В 2000-х компания «Колеса» уже была узнаваемым брендом в Казахстане, но все еще оставалась издателем двух газет. Параллельно с печатными «Колесами» и «Крышей» развивались сайты Kolesa.kz и Krisha.kz. Так начался переход от бумаги к ИТ.
В этом материале показываем историю трансформации Kolesa Group глазами двух сотрудников, проработавших в компании более 15 лет. Илья Стекольников пришел в «Колеса» 19-летним сисадмином, а теперь — операционный директор. Тимур Еникеев запускал глянцевый журнал об автомобилях «Колеса Почитать», а сегодня отвечает за весь редакционный контент Kolesa.kz и YouTube-каналы Kolesa.kz. Они вспомнили, как не спали перед сдачей номера в печать и почему закрытие газет стало эмоциональным потрясением. Поговорили также о том, как получить за взлом сайта не «уголовку», а оффер, что значит делать медиа «с запахом бензина» и как рождались цифровые продукты, которыми сегодня пользуются миллионы казахстанцев.
Хакер, технический «зоопарк» и параллельные команды
«Без проблем получил доступ к админке форума, а потом меня позвали на работу»
Илье Стекольникову — 39. Почти половину жизни он провел в Kolesa Group, куда впервые попал после того, как нашел уязвимость на сайте и сообщил об этом команде. С тех пор внутри компании многое менялось — как и его собственная роль.
— Мой отец работал в «Колесах» с основания компании. Тогда объявления для газеты принимали по телефону или приносили в офис на бумажных бланках. Отец написал программу, которая помогала структурировать их по категориям и готовить к печати.
Увлечение компьютерами передалось и мне. Со школы интересовался информационной безопасностью. Было занимательно проверять сайты «на прочность» — пробовать их взламывать.
Правда, просто так тестировать на проникновение чужие веб-ресурсы нельзя. Это чревато уголовной ответственностью. А вот форум на сайте «Колес» вроде был «свой», поэтому покопался в нем и понял, что есть возможность угона пароля администратора. Я в результате без проблем взломал админку, о чем сразу сообщил отцу. Он передал информацию технарям компании. А в тот момент в «Колесах» как раз была открыта вакансия системного администратора. И так как я уже показал свои навыки, меня взяли на работу.
«Нужно было держать в рабочем состоянии весь технический “зоопарк”»
— Это была моя первая работа в офисе. Поразило, как все было подчинено одному жесткому дедлайну — вечеру вторника, когда газета сдавалась в печать. Казалось, все работали ради того, чтобы вовремя сверстать номер, залить файлы на жесткие диски и отправить в типографию. И не дай бог, если что-то в этом процессе пойдет не так. Запас времени, конечно, был, но небольшой.
В ночь со вторника на среду приезжал человек, забирал диски и увозил в типографию. Потом газель с тиражом возвращалась обратно в офис на Коммунальной, 12.
Наша задача как айтишников заключалась в поддержке компьютерной инфраструктуры, на которой работала вся компания. Сотрудники в колл-центре набивали объявления — у каждого был компьютер, телефон. Были также наборщики текста и верстальщики — они тоже работали за компами. На больших принтерах формата A3 печатались полосы (газетные страницы) — черновики, чтобы на бумаге проверить верстку. Все это должно было функционировать.
Какие компьютеры удалось купить — те и использовали. Все это требовало разного подхода, своих нюансов в обслуживании. Наша задача была держать в рабочем состоянии весь этот технический «зоопарк». Штат тогда был небольшой — кажется, 5 айтишников.
Самое неприятное — когда ломалась техника накануне сдачи газеты в печать. Был случай — все шло по плану: верстка почти завершена, полосы собираются. И тут — вырубается компьютер главного верстальщика. Именно на нем была важная часть номера.
Мы подбегаем, пробуем перезапустить — ничего. Резервных копий не было, все файлы только на этом диске. Осталось два варианта: пытаться восстановить (на это могли уйти часы — если бы вообще получилось) или все начать заново. Диагностика показала: быстро не выйдет. Решили не рисковать — сели и начали верстать с нуля. К утру номер был готов. Увезли в типографию, газета вышла вовремя. Как всегда.
«Раньше мы гнались за дедлайном во вторник. Потом стали думать о другом — как ускорить поиск и сделать сайт стабильным»
— Параллельно с газетами развивались сайты, которые постепенно начали наращивать аудиторию. Вокруг веба сформировалась отдельная команда — те, кто отвечал за цифровой продукт. Это были уже не просто «техники», как мы — это были админы, которые отвечали за работоспособность сайта. Интересно, что они почти не пересекались с теми, кто продолжал работать над печатной версией. Это были два разных мира внутри одной компании.
Пока мы, системные администраторы, продолжали отвечать за офисную технику и локальную сеть, в компании уже появилась отдельная команда разработчиков, которая взяла на себя работу с серверами и развитием сайта. Помню, был огромный сервер Fujitsu — именно на нем «крутились» Kolesa.kz того времени. Не знаю точно, откуда он взялся, но помню, что это была такая большая, массивная машина — по ощущениям, даже не особо подходящая под наши цели.
Cервер Fujitsu
На тот момент сайт был второстепенным, но его уже начинали воспринимать всерьез. Постепенно менялся и подход. Раньше мы гнались за дедлайном во вторник. Потом стали думать о другом — как ускорить поиск, загрузку объявлений и сделать сайт стабильным. Это был переход от верстки газет к построению цифрового продукта.
В 2015-м году газеты закрыли. Это был настоящий удар — как для компании, так и для людей. Часть бывших газетчиков смогли переквалифицироваться. Например, некоторых верстальщиков переучили в дизайнеров — они стали заниматься интерфейсами, кнопками, визуальной частью сайтов. Один из таких примеров — Наталья Тритенко, которая выросла из верстальщика в руководителя отдела дизайна. Она работает в компании уже 20 лет.
Компания постепенно переходила в цифру: сначала Битрикс, потом Jira — все, от отпусков до найма, стало вестись в системе.
В какой-то момент сам пришел к руководству и сказал: «Ребята, мне становится грустненько. Надо что-то менять». Доверили сначала заниматься Help Desk (технической поддержкой пользователей), а затем руководил командой админов, которые поддерживали наши продукты. Позже предложили заняться не только технологиями, но и административкой: большими процессами, связями между отделами. Сейчас занимаюсь операционным управлением.
Когда я только начинал работать, компания выпускала две газеты — все было построено вокруг печати, дедлайнов, типографий. Сейчас мы — ИТ-компания с десятками цифровых продуктов для рынка авто и недвижимости, редакцией, продвинутой аналитикой. А дальше, думаю, все будет только круче: придумаем новые сервисы, усилим B2B-направление, и продолжим делать наши сайты и приложения удобнее.
Глянец, запах бензина и YouTube
«Было ощущение, что бумажной периодике жить осталось недолго»
Тимур Еникеев пришел в 2010-м в Kolesa Group с опытом собственного медиа — в середине 2000-х выпускал с другом журнал об эксклюзивных машинах Казахстана. В компании он запускал глянцевый журнал «Колеса Почитать», а после взял на себя онлайн-медиа. Как работала редакция в 2010-х и что было после закрытия печатных изданий — рассказывает Тимур.
— В 2010-м году наше издание об автомобилях увидел сооснователь Колес Вали Хуснутдинов. Он позвонил и предложил запустить глянцевый автомобильный журнал для «Колес».
Тимур Еникеев, из личного архива
На тот момент компания еженедельно выпускала черно-белые газеты «Колеса» и «Крыша», а в них на двух-трех разворотах публиковались журналистские материалы. Все остальное — объявления и реклама. Также выходил отдельно журнал «Колеса Фото»: там печатались объявления с фотографиями за дополнительную плату. На основе него Вали хотел сделать полноценное автомобильное медиа.
Сначала воспринял предложение скептически. В 2010-м году уже было ощущение, что бумажной периодике жить осталось недолго, все шли в онлайн. Но печать мне была по духу, и я решил попробовать.
Настрой задал Вали Хуснутдинов. Он так и сказал: «Хочу, чтобы издание пахло бензином и «Колеса» ассоциировались не только с объявлениями о продаже авто».
В июле 2010-го года мы запустились. Полностью обновили формат и рубрики, разработали программу тест-драйвов и переименовали издание в «Колеса Почитать». С этого момента началась новая глава развития редакции.
«На авторынке царила настоящая лихорадка»
— Одной из главных тем оставалась ситуация на авторынке. Людей всегда интересовало, где купить машину дешевле, выгоднее и с минимумом рисков.
Лето 2010-го запомнилось тем, что начал действовать льготный период на импорт автомобилей перед входом Казахстана в Таможенный союз. Рынок буквально закипел. Люди массово заказывали авто из-за рубежа, метались в поисках выгодных сделок. На авторынке страны царила настоящая лихорадка: кто-то пытался срочно продать, кто-то наоборот — купить до подорожания. Ездили на автобазары, общались с продавцами, перегонщиками, покупателями, кто только что приобрел авто. Мы собирали информацию и делали на этой основе новости, статьи. Все эти рыночные материалы здорово поднимали тиражи. После каждого выпуска видели отклик: распространители периодики делали заказ больше.
Конечно, старались и первыми брать новинки на тест-драйв — рынок новых авто был еще очень мал, но все-таки развивался. Мы выезжали на трассы, на закрытую аэродромную площадку, где проверяли разгон, управляемость, торможение, комфорт. Нужно было все качественно зафиксировать на фото — этому уделяли большое внимание. Наш читатель понимал: мы действительно ездили и ковырялись в авто, а не переписали пресс-релиз.
Все в редакции были и остаются фанатами авто. Отвечали за авторитет издания и не могли позволить себе ни одной ошибки. Автомобили — это много данных: мощность, объем двигателя, размеры, расход. Ошибка в одной характеристике или даже в пропущенной запятой — удар по доверию. Проверяли с корректорами каждую строчку по 18 раз.
«Онлайн дает больше возможностей, но расслабляет: всегда можно поправить опечатку»
— Летом 2011-го года контент на сайте перешел под мое руководство. Прежде в разделе «Почитать» выборочно дублировались новости и статьи, но была одна публикация в два-три дня — для сайта с большим трафиком это совсем неэффективно. Мы обновили дизайн и начали ежедневно публиковать актуальную информацию. Веб-направление компании тогда возглавил Николай Бабешкин и мы вместе стали придумывать, как и куда развивать наши возможности в онлайн-пространстве.
Два направления — печатное и цифровое — вполне успешно шагали вместе. Но я понимал — рано или поздно печатные форматы уйдут. Так и вышло: весной 2013-го года закрыли журнал, причем на высоком тираже — не из-за падения интереса, а потому что сменилась бизнес-модель компании. А в конце 2014-го года окончательно в историю ушли и газеты. Для компании это было стратегическим шагом, но эмоциональным одновременно — с грустью выпустили прощальный номер, где официально заявили: «Теперь мы только в онлайне — Kolesa.kz». Было большое собрание с руководителями отделов, где вспоминали и прошлое и обсуждали, куда идем дальше.
Когда перешли в онлайн, в первую очередь изменилась скорость и объемы выпуска контента. Мы искали новые форматы и площадки для размещения: форумы, блог-платформы, соцсети. Привыкали к новым метрикам, понятиям и трендам из ИТ-индустрии.
Онлайн дает больше возможностей, но расслабляет: всегда ведь можно поправить опечатку. Но дисциплина и закалка, полученная в выпуске печатных СМИ, пригодилась в видеопродакшене.
В 2015-м году взялись за проект на YouTube-канале. Думал, что мы уже опоздали — все вокруг уже снимали автообзоры. Прорыв случился к концу года, когда попробовали превратить нашу статью о 10 популярных разводах со стороны гаишников в видеоформат в партнерстве с юмористическими персонажами — «Таксистом Русиком» и «Капитаном Жуматаевым». Видео стало вирусным! Так поняли, что в YouTube у «Колес» тоже может быть свой формат и аудитория. За первый год набрали больше 100 тысяч подписчиков. Следом запустили видеопродакшн на казахском языке с Олжасом Окасом. Сегодня у двух YouTube-каналов Kolesa.kz суммарно — более 1 млн подписчиков.
Начинал я как главред журнала про автомобили, а теперь – редакционный директор. Отвечаю за контент в продуктах Kolesa.kz. И эти 15 лет пролетели незаметно отчасти благодаря тому, что с командой всегда находили новые форматы, жанры и каналы дистрибуции. Добавились сценарии, видеосъемки, монтажи, работа над контентом уже на трех языках — тут точно не заскучаешь! Многие из контентного отдела прошли путь от газетных полос до цифровых и видеопродуктов — и продолжают развиваться вместе с Kolesa Group.
От редакции. Как появилась газета «Колеса» можно узнать из интервью Digital Business с Вали Хуснутдиновым.