Курс доллара в обменниках Астаны, Алматы и других крупных городов Казахстана к вечеру четверга достиг отметки в 535-536 тенге. Официальный курс доллара, установленный Нацбанком РК на 18 июля, также обновил исторический рекорд и составил 532,74 тенге за $1.
Digital Business обратился к эксперту Института инновационной экономики и профессору КазНУ Магбату Спанову, чтобы узнать, с чем связан резкий скачок курса американской валюты, кому выгоден слабеющий тенге и что делать простым казахстанцам в такой ситуации.
Почему резко начал расти курс доллара?
– Трамп начал войну один против всех, из-за чего доллар слабеет. Но, учитывая слабость нашей экономики, тенге слабеет еще сильнее. У нас сейчас единственная более-менее нормальная отрасль, которая действительно развивается на конкурентной основе, – транспортная логистика. В остальных сферах слишком много государства, поэтому экономика стала слабее. С моей точки зрения, именно это и вызвало такой резкий диссонанс. И, если честно, эти эксперименты Правительства и Нацбанка над экономикой просто надоели. Ведь в результате пострадавшими оказывается только один субъект – население Казахстана, – комментирует эксперт.
Спанов вспоминает историю с запретом стендов с курсами валют и добавляет: а стоило бы зяняться реальной работой.
Что будет дальше? И какой курс реальный?
– Не думаю, что в августе курс перескочит за 550 тенге за доллар. Хотя, на мой взгляд, реальный курс у нас чуть больше 600 тенге. При этом у нас, как я всегда говорил, в тенге мало экономики – больше политики. Ведь экономика работает следующим образом: с одной стороны мы экспортируем сырье, а с другой – покупаем товары и продукты потребления, цены на которые зависят от соотношения тенге к доллару или евро. И чем выше курс, тем меньше мы можем купить, – отвечает Магбат Спанов.
Кому сейчас выгоден дешевый тенге?
– В первую очередь, сырьевым компаниям, которые добывают и продают ресурсы. Ведь они оплачивают налоги внутри Казахстана в тенге, а продают сырье за валюту. Выгодно Правительству, потому что сырьевым компаниям легче выплачивать налоги: вместо $1 млн можно продать на $800 тысяч и за счет этого закрыть налог, который нужно заплатить государству. Но покупательская способность за счет инфляции тенге снижается – и это плохо, – говорит эксперт
– Правительство же вместо того, чтобы по-настоящему работать, не закладывает основы диверсификации производства. Разговоров много, свободных зон много, но реально ничего не работает. Я не буду говорить высокими материями, категориями. Сходите на рынок или в магазин – вы увидите, что мизерное количество товаров и продуктов произведено в Казахстане. Все привозное. Макроэкономическая политика в стране усугубляется непрофессионализмом, –добавляет Магбат Спанов.
Какую тактику выбрать сейчас обычному казахстанцу, который хочет диверсифицировать риски?
– Раньше советовал диверсифицировать валютную корзину, потом – покупать товары длительного пользования, затем – вкладываться в акции, золото и себя, например, какие-то образовательные курсы для саморазвития. На самом деле, инструментов очень много. Можно, к примеру, золото покупать – оно сильно растет. Но людям, которые живут от зарплаты до зарплаты без накоплений, извините, считаю, такие советы не нужны. Им главное прожить этот день. И единственный совет для них – просто надеяться на лучшее, – советует эксперт.
Как повлияет на мировую экономику и Казахстан в частности потенциальная отставка главы ФРС США?
Сейчас активно обсуждают возможную отставку главы ФРС США Джерома Пауэлла. К чему это приведет?
– Трампу необходимо снизить процентную ставку для стимулирования своей экономики. Поэтому он хочет небольшого ослабления доллара, что поможет с продвижением экспорта американской продукции. Но я думаю, что такого глобального влияния доллара на мировую макроэкономику, как это было, например, в 1970-1990-е годы, уже не будет. Да, доллар все равно сохраняет свои лидирующие позиции: около 60% мировой торговли происходит в американской валюте. Но сейчас формируются новые центры принятия экономических решений – БРИКС, G20, ASEAN (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – прим. Digital Business) и другие. Они пока еще не занимают такую важную позицию с нашей точки зрения. Но пройдет время, и эти экономические блоки станут определять судьбу мира на какой-то период. Доллар не вечен. Он может оставаться первым среди равных, но не единственным, – заключает Магбат Спанов.