Что будет, если работать 4 дня в неделю? Изучили мировой опыт

«ИИ не заменит людей, а освободит их от рутины. Вместо пяти дней мы сможем работать четыре, уделяя больше времени творчеству и стратегии», — заявил недавно министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Жаслан Мадиев в интервью Digital Business.

Цитата разлетелась, и это не случайно. Слова министра отражают растущий интерес к сокращенной рабочей неделе – модели, которая уже тестируется в разных странах. Но насколько она реалистична? Давайте разберемся.

Где четырехдневка уже работает?

Люди решили, что они задерживаются на работе слишком долго, в середине 2010-х годов – в это время начались первые эксперименты с сокращением рабочей недели. Дополнительное ускорение этой идее дала пандемия с ее массовым переводом сотрудников на «удаленку». Многие тогда осознали перекос в сторону карьеры и захотели более гармоничного баланса работы и личной жизни.

1. Исландия.

Первой массовые эксперименты с переводом людей на четырехдневку начала именно Исландия. В 2015-2019 годах 2,5 тысячи работников (а это, на секунду, 1% всей рабочей силы страны) стали работать 35-36 часов в неделю вместо обычных 40 часов. Важный момент – в зарплате они не потеряли.

В 2021 году исландская некоммерческая организация Alda поделилась результатами эксперимента. Они отметили, что производительность в экспериментальных отраслях выросла. Кроме того, серьезно снизился уровень стресса сотрудников, вырос процент удовлетворенности работой.

Эксперимент признали успешным. Главный его итог – 86% работающих исландцев получили право перейти на «сокращенку» или выбрать гибкий график.

2. Великобритания.

В июне 2022 года за эксперименты с количеством рабочих дней взялась и Великобритания. Они запустили полугодовой проект, участниками которого стали 61 компания и около 3 тысяч человек. Главное условие – люди работали по 32 часа в неделю, а зарплату получали прежнюю.

Как и в случае с Исландией, результаты были позитивные: у компаний-участниц подросла выручка, их сотрудники перестали так часто увольняться. Люди в опросах рассказывали, что уже не так стрессуют из-за работы. Интересный момент: никто из участников эксперимента не сказал, что хочет отказаться от четырехдневки, а 15% даже заявили, что никакая доплата не заставит их вернуться к полной неделе.

В начале этого года Великобритания снова попала в новости в связи с переходом на сокращенную рабочую неделю: 200 британских компаний, где работали около пяти тысяч человек, перешли на четырехдневку. Большая часть из них – технологические, маркетинговые и некоммерческие организации.

3. ОАЭ.

В этой стране переход на «сокращенку» коснулся в первую очередь госслужащих. С 2022 года государственные организации ОАЭ работают 4,5 дня в неделю – с понедельника по полдень пятницы.

Частные компании тоже не отстают – многие из них полностью перешли на четырехдневку.

4. Япония.

Эта страна подарила миру термин «кароси», который означает смерть от переутомления, вызванную переработками и высоким уровнем стресса на работе. И даже здесь подумывают сократить количество рабочих дней.

Один из первых экспериментов на эту тему провела компания Microsoft Japan в 2019 году, когда они перевели своих сотрудников на четырехдневку. Основной результат – производительность компании подросла на 40%. Но внедрить эту практику на «постоянке» компания не смогла. Объяснение, почему, получилось очень японским: многие сотрудники добровольно вернулись к переработкам из-за традиций «кароси».

Весной этого года власти Токио запустили пилотный проект, который должен помочь им в борьбе с демографическим кризисом: они предложили госслужащим перейти на четырехдневную неделю.

Условия:

  • сохранение зарплаты при 32-часовой неделе;
  • работники, у которых есть дети, могут сократить свой рабочий день на 2 часа.

Стать участником пилота можно добровольно. Итоги эксперимента обещают подвести через 2 года.

5. Бельгия.

В ноябре 2022 года и Бельгия примкнула к странам, борющимся за work-life balance своих граждан. Здесь разрешили частному сектору переводить работников на четырехдневку. Правда, есть важный нюанс: общее количество рабочих часов сокращать не стали. Фактически, часы пятого рабочего дня просто раскидали по остальным дням недели.

За три года возможностью сократить рабочую неделю воспользовались менее 1% бельгийских работников.

6. Испания.

На Пиренейском полуострове изменения начались в сентябре 2021 года, когда Испания запустила национальный пилотный проект по переходу на четырехдневку. Он был рассчитан на 3 года и обошелся властям в 50 млн евро – деньги выделил Евросоюз.

Суть пилота: частные компании переводили своих сотрудников на 32-часовую рабочую неделю. При этом уровень зарплат сохранялся. Компенсировать издержки помогало правительство, которое перечисляло такому бизнесу субсидии.

Официально итоги эксперимента еще не подводили – по крайней мере отчет не опубликован. Зато в мае этого года появились новости, что испанский парламент рассматривает новый закон – о сокращении рабочей недели с 40 до 37,5 часов.

Какие страны думают

В конце июня 2025 года официальный эксперимент по сокращению рабочей недели начала Польша. Завершить его власти страны намерены до середины мая 2027 года.

Условия пилота:

1) работники могут выбрать один из трех вариантов:

— 4-дневная неделя (32–35 часов);
— 6-часовой рабочий день вместо 8-часового;
— дополнительные оплачиваемые выходные в течение года.

2) зарплата не сокращается, а государство компенсирует бизнесу часть затрат (до 1 млн злотых на компанию).

Сейчас все заинтересованные компании регистрируются. Если эксперимент пройдет удачно, то Польша станет одной из первых стран в Восточной Европе с официальной четырехдневкой.

Люди боятся за свои зарплаты

Главный вопрос, который возникает при обсуждении сокращенной рабочей недели – что будет с зарплатой? Сотрудников интересует, снизится ли она, если количество рабочих часов станет меньше.

Разные страны отвечают на этот запрос по-разному. Например, в Исландии и Великобритании (их переход на четырехдневку можно считать успешным кейсом) доходы работников не падали. При этом компаниям пришлось постараться и серьезно оптимизировать процессы. О чем речь:

  • они сокращали количество совещаний – для этого разрабатывали четкие регламенты работы команды и внедряли цифровые инструменты;
  • автоматизировали рутину: внедряли ИИ для отчетов, планирования задач;
  • перераспределяли задачи с акцентом на ключевые KPI.

Были страны, где количество рабочий дней сократилось, но количество рабочих часов осталось прежним. По такому пути пошла Бельгия: их альтернатива – это 4 дня по 10 часов вместо 5 дней по 8 часов. Зато зарплата осталась на прежнем уровне.

Есть страны, где сокращенная рабочая неделя до сих пор ассоциируется с кризисом. Тут можно привести в пример Россию. В этом году российские автопроизводители стали переходить на четырехдневку из-за кризиса на рынке. К примеру, с 1 августа на четырехдневку переходит КАМАЗ. До этого аналогичные меры анонсировали ГАЗ и Автоваз.

Аргументы «за» и «против»

Международное исследование Бостонского колледжа (почти 2,9 тыс. участников из 141 компании в рамках эксперимента перешли на четырехдневную рабочую неделю) подтвердило:

  • снижение выгорания;
  • рост удовлетворенности работой;
  • улучшение сна и психического здоровья сотрудников;
  • выгоду для бизнеса: в компаниях-участницах упала текучесть кадров.

Почему это работает? Люди тратят освободившийся день на врачей, спорт и семью, что снижает стресс. А рутину берет на себя ИИ, что позволяет не терять продуктивность.

При этом есть и аргументы «против» четырехдневки:

  1. Она подходит не всем отраслям: банки, медицина и непрерывные производства (например, металлургия) не могут сократить график без найма дополнительного персонала – а это требует денег.
  2. Растет интенсивность труда: в некоторых компаниях нагрузка за 4 дня стала выше, что свело на нет преимущества.
  3. Угроза безработицы: активное внедрение искусственного интеллекта может привести к сокращениям. Часть работников уже сейчас опасаются, что их заменит ИИ.

Казахстан: между ИИ и традициями

ИИ сейчас – главный катализатор сокращенной рабочей недели. Впрочем, в Казахстане дискуссия только начинается. Пока нет данных о пилотах, но опыт России (где четырехдневка часто связана с кризисом) показывает: без системных изменений в экономике – это риск.

Вывод: четырехдневная неделя – не утопия, но требует пересмотра KPI, инвестиций в автоматизацию и социального диалога. Для Казахстана – это шанс использовать ИИ не для сокращений, а для перехода к более гармоничной модели work-life balance.

четырехдневная рабочая неделяусловия трудачетырехдневка