Стоимость тарифов, скорость интернета и развлекательная экосистема. CEO IZI ответил на вопросы абонентов

Виртуальный сотовый оператор IZI запустился в Казахстане 6 лет назад. Тогда к появлению нового игрока в телекоме отнеслись со скепсисом. Эксперты не верили, что IZI сможет нарастить хорошую абонентскую базу, а обычные люди не совсем понимали, как взаимодействовать с оператором, у которого нет привычных салонов связи.

Тем не менее, виртуальному оператору удалось занять свое место на рынке. В эксклюзивном интервью для Digital Business СЕО IZI Максим Панов рассказал, как они привлекали абонентов и почему решили сделать ставку на развлекательное приложение. Также поговорили о качестве мобильного интернета, стоимости тарифов и планах на будущее.

«Сейчас абонентская база IZI превышает 500 тысяч человек»

– В 2019-м году формат виртуального мобильного оператора был новинкой для рынка Казахстана. С какой реакцией людей  столкнулись?

– Часть аудитории изначально испытывала недоверие, особенно из-за отсутствия физических офисов и привычных точек продаж. Некоторые пользователи сомневались в безопасности и надежности цифровой регистрации.

Однако важно отметить, что наша целевая аудитория – молодежь, выросшая в цифровую эпоху. Для них процесс регистрации через мобильное приложение стал привычным и удобным. Более того, отсутствие необходимости посещать офисы для подключения SIM-карты стало большим преимуществом. Несмотря на начальные сомнения, подавляющее большинство наших пользователей воспринимает такой формат как современный стандарт.

Сейчас абонентская база IZI превышает 500 тысяч человек. При этом важно отметить, что в среднем 15-20% активаций происходят по рекомендациям наших пользователей. Дело в том, что мы всегда доставляем новым абонентам сразу 2 SIM-карты, чтобы одну они могли отдать своим друзьям или родственникам.

Также люди прямо в приложении могут активировать eSIM. И, к слову, по итогам 2024 года доля электронных карт среди всех активаций IZI составила 52%.

Если подытожить, то первые шесть лет работы IZI в Казахстане можно назвать успешными. Мы довольны результатами. К примеру, у нас самый высокий показатель NPS (индекс потребительской лояльности – прим. Digital Business) на рынке среди операторов. В целом, несмотря на начальные трудности, видим, что пользователи постепенно адаптируются и принимают новый подход.

– Насколько сложно привлекать абонентов, с учетом специфики виртуального мобильного оператора и конкуренции на рынке Казахстана?

– Это трудная задача, как и в любой другой стране. Уровень проникновения мобильной связи в Казахстане превышает 100% – это означает, что в среднем на человека в приходится больше одной SIM-карты. В таких условиях привлечение новых клиентов, по сути, превращается в процесс переманивания абонентов других операторов.

Основная сложность заключается в том, что сотовая связь воспринимается базовой услугой – как электричество или водоснабжение. Люди не задумываются о выборе оператора так же тщательно, как, например, при покупке смартфона. Более того, средняя стоимость мобильной связи в Казахстане считается низкой – эквивалентна 3-4 чашкам кофе в кафе. Это снижает осознанность выбора среди пользователей.

Еще важно отметить, что мы были новым брендом, о котором никто не знал. В отличие от крупных операторов, у которых имелась сформированная репутация, нам нужно было инвестировать в создание узнаваемости и доверия. Поэтому решили не конкурировать с традиционными операторами, а строить стратегию вокруг развлечений и контента.

Вместо того, чтобы пытаться переманивать клиентов с помощью тарифов, сфокусировались на создании уникального пользовательского опыта внутри приложения. Сегодня называем себя не «цифровым мобильным оператором», а «оператором развлечений».

«Наша цель – создать среду, где пользователи смогут взаимодействовать друг с другом, не покидая платформу IZI»

– Давайте подробнее поговорим о приложении. С помощью чего привлекаете туда пользователей?

– Там представлено множество развлекательных функций. Основа – видеосервис и музыкальный стриминг. Буквально несколько недель назад мы запустили полноценный музыкальный сервис внутри  приложения. На данный момент музыкальная библиотека IZI насчитывает более 20 млн треков, включая контент от ведущих мировых дистрибьюторов и мейджоров, таких как Universal Music Group, Believe и других. В сервисе доступны десятки рекомендательных плейлистов, сформированных на основе машинного обучения, которые учитывают вкусы пользователя. В ближайшее время планируем  расширить библиотеку, подписывая международных и локальных паблишеров.

Однако помимо них есть радиостанции, которых уже более 15. Также организуем лайв-трансляции музыкальных и танцевальных событий, стримы видеоигр, предоставляем коллекцию казуальных игр без рекламы.

Отдельная гордость – контент собственного производства. Снимаем разговорные шоу, подкасты, стендап-программы, музыкальные и кино новости. Такая экосистема развлечений позволяет строить долгосрочные отношения с клиентами.

Самое важное – не ограничиваем доступ к приложению только для наших абонентов. Любой человек, независимо от оператора, может установить IZI и получить доступ к развлекательным сервисам. К примеру, сейчас число пользователей приложения в два раза превышает количество абонентов IZI.

– Ранее сообщалось, что IZI планируют добавить в приложение социальный элемент, чтобы пользователи могли взаимодействовать друг с другом. Когда это будет реализовано?

– Работаем над этим, и частично функционал уже имеется. В приложении доступны лайв-чаты, которые позволяют общаться во время видеотрансляций и прослушивания радио. Дальше планируем добавить возможность обмена личными сообщениями (peer-to-peer) для общения напрямую.

При этом не стремимся конкурировать с крупными мессенджерами, такими как WhatsApp или Telegram. Наша цель – создать среду, где пользователи смогут взаимодействовать друг с другом, не покидая платформу IZI. Это не только повысит вовлеченность, но и создаст дополнительные возможности для знакомств и общения внутри сервиса.

– При этом у приложения хватает негативных отзывов от пользователей в Google Play. Люди жалуются не некорректную работу после обновления. Можете прокомментировать?

– Знаем о проблемах, возникших у некоторых пользователей, и активно работаем над их устранением.

Обновление включало в себя масштабные изменения в архитектуре сервиса, что привело к некоторым временным сбоям. Например, невозможность авторизации через Google-аккаунт. Команда разработчиков уже выпустила ряд исправлений, которые должны решить проблему.

Для нас важно, чтобы абоненты чувствовали, что их слышат. Их проблемы не остаются без внимания.

«В Алматы средняя скорость интернета может составлять около 35 Мбит/с, а в Астане – около 50 Мбит/с»

– Планирует ли IZI предоставлять своим клиентам 5G-связь и проводить интернет в метро как, например, это сделал Kcell?

– IZI использует внешнюю телеком-инфраструктуру для оказания услуг связи, поэтому вопросы внедрения новых технологий, улучшения покрытия и строительства новых объектов находятся вне нашей компетенции.

Также важно отметить, что в Казахстане сейчас действует трехлетний мораторий на распределение частот для 5G. Несмотря на это, та телеком-инфраструктура, которую мы используем,  обеспечивает стабильное покрытие и высокую скорость интернета на 4G. Это полностью удовлетворяет потребности большинства пользователей, о чем свидетельствует рост количества абонентов.

– Какие в целом средние показатели скорости мобильного интернета от IZI по вашим замерам, например, в Алматы и Астане?

– Она может варьироваться от различных факторов, включая местоположение пользователя, технические особенности сети и влияние окружающей среды. Например, в Алматы средняя скорость может составлять около 35 Мбит/с, а в Астане – около 50 Мбит/с.

Но тут важно понимать, что эти показатели не всегда отражают объективный опыт каждого пользователя. В зависимости от местоположения, например, если абонент живет в районе с плохим сигналом или рядом с радиофобами, скорость может быть значительно ниже.

Хотя для просмотра видео в формате Full HD (1080p) достаточно скорости 5-10 Мбит/с. Однако сеть базового оператора, чьей инфраструктурой пользуемся, поддерживает более высокие показатели, что гарантирует стабильную работу даже при высокой нагрузке.

К слову, в последние годы объем потребляемого мобильного трафика постоянно растет. Это связано с улучшением качества сети, увеличением доступности интернета, обновлением абонентских устройств и ростом числа приложений, содержащих мультимедийный контент.

«На фоне инфляции и изменения валютных курсов затраты мобильного оператора на поддержание и пропуск трафика неизбежно растут»

– Еще людей интересует, планирует ли оператор увеличивать цены на услуги?

– На фоне инфляции и изменения валютных курсов затраты мобильного оператора на поддержание и пропуск трафика неизбежно растут. Что, соответственно, ведет к росту себестоимости услуг.

Помимо этого, современные тарифные планы включают в себя множество дополнительных сервисов, таких как развлекательные платформы, что требует инвестиций.
Тем не менее, мы постоянно совершенствуем нашу программу лояльности. Активные пользователи, которые потребляют контент через приложение, могут зарабатывать бонусные баллы и снижать расходы на мобильную связь. В некоторых случаях в два и более раза.

За каждую минуту времени, проведенную в развлекательных сервисах приложения, начисляем один бонусный балл, который эквивалентен одному тенге. К примеру, если пользователь посмотрит шоу длительностью 20 минут, то заработает 20 бонусов = 20 тенге.

– Каковы планы развития IZI на ближайшие несколько лет?

– Мы сосредоточены на улучшении клиентского опыта в уже запущенных функциях, в частности видеостриминговом и музыкальном стриминговом сервисах. Наша цель – создать пользовательский опыт, сравнимый с лидерами индустрии. Хотим, чтобы качество сервисов соответствовало мировым стандартам.

Также у нас большие планы по развитию контентной составляющей. В 2025 году в приложении появится несколько крупных проектов Originals – эксклюзивного контента, созданного нашей студией.

Креативная культура в Центральной Азии активно развивается – появляется все больше талантливой молодежи с ярким и самобытным стилем. Чтобы раскрыть свой потенциал, им нужны площадки, которые помогут в этом. IZI стремится стать именно такой платформой.

Вам будет интересно
«С каждым годом ИТ-решения в авиакомпании играют более важную роль». Вице-президент Air Astana – о цифровизации авиации
мобильные операторыIZIмобильная связьмобильный интернет