Казахстанец чуть не нанял известного разработчика-афериста из Индии. Странная история в Кремниевой долине

В начале июля 2025 года Кремниевая долина взорвалась скандалом: выяснилось, что индийский разработчик Сохам Парех месяцами обманывал стартапы. Он одновременно числился в 3–4 компаниях, выполнял задачи медленно и скрывал свое местонахождение. Возможная сумма заработка за полгода — около полумиллиона долларов. Одни называют его мошенником, другие — талантливым инженером.

Предприимчивый парень едва не попал в стартап Leaping AI, в числе кофаундеров которого казахстанец Аркадий Телегин. Эксклюзивно для Digital Business Аркадий раскрыл подробности этой странной истории.

Кто такой Сохам Парех и в чем его обвиняют?

В резюме Сохама Пареха указано, что он окончил Университет Мумбаи (бакалавр компьютерной инженерии, 2020) и Технологический институт Джорджии (магистр компьютерных наук, 2022). Парех числился сотрудником сразу в нескольких ИИ-стартапах — от генераторов видео и речи до платформ обработки данных: Dynamo AI, Union AI, Synthesia, Alan AI.

Сохам Парех. Источник: thehansindia.com

Скандал разгорелся в июле 2025 года, когда в Х появился пост основателя Playground AI Сухейла Доши. Он рассказал, что нанял талантливого инженера по имени Сохам Парех, а позже узнал, что тот одновременно работает и в других стартапах, причем скрывает это. «Он охотится на компании из Y Combinator и не только. Будьте осторожны», ― предупредил Доши. В комментариях начали всплывать похожие случаи: другие основатели узнавали в описании своего сотрудника. Пост набрал 22 млн просмотров.

Интернет отреагировал мемами, а хэштег #SohamGate стал вирусным. Многие обсуждали этичность «мунлайтинга», то есть работы сразу в нескольких местах, и делились своим опытом. Одни называли Пареха мошенником, другие — просто слишком амбициозным айтишником.

«Он был нашим первым инженером, но мы быстро поняли, что он работает еще где-то. Уволили его в начале 2023 года», — написал в X основатель Antimetal Мэтт Пархерст.

CEO стартапа Digger Игорь Залуцкий описал Сохама так: «Думаю, он действительно блестящий инженер. Сохам явно входил в топ 0,1%. Решать задачки по программированию может каждый, но единицы умеют продумывать архитектуру и решать технические проблемы в голове — при этом не теряя из виду пользователя и бизнес-цель».

Индиец мог зарабатывать от 30 до 40 тыс. долларов в месяц на пике своей активности.

Как Парех прошел отбор в стартап казахстанца Аркадия Телегина

«Обычно у нас два интервью и еще звонок с кофаундером, но тут решил не тянуть – настолько блестящим специалистом он показался»

Одним из первых, кто публично поднял тревогу о загадочном инженере, оказался казахстанец Аркадий Телегин — сооснователь Leaping AI. Он не просто слышал имя Сохама Пареха — он сам чуть было не нанял его в свой стартап. И теперь делится своей историей — о том, как сначала восхищался этим парнем, а потом почувствовал: что-то здесь не так.

— В апреле 2025-го начал искать founding-инженера (технического сооснователя). Интервьюировал по 10–15 человек в неделю. Один из рекрутеров прислал резюме Сохама Пареха, я с ним связался. Он сказал, что сейчас в Индии, оформляет визу талантов в США. Назвал компанию, которая помогает ему с визой — я про нее уже слышал.

Созвонились для интервью. Оно у нас нестандартное: описываю реальную задачу, но с минимумом вводных, и прошу разобраться и предложить решение. Парех показал структурное мышление, сильную техэрудицию и был на голову выше всех кандидатов. Он мыслил четко, предлагал хорошие идеи. После встречи подумал пять минут — и сразу отправил ему оффер. Обычно у нас два интервью и еще звонок с кофаундером, но тут решил не тянуть – настолько блестящим специалистом он показался.

Предложили разные варианты оплаты. Парех выбрал $175 000 в год и 0,9% доли в стартапе. Договорились, что подпишем бумаги, когда он приедет в Штаты.

«Он уверял, что находится в зоне конфликта между Индией и Пакистаном»

Кандидат показал отличные знания, искренне заинтересовался продуктом и попросил дать ему задачи еще до официального старта. В Leaping AI решили не терять времени и предложили поработать как подрядчику, пока он оформляет визу и собирается переезжать.

Но спустя несколько дней Аркадий начал замечать тревожные сигналы — и вот как он это вспоминает:

— Начал давать ему задачи. И парень делал их… очень неохотно. Все было как-то медленно, с отговорками. Я говорил: «Давай скинь счет, мы тебе оплатим работу». Он не отправлял. Потом подумал: ладно, дождусь, когда он приедет, и уже тогда обсудим. Потому что работать с ним удаленно было сложно. Однажды Сохам вообще объяснил задержку в работе тем, что «недалеко от его дома сбили дрон», вокруг повреждены здания, а им якобы запретили выходить на улицу. Он уверял, что находится в зоне конфликта между Индией и Пакистаном, «рейсы отменены», «но интернет и электричество пока есть». Все это выглядело тревожно — если не знать одного: Сохам находился в Мумбаи, более чем в тысяче километров от предполагаемой зоны боевых действий.

Однажды общался со знакомой, и она мне сказала, что недавно собеседовала «крутого парня, из Индии, делает визу, приедет через неделю». Я спрашиваю: как зовут? Оказалось, Сохам. Я спросил тогда индийца напрямую — работает ли он параллельно еще где-то. Он отрицал. В день его предполагаемого прилета в США я ему написал. Но он мне не ответил.

Аркадий со своей знакомой, основательницей FuseAI — еще одним потенциальным работодателем Пареха

После этого было забавно — каждый раз, когда в YC кто-то говорил «у нас сейчас классный чувак проходит испытательный срок», кто-то обязательно спрашивал: «О, Сохам Парех?» И люди шокированно отвечали: да, он. Потом про него написали пост на Bookface (сообществе выпускников YC), потом — в X. Я тоже поделился опытом. После этого Сохам мне написал СМС, извинился. Мы немного попереписывались. Лично мы ему ничего не платили — просто потеряли немного времени. Но у меня есть друзья, которые перечисляли ему деньги.

Почему он это делал? Честно, до конца не понял. У меня есть ощущение, что он не хотел обмануть меня так же, как других. Но все равно, это суперстранная история.

Если говорить о последствиях, то я стал строже. Если человек за первую неделю не показывает вовлеченности, мы прощаемся. Вакансия founding-инженера до сих пор не закрыта. Ищем не просто кодера, а человека, который понимает, в чем суть проблемы, может поговорить с клиентом, предложить улучшение и реализовать его. Это довольно редкий тип специалиста.

Чем закончился скандал?

В интервью TBPN Сохам Парех подтвердил обвинения и признался, что работал параллельно в нескольких стартапах с 2022 года. Вот основные тезисы из его рассказа:

— Совмещал работу в 3–4 компаниях одновременно.

— Помощников не нанимал и ИИ не использовал — весь код писал сам.

— Работал по 140 часов в неделю, практически без сна.

— Объясняет свои действия финансовыми трудностями.

— «Любит свое дело» и был искренне заинтересован в миссиях компаний.

— Не гордится своими действиями.

После скандала Парех заявил, что решил сосредоточиться на одной работе. Он подписал контракт с ИИ-стартапом Darwin Studios (платформа для генерации пользовательского видеоконтента). Его новый руководитель Санджит Джунея даже назвал Сохама «исключительно талантливым инженером» — но вскоре удалил этот пост, как и сам Парех.

Вам будет интересно
Год после скандала с Qtap. Что стало с проектом и командой
стартапы