Казахстанка основала рекрутинговое агентство и закрывает сложные вакансии в Африке и Латинской Америке

Рената Нуреева мечтала стать телеведущей, но случайная стажировка в Adidas изменила ее карьерные планы. Девушка основала агентство ProHunters, которое ищет управленцев для компаний по всему миру: от Перу до Танзании.

В интервью Digital Business Рената рассказала, как отказалась от стабильной работы ради бизнеса, за что ее компания получила штраф в 8 миллионов тенге и почему важно уметь не только находить клиентов, но и иногда отказывать им.

Решили, что можно расслабиться, и получили штраф

Рената, расскажите, как вы пришли в сферу рекрутинга?

– Я училась на журфаке КазНУ имени аль-Фараби и планировала стать телеведущей. Но, поработав немного на одном из республиканских каналов, поняла – это не мое.

В 18 лет, когда была на втором курсе, откликнулась на вакансию стажера в отдел рекрутмента Adidas в Алматы. В университете был курс по управлению человеческими ресурсами, потому имела представление, куда иду.

Прошла отбор в несколько этапов и начала работать. За несколько месяцев из стажера стала штатным рекрутером. Но было нелегко: все сквозь боль, пот, слезы, конфузы. Однако сфера мне нравилась. С удовольствием проводила массовые интервью на позиции продавцов-консультантов во все магазины сети и в какой-то момент отвечала за штат в 1000 человек. Так проработала почти 4 года, получила оффер в московский офис Adidas, но отказалась. Дальше заниматься подбором продавцов было скучно, хотелось профессионального роста.

В этот момент меня пригласили в Beeline Казахстан закрывать более сложные вакансии. Там  многому научилась, но спустя полтора года снова захотелось большего.

Мы расстались на хорошей ноте. Забегая вперед, скажу, что Adidas и Beeline были в числе моих клиентов, когда начала работать на себя.

– Почему решились на свое дело? Разве не комфортнее остаться в крупной компании и продвигаться по карьерной лестнице?

– Всегда мечтала либо стать топ-менеджером, либо открыть свой бизнес. Быть просто сотрудником не хотелось. Прошла курсы предпринимательства от «Монста Бизнес», обрела знакомых в бизнес-среде, поняла, как системно подходить к построению своего дела.

Вместе с бывшей коллегой с внушительным опытом в HR ушли в свободное плавание. Это еще не было полноценным агентством – им мы стали через 3 года. Коллега взяла на себя консалтинг, а я – рекрутмент. Но довольно быстро перестали справляться вдвоем, проектов стало слишком много. Через год в команде было уже 10 человек.

– Какие компетенции позволили вам из наемного рекрутера стать собственницей бизнеса? 

– Пришлось освоить все: от запуска контекстной рекламы и продаж до бухгалтерии. Причем в налоговую отчетность не хотела вникать до последнего, за что и поплатилась. В первый год работы отдали бухгалтерию на аутсорс и решили: можно расслабиться. А потом получили штраф на 8 миллионов тенге! Оказалось, что доходы превысили лимит для нашего налогового режима и надо было перейти на другой, о чем нас никто не предупредил. С тех пор держу на контроле, что происходит с законодательством и все ли хорошо у нас с отчетами.

Умею учиться. Сейчас у меня есть два ментора-предпринимателя. К первому обращаюсь по управленческим вопросам: в последнее время волнует, как отойти от операционных задач и перейти к стратегическим. Ведь я понимаю, что собственник бизнеса не должен застревать в «текучке», если хочет масштабироваться.

А от второго ментора — уже из сферы HR — получаю экспертную поддержку. К примеру, в прошлом году определяли лучших работодателей Казахстана. И я консультировалась по поводу методологии.

«Когда начинали, минимальная ставка была 40 тысяч тенге, сейчас – от 960 тысяч тенге»

– Какую нишу занимало агентство ProHunters в момент основания? 

–  Поначалу мы брали все: нужно было закрепиться на рынке. Это были и простые позиции, вроде поиска швеи или ассистента для малого бизнеса. И более сложные кейсы, как было с Beeline – тогда потребовался руководитель направления, у которого в подчинении 60 специалистов.

Вообще, по моему опыту, первые клиенты – те, кто с тобой работал прежде. Уже потом, после запуска контекстной рекламы и наличия рекомендаций, приходят новые люди.

Сейчас же работаем лишь со средним и крупным бизнесом. Занимаемся Executive search – ищем редких специалистов, СЕО для крупных компаний и работаем с другими странами. Эта ниша в Казахстане оказалась свободна – в конкурентах всего пара агентств. И преимуществ в ней достаточно: чек за услуги выше, задачи интереснее.

– Из чего складывается стоимость закрытия вакансии? 

– Получаем деньги от компании-заказчика, когда кандидат выходит на работу. Есть даже гарантийный период в 3-6 месяцев. Наш гонорар – это процент от годовой заработной платы кандидата: для обычных позиций – 16%, для руководящих – 20-25%. Когда начинали, минимальная ставка была 40 тысяч тенге, сейчас – от 960 тысяч тенге. Это немало. Но траты окупятся, когда найденный специалист начнет приносить пользу бизнесу.

– Расскажите, пожалуйста, о достижениях ProHunters в пяти фактах?

–  Первое. После того, как наши с партнером по бизнесу пути разошлись, я с нуля за 2,5 года собрала высококлассную команду в 17 человек, заново наладила связи с клиентами и сделала ребрендинг агентства.

Второе. В нашем клиентском портфеле 250 компаний.

Третье. Средний срок закрытия управленческой вакансии – 1,5-2 месяца.

Четвертое. К нам обращаются клиенты не только из Казахстана, но и из ОАЭ, Нигерии, Танзании, Кении, Перу, России, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Великобритании и США.

Пятое. В ближайшие два года планируем увеличить команду вдвое и открыть офис в Дубае  –  окончательно закрепиться на международном рынке.

«Недавно мы отправили айтишников из Казахстана в Танзанию»

– С какими запросами к вам обращаются?

– Есть несколько случаев, когда наниматель предпочитает обратиться в агентство. Например, когда задействовать сотрудников компании будет неэтично – не может ведь штатный специалист искать начальника на несколько ступеней выше себя.  Либо ему не хватает экспертизы в какой-либо области, ресурсов для закрытия вакансии или знания рынка. Порой рекрутера в компании может не быть вообще.

Из соображений конфиденциальности не могу раскрывать детали большинства кейсов – только в общих чертах. Например, недавно по запросу дубайской компании отправили айтишников из Казахстана и России в Танзанию, Нигерию и Кению. Бытовые условия непростые, но работодатель старался обеспечить комфорт. Вопреки стереотипам об Африке, те, кто там работал, с удовольствием возвращаются туда. Это очень перспективный рынок, который развивается в бешеном темпе. Многие зарубежные компании открывают представительства, соответственно, требуются и специалисты.

– Чем отличаются ваши зарубежные клиенты от казахстанских?

– Зарубежные клиенты сильнее зациклены на качестве и «упаковке». Впервые об этом задумалась, когда закрывали одну позицию в Лондоне. Удивил уровень интервьюирования со стороны заказчика – на контрасте заметила наши пробелы. Они предоставляют очень подробное описание желаемого кандидата и хотят в ответ высококлассную презентацию соискателя с глубокой оценкой личных и профессиональных качеств. То есть, его нужно «продать». На тот момент у нас в агентстве на подобное упор не делался. Но не расстроились, а восприняли проект как возможность прокачаться.

Казахстанские клиенты далеко не всегда знают, чего хотят. Был случай, когда в агентство обратились с просьбой «схантить» конкретного специалиста из СНГ. После предварительных собеседований мы были уверены, что кандидат не впишется в компанию. На переговорах он выглядел слишком незаинтересованным и даже слегка надменным. Заказчика честно предупредили обо всех рисках. Но он настаивал, организовал перелет… В итоге кандидат, не предупреждая, просто не прилетел в Алматы. Ему на замену мы нашли местного специалиста, который отлично сработался с клиентом.

Лучшее, что можно сделать, – смирить эго 

– Случалось ли вам отказывать заказчику?

– Я не работаю с людьми, с которыми не совпадаю по ценностям. Агентство всегда на стороне клиента. Но ведь и перед кандидатами не должно быть стыдно. Потому мы не работаем с токсичными клиентами. С теми, кто не уважает своих сотрудников или предвзято относится ко мне или моей команде.

Но иногда приходится отказывать вполне приятным людям, которые просто не «наши» клиенты. Такое произошло недавно – впервые за 6 лет работы мы вернули деньги. Не сработались.

– Какой совет вы бы дали начинающему предпринимателю? 

– Беритесь за любую работу и не стыдитесь этого. Часто бывает: хороший специалист или бывший топ-менеджер открывает свое дело и ждет, что на его услуги будет бешеный спрос. Но этого не происходит. Ведь люди пока не воспринимают его в новом качестве. На то, чтобы привлечь внимание крупных клиентов, потребуется время. Потому лучшее, что можно сделать, – смирить эго и учиться!

Рената НурееваProHuntersАфрика