Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Жаслан Мадиев в большом интервью Digital Business рассказал, когда можно ожидать первые сделки с участием фонда фондов венчурных инвестиций. Сколько денег планируется направить из него – через частные венчурные фонды – в казахстанские стартапы, а сколько пойдет в крупнейшие западные VC-структуры. А также ответил на вопрос, зачем деньги из Казахстана направлять в венчурные фонды США.
– В конце прошлого года мы запустили инициативу венчурного фонда фондов с таргетируемым размером капитала $1 млрд и привлекли первых заинтересованных инвесторов. В основном это бизнесмены из казахстанского списка Forbes, а также несколько локальных институтов развития. На сегодня получили комитменты на сумму примерно в $130 млн.
По словам министра, большая часть капитала будет предоставлена именно частными инвесторами.
– Это отличает фонд фондов от предыдущих венчурных инициатив, которые ранее инициировало государство. Некоторые из них не увенчались успехом. Думаю, это произошло, потому что в них преобладал государственный капитал. В нашем случае частных средств больше. Кроме того, инвесторы будут делиться своей экспертизой: их представители будут входить в инвестиционный комитет и advisory board фонда.
Также глава МЦРИАП пояснил, почему создание фонда фондов – стратегически важное событие:
– На нашем венчурном рынке сделки на сумму $100-500 тысяч проходят довольно часто. Но они покрывают только pre-seed и seed стадии. Когда стартап доходит до уровня series A и series B, образуется вакуум. Чеков на $1 млн и выше не хватает. Венчурный фонд фондов сможет закрыть эту нишу.
Всемирно известный эксперт на венчурном рынке и профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев в своей книге «Venture Mindset» проанализировал более тысячи компаний с оценкой $1 млрд и выше. Согласно его исследованию, чтобы стать единорогом, необходимо 5-6 непрерывных раундов финансирования. Растущим стартапам постоянно нужно топливо. Мы хотим закрыть этот gap нашим венчурным фондом фондов.
Глава МЦРИАП уточнил, что фонд фондов уже зарегистрирован, сейчас команда занимается подписанием первых инвестиционных обязательств.
– Работаем над подписанием term sheet (предварительный документ, в котором фиксируются ключевые условия будущей сделки между сторонами – прим.Digital Business) по данным комитментам и подписанием соглашений о партнерстве с ограниченной ответственностью (Limited Partnership Agreements). Вероятнее всего, в августе-сентябре увидим первые чеки инвестиций фонда фондов. Стратегия предполагает преимущественные инвестиции в венчурные фонды, чтобы достичь широкой диверсификации. А уже венчурные фонды будут проводить анализ проектов и вкладываться в стоящие стартапы.
При этом, по словам министра, помимо распределения средств между разными фондами, важна также географическая диверсификация.
– Существенная часть капитала должна инвестироваться на развитых рынках. Например, в США через такие фонды, как Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, Lightspeed Venture Partners и так далее.
– Все должно быть сбалансированно. Нельзя слишком перенасыщать внутренний рынок капиталом, чтобы не допустить дисбаланса, образования «пузырей». Распределение средств будет происходить по примерной схеме 60/40 или 70/30 в пользу более развитых рынков, – сообщил министр, добавив: – Сегодня годовой объем рынка венчурного финансирования у нас – около $80-100 млн. На этом фоне сумма в $300 млн, выделенная фондом фондов в течение определенного количества лет на стартапы из Центральной Азии, – достаточно хороший капитал.
Отвечая на вопрос, зачем казахстанский фонд фондов намерен инвестировать в американский венчурный рынок, Жаслан Мадиев пояснил:
– Это даст нам большую диверсификацию и голос за столом крупнейших венчурных капиталистов, в том числе в Кремниевой долине. Мы будем постоянно находиться внутри глобального рынка, отслеживать тренды напрямую и получим доступ к фаундерам топовых технологических компаний и стартапов. У нас появится возможность в определенных случаях формировать условия для релокации части офисов быстрорастущих компаний и передовых технологий в нашу страну, чтобы они приносили реальную пользу национальной экономике.