Пятнадцать лет назад Султан Елемесов продал два своих автомобиля, чтобы купить квартиру. Вскоре приобрел и вторую. Вместо личного авто стал пользоваться общественным транспортом. Со временем понял: выгоднее инвестировать, чем тратить на содержание машины. Сэкономленные средства направил на депозиты и недвижимость.
Султан опубликовал в соцсетях свои финансовые расчеты. Digitalbusiness.kz узнал у него, как он перешел на такси, на чем основаны цифры и планирует ли он когда-нибудь вернуться к личному транспорту.
Об эксперте
Султан Елемесов — квалифицированный аудитор и профессиональный бухгалтер Республики Казахстан с более чем 15-летним опытом в сфере финансов. Работал в Евразийском банке и First Heartland Securities (материнская компания Jusan Bank), где занимал должность директора департамента консолидированной отчетности. С 2023 года — предприниматель и автор финансового блога. Вместе с супругой воспитывает двоих детей, владеет двумя квартирами в Алматы и домом в пригороде.
Расходы на авто: во сколько на самом деле обходится Hyundai Tucson?
Султан провел расчеты, ориентируясь на популярную модель Hyundai Tucson. Вот как выглядит полный годовой бюджет с учетом амортизации, топлива, техобслуживания и других обязательных расходов:
А если вложить эти деньги и ездить на такси?
Вместо покупки автомобиля Султан предлагает рассмотреть альтернативу: положить 17 млн тенге на депозит под 15,5% и комбинировать такси с общественным транспортом. Итог — не только мобильность, но и чистая прибыль.
Автокредит против реальности
Что если все же купить авто в кредит? Султан разложил по полочкам: первоначальный взнос, проценты, обслуживание и скрытые издержки. Даже при интенсивном использовании такси выходит дешевле, причем существенно.
А теперь подробнее. «Машина — это просто лишние траты»
— Султан, вы уже больше пятнадцати лет обходитесь без автомобиля. Что стало главным фактором в этом решении?
— В 2010 году у меня было два автомобиля: Toyota Carina E и Toyota Ipsum. Одна из них была рабочей машиной, вторая — для личных нужд. Я продал их, потому что мы с супругой покупали первую квартиру. Тогда думал, что скоро снова куплю авто уже с салона. Но появились другие планы, и до новой машины так и не дошло.
— И вы сразу пересели на такси?
— Сначала я ездил на работу и домой на автобусе. Когда в Алматы запустили метро, стал пользоваться и им.
— А когда вы поняли, что отсутствие авто — это экономия?
— В 2015 году я всерьез задумался: либо брать машину, либо инвестировать в еще одну квартиру. У меня было 50% от суммы на первоначальный взнос, остальное хотел взять в рассрочку. В итоге мы снова купили квартиру.
На тот момент я уже активно вел семейный бюджет и понимал, что квартира — более целесообразная покупка. Тем более что мы уже привыкли к общественному транспорту и метро. Именно тогда я начал формировать свой инвестиционный портфель: кроме депозитов, добавил недвижимость.
— Простите, но вы 15 лет не пользуетесь машиной. Откуда брали данные?
— Так как у меня нет автомобиля, я просто посмотрел на сайтах автодилеров модели, которые сейчас популярны, и цены на них. Остановился на компактном кроссовере Hyundai Tucson. Затем изучил стоимость техобслуживания, страховки, парковки и т. д.
Если честно, транспортные расходы на бензин я даже немного занизил. По данным из интернета, они были бы раза в два выше. Плюс я вожу автомобили более 22 лет, а собственным автомобилем владел более 7 лет. Я представляю, о чем говорю.
— У вас в расчетах амортизация — 850 тысяч тенге в год на 20 лет. Почему такой большой срок?
— Раньше тенге достаточно сильно девальвировался, вводились заградительные барьеры для импорта и конкуренции автомобилей отечественной сборки. И все это периодически приводило к увеличению стоимости подержанных авто.
Сейчас курс тенге формируется на рынке, а введение дополнительных ограничений предсказать сложно. Поэтому я как бухгалтер закладываю полную амортизацию автомобиля в течение 20 лет. Обычно организации закладывают около 10 лет — я посчитал, что это слишком консервативно, и увеличил срок в два раза.
— О ваших расчетах по такси: вы указали 44 поездки в месяц. Не мало ли для 30 дней?
— Они взяты из моего опыта. Сейчас я трачу на такси даже меньше, потому что как предприниматель не езжу в офис каждый день. Я исходил из 22 рабочих дней в месяц и поездок туда-обратно. Получилось 44 поездки.
— Почему 2 тысячи тенге за поездку? В час пик ведь дороже.
— Да, у кого-то поездки могут выходить дороже. Поэтому я добавил расходы на общественный транспорт. Ездить только на такси нецелесообразно. Когда я работал в найме, сам часто пользовался метро, а дальше до офиса — летом на самокате, зимой — пешком.
— Комбинированный подход — такси и транспорт — выглядит рационально. А какие все-таки подводные камни?
— Мы все себя любим, поэтому выбираем комфорт. Ну и понятно, что если утром или вечером ты едешь в общественном транспорте, то это всегда час пик и много народу. Как я эти проблемы решал? Я просто просыпался пораньше и приезжал на работу. Если получалось, уходил позже — и так далее.
— Можно ли сказать, что для вас отказ от авто — это не только про деньги, но и про образ жизни?
—Я считаю, что сегодня автомобиль стоит покупать только в двух случаях. Либо ты состоятельный человек и готов платить за комфорт и мобильность, либо если используешь машину для заработка — например, работаешь в такси. В остальных случаях это просто лишние траты.
Мой кейс — это своего рода дауншифтинг. Кроме экономии, меня, как коренного алматинца, волнует качество воздуха в городе. Говорят, авто — не главная причина загрязнения, а ТЭЦ. Но когда в 2020 году во время карантина Алматы закрыли, ТЭЦ продолжали работать, и воздух при этом стал чище.
Для меня вопрос экологии стал особенно важным, когда родились дети. Ведь тяжелые металлы от выхлопов накапливаются в организме и не выводятся. Поэтому как человек проактивный я решил, что это будет моя жизненная позиция. Да, возможно, я когда-нибудь куплю автомобиль — но пока меня устраивает общественный транспорт. И пусть это маленький, но мой вклад в более чистый воздух для наших детей.
Вам может быть интересно