it.talker Academy — это образовательный проект для системных аналитиков и тех, кто хочет войти в эту профессию. Студентам доступна не только теория, но и «песочница» — виртуальная платформа для практики и наглядного усвоения материала.
В интервью Digital Business основатели школы — братья Арсен Курмашев и Адиль Франк — рассказали, как семейные отношения помогают управлять учебным проектом и почему системный анализ лучше подходит экстравертам.
«Бизнес с братом – это доверие и общая цель»
– Как появилась идея открыть школу? Что вдохновило именно на семейный проект?
Арсен: Раньше я преподавал математику, а в ИТ начал свою карьеру фронтенд-разработчиком. С 2020 года стал осваивать перспективную для меня профессию системного аналитика, и с 2021 года уже работал удаленно в Альфа-банке. Заметил, что спрос на системный анализ очень велик, и подумал, что можно соединить мои интересы — преподавание и профессиональную экспертизу.
Арсен Курмашев
Хотел создать школу, но боялся брать на себя ответственность за коммерческую сторону проекта. Понимал, что нужен партнер, которому доверяю. Тогда поделился идеей с братом.
Адиль: Я согласился сразу, потому что тоже искал новое дело. Идея открыть школу возникла как логичный шаг с учетом моего опыта — раньше работал в коммерческом отделе частного вуза в Москве, и за это время изучил работу предприятия изнутри с точки зрения операционки.
– Обычно говорят, что семейный бизнес опасен конфликтами. Как вам удается работать в таком тандеме?
Адиль: У нас четкое разделение ответственности. Я не вмешиваюсь в образовательную часть — Арсен сам принимает решения по методологии. И наоборот, он не лезет в маркетинг, операционку, финансовый контроль. Кроме того, нас объединяет общая цель — обучать качественно.
Адиль Франк
– Арсен — блогер и лицо вашей школы. Как это помогает привлекать студентов и завоевывать доверие?
Адиль: Это наше сознательное решение — строить школу вокруг личного бренда Арсена, потому что он давно ведет свой блог в Instagram, обладает хорошей аудиторией и уже сформировал определенную репутацию.
На начальном этапе это важно, потому что, будучи полностью неизвестными и новичками на рынке, нам нужно было каким-то образом убедить людей довериться нам.
Арсен: Уже начинаем отходить от личного бренда. Мой блог скорее останется для творчества, и я хочу больше снимать некоммерческих видео, например, юмористического характера, чтобы делать контент более разнообразным и интересным.
Также планирую развивать сообщество, собирать и объединять ИТ-специалистов. В будущем хотелось бы помогать нашим лекторам развивать их личные бренды, потому что команда — это важная часть успеха.
«Системный аналитик — это связующее звено между бизнесом и технической командой»
– Системный аналитик – что это за профессия?
Арсен: Это человек, который связывает бизнес и техническую команду. Его задача — собирать требования бизнеса, анализировать их, затем на их основе писать техническую документацию для разработчиков.
Арсен Курмашев
Системный аналитик работает с фронтендерами, бэкендерами и другими специалистами. Ведь разработчик не всегда может напрямую понять бизнес-задачи, потому что у заказчика и технических специалистов разные «языки». Аналитик — тот, кто объединяет их и помогает найти правильный подход.
По хард-скиллам он «50/50»: с одной стороны, может сам что-то сделать технически, если нужно, а с другой — выступает как менеджер, который организует работу и взаимодействие команд.
«Можем прямо сказать абитуриенту: ты для нас слишком умный»
– Кто обычно приходит в вашу школу?
Адиль: Спрос равномерный – как от тех, кто уже освоился в профессии, так и от тех, кто только хочет в нее перейти. Поэтому мы делим обучение на два уровня.
Начинающие — это люди с опытом в других ролях в сфере ИТ и те, кто совсем его не имеет. Например, к первым относятся проджект-менеджеры, скрам-мастера или другие специалисты, желающие перейти в системный анализ.
Адиль Франк
Продвинутые — это те, кто уже работает аналитиком и хочет закрыть пробелы в знаниях или повысить свою квалификацию. В основном это системные аналитики, которые хотят зарабатывать больше или перейти в более престижные компании.
– Как проходит отбор перед зачислением?
Адиль: Люди оставляют заявки по телефону, на сайте или обращаются с вопросами через соцсети. Для отбора не используем автоматизированных ботов, только живое общение. Всегда проводим индивидуальное собеседование. Узнаем опыт, задаем вопросы о целях и мотивации. После этого формируем группы по датам и составу.
– Какого человека вы считаете неподходящим для обучения у вас?
Арсен: Это люди, которые не любят учиться или мотивированы только деньгами. Например, если человек говорит, что хочет за 3 месяца выйти на зарплату в миллион и его мотивация — только деньги, я лучше откажу.
Важно, чтобы у человека была искренняя заинтересованность в профессии, желание развиваться, понимать, что карьера в ИТ требует времени и усилий.
Арсен Курмашев
– Какие личные качества важны для успешного обучения?
Арсен: В первую очередь — критическое мышление. Человек должен уметь задавать правильные вопросы, искать ответы, не быть наивным. Хорошо, если он умеет пользоваться поисковиками или ChatGPT, чтобы самостоятельно находить информацию и разбираться в сложных вопросах. Люди часто не хотят копать глубже, а это важно для развития.
Думаю, темперамент тоже важен. Например, интроверты, как правило, выбирают разработку, потому что там меньше взаимодействия с клиентами и заказчиками, больше написания кода.
А системному аналитику в любом случае нужны софт-скиллы, например, умение договариваться. В работе часто приходится общаться с разными департаментами, объяснять свои идеи, распределять ресурсы и строить планы. Это умение вести переговоры — важный навык для аналитика.
– Бывали случаи, когда человека не принимали из-за хард скиллов?
Адиль: Да, есть такая категория — очень умные и опытные синьоры. Иногда они хотят пройти дополнительное обучение, потому что не уверены в себе. Мы можем честно сказать: «Слушай, не стоит покупать наши курсы — ты и так очень умный». Максимум, что можем им предложить — стать у нас лекторами в нашей школе.
«Создаем атмосферу студенческой группы»
– Как проходит обучение?
Адиль: В одном потоке у нас может быть, например, 100 человек. Разбиваем их на пять групп по 20 человек. У каждого лектора есть ограничение по количеству групп, чтобы не перегружать преподавателей и найти подход к каждому студенту. Люди в одной группе взаимодействуют между собой, чтобы сохранить атмосферу единого коллектива — как в университете или колледже.
Арсен: Отличие нашей школы в том, что мы создали полноценную и единую для всего обучения «песочницу» — это онлайн-магазин it.talker Shop. Внутри виртуального бизнеса студенты практикуются и выполняют домашние задания. Учатся поднимать сервисы, интегрировать их между собой, взаимодействуют с базами данных, платежной системой, брокерами сообщений и так далее. Технические компетенции хорошо усваиваются именно так, а не только «по бумажке».
Обучение делится на три части:
- теория — в виде записанных лекций,
- еженедельные живые созвоны с лектором для обсуждения и ответов на вопросы,
- а также домашние задания, и результат некоторых из них студент увидит в песочнице.
Арсен: Еще внедрили игровые элементы — викторины, чтобы стимулировать соревновательный дух и проверять знания.
Обучение длится 12 недель, в конце обязательно — неформальная встреча всех выпускников из разных потоков для общения и дружеских знакомств.
«Мотивированные выпускники попадают на собеседование к нашим партнерам»
– Вы помогаете выпускникам найти работу?
Адиль: Студент должен сдать все домашние задания до конца курса. Затем проводим созвон, оцениваем уровень усвоения материала и мотивацию к работе. После этого организуем реальное собеседование с работодателями. У нас есть более 70 партнеров, среди которых финтех-проекты, телеком-операторы, стартапы и аутстаффинг-компании. Мы можем помочь с подбором вакансий и подготовкой к собеседованию на их вакансии.
– Как вы готовите к собеседованиям?
Арсен: Подключаем собственный опыт — я знаю, какие вопросы задают на собеседованиях, на что обращают внимание в разных компаниях. Делюсь этими знаниями с выпускниками, показываю кейсы и даю советы. Это помогает им чувствовать себя увереннее.
«Системным аналитикам хорошо платят, и их не заменит AI»
– Почему сейчас хорошее время для обучения ИТ и аналитике в частности?
Арсен: Это видно по данным с платформы HeadHunter: в Казахстане минимальное количество актуальных вакансий — около 500, а в России их примерно 3000.
Слышу от коллег, что крупные банки и компании уже испытывают нехватку квалифицированных специалистов: не могут найти опытных системных аналитиков или хороших аналитиков уровня middle. Многие бизнес-аналитики активно идут в системный анализ, но часто их карьерному росту мешает нехватка технических компетенций.
Современная разработка требует от аналитиков новых навыков — умения дружить с AI, применять его в работе. Аналитик — это роль, которая со временем только станет важнее, и применение современных технологий будет только повышать эффективность их работы. Нейросети еще не скоро освоят навык грамотно проектировать системы и учитывать будущие интеграции, а также софт-скиллы хорошего переговорщика.
– А какой у системных аналитиков сейчас средний уровень зарплат?
Арсен: В среднем по Казахстану — это примерно так: джуны — от 300 до 500 тысяч тенге, мидлы — от 500 тысяч до миллиона, синьоры — от 1 до 2 млн. тенге, в зависимости от опыта и компании.
– Какие в связи с этим перспективы у школы?
Адиль: Стараемся увеличивать долю студентов из других стран — сейчас у нас 9 иностранных студентов из России, Кыргызстана, Узбекистана.
И собираемся расширять доступные программы. Сосредоточены на системном анализе, а в следующем году планируем добавить новую программу. Что именно это будет — пока не знаем, не будем загадывать.
Благодаря хорошему нетворку в ИТ-индустрии будем привлекать лучших лекторов. В конечном итоге, в перспективе трех- пяти лет планируем создать онлайн-школу широкого профиля, ориентированную на все главные ИТ-профессии. При этом планка по качеству останется на высоком уровне: в новых направлениях будет такой же личный подход и акцент на практике, как и сейчас.