касается технологий, то в Турции они есть, но многие местные жители ими почти не пользуются. Однажды оплатил счет в рестораны с помощью Apple Watch, чем шокировал официантов. Они начали хлопать и говорить: «Technology!». В Казахстане, на мой взгляд, уровень цифровизации выше, особенно благодаря таким продуктам, как Kaspi и eGov. У нас все можно оформить онлайн, в Турции такой опции часто не хватало.

Однако жить в Измире было дешевле, чем в Казахстане. Например, квартира в элитном ЖК обходилась в 150 тысяч тенге в месяц. В эту стоимость входили коммунальные услуги, крытый и открытый бассейн, спортзал, коворкинг, баскетбольная площадка и библиотека. Цены на еду, особенно фрукты и молочные продукты, были значительно ниже. Первое время много денег тратил на такси, однако позже освоился и начал использовать городской транспорт.

А вот медицинские услуги для иностранцев влетали в копеечку, особенно если нет страховки.

«На тренинге ходил по настоящим углям и преодолевал внутренние страхи»

– Когда бизнес в Турции не сложился, решил не тратить время зря и занялся саморазвитием. Благо, подушка безопасности из имеющихся сбережений позволяла чувствовать себя спокойно. Начал с курсов видеомейкинга — хотел вести блог и рассказывать о своей жизни в Турции, делиться инсайтами и культурными открытиями.

Параллельно погрузился в инвестиции: участвовал в различных проектах как традиционных, так и высокорисковых. Пытался понять, как устроен мир финансов. Кроме того, познакомился с криптовалютой, технологией блокчейн, смарт-контрактами и т.д.

Изучал трейдинг, торговал фьючерсами: были как победы, так и болезненные уроки. Потерял деньги, но приобрел гораздо больше – опыт и понимание рисков. Сейчас понимаю, что операции с такими инструментами для новичков похожи на игру в казино. Легко увлечься, но без знаний и стратегии шансы потерять средства очень высоки, поэтому не рекомендую этот путь тем, кто только начинает. Любая теневая схема или незнание правил может привести к серьезным последствиям.

Один из самых ярких моментов – двухдневный интенсив от одного из учеников Тони Роббинса – американского писателя, предпринимателя и бизнес-тренера. Там не просто слушал мотивационные речи, а ходил по настоящим углям и преодолевал внутренние страхи. Этот опыт навсегда остался в моей памяти как символ того, что все возможно, если преодолеть себя.

Данный период стал для меня вторым вузом – университетом жизни, в котором заново пересмотрел свои цели, мышление и подход к будущему. Однако спустя три года почувствовал, что получил в Турции все, что хотел: новые знания, опыт, перезагрузку. Понял, что пришло время возвращаться домой и применять накопленные знания на пользу своей стране.

«Казахстан — отличная страна, если правильно понимать ее перспективы»

– После возвращения кардинальных изменений не заметил. Единственное, что бросилось в глаза – существенный рост цен на продукты, услуги и аренду жилья.

Еще в Турции впервые придумал концепцию своего ИТ-стартапа и даже создал его логотип. Однако понял, что мне нужно приобрести больше компетенций, и продолжил обучаться. Завершил акселерацию в Astana Hub, прошел программу Startup Garage и сейчас развиваю свой проект HelpMake – цифровую HR-платформу, которая с помощью ИИ автоматизирует подбор персонала и верифицирует данные кандидата. Продукт помогает создать уникальный цифровой профиль каждого кандидата с возможностью верифицировать кейсы, показывать реальные отзывы и создавать NFT-бейджи, которые подтверждают его репутацию. Встроенный ИИ-ассистент помогает HR-специалистам подбирать лучших кандидатов, а соискателям выдает подходящие вакансии.

Сейчас живу на два города: Астану и Атырау. Совершенно не жалею, что вернулся. Казахстан – отличная страна, если правильно понимать ее перспективы. Здесь огромный потенциал, и я рад быть частью новых изменений. Уезжать не планирую, разве что на зимовку во Вьетнам.

Вам будет интересно
16-летняя казахстанка бросила престижную школу, чтобы создавать стартапы. И преуспела
переездТурция