Айгул Жардемова-Гребенюк родилась в Атырау. В 20 лет ей пришлось отказаться от работы мечты и освоить совершенно новую для себя область. Сегодня Айгул – ведущий аналитик BCC HUB (дочерняя компания Банка ЦентрКредит).
Она рассказала Digital Business, как пересмотрела свой опыт в Казахстане после жизни в Лондоне, за что в ИТ отвечают стратеги и логики, и почему нетворкинг всему голова.
Любовь к химии перечеркнула… аллергия
— После школы вы пошли учиться на инженера, почему?
— С детства нравились технические специальности, в 1 классе обожала математику. А когда началась химия, откровенно влюбилась: участвовала в олимпиадах, защищала проекты на международном уровне. Уже в 9 классе знала, на кого буду учиться.
Поступила на инженера-технолога на химфак КазНУ. Но на 4 курсе у меня началась аллергия на реактивы – таких студентов 3-4 в год. Защитила диплом, но понимала, что по специальности работать не смогу. И взяла gap year (перерыв между учебой и работой – прим. Digital Business): подумать о будущем и переосмыслить планы на карьеру, которые не сбылись.
В 2015-м поступила в London Business School, выбрала курс по основам бизнеса. Это был очень плодотворный год: куча новых знаний и понимание, чего хочу от жизни. А еще стала намного самостоятельнее и поняла, как на родине со мной носились родители – в Европе так не принято.
Вернувшись в Казахстан, устроилась проектным менеджером в нефтяную компанию. Работа была косвенно связана с химией, пусть не в лаборатории и не на производстве, но это грело душу.
— Как из нефтяной отрасли попали в ИТ?
— Позвали в международный ИТ-стартап, тоже проектным менеджером. Согласилась, и буквально через месяц столкнулась с первыми сложностями.
Нужно было срочно внести изменения и выкатить новые фичи, но разработчики отфутболили: приходи через месяц-два. Это меня не устроило, да и сроки поджимали. Все ребята в команде были айтишниками, но в основном занимались бэкендом и на фронт особо не обращали внимания. Попросила научить меня элементарному: например, как изменить текст на сайте.
За фундаментальными знаниями пошла на факультет прикладной информатики КазНУ. Получала свою первую ИТ-специальность и параллельно работала, подкрепляя теорию практикой.
«В Лондоне меня научили быть хастлером»
— Почему вернулись в вуз, когда можно было обойтись курсами?
— Нужны были базовые знания. Считаю, что каждому, кто хочет работать в сфере ИТ, нужен какой-нибудь долгосрочный начальный курс. Это позволит понять, как работают системы, какие они бывают и для чего используются.
Сейчас технологии меняются очень быстро. Поэтому максимум, который можно получить в университете – это понимание основ работы систем в целом. Для начала этого хватит.
— В ИТ-сфере пригодились знания по основам бизнеса, которые получили в LBS?
— Очень. Более того – до сих пор использую их в бизнес-анализе. В Лондоне меня научили быть хастлером – специалистом, который помогает стартапу достичь коммерческого успеха и отвечает за продвижение. После нефтянки работала в нескольких стартапах, и эти знания мне помогли.
Но главным уроком стал нетворкинг. В странах СНГ не очень-то учат, как общаться с людьми, поддерживать с ними контакты и зачем все это. А в LBS объясняют, почему это важно, дают много классных инструментов. Там я стала более open-minded: открытой новому, изучающей, непредвзятой. Сейчас кажется, что это элементарные вещи, но для 20-летней меня это было открытием.
— Как получилось, что после стартапов вы попали в банк?
— Помог нетворкинг – пригласили бывшие коллеги, с которыми раньше работали в стартапе. Несмотря на то, что пришла по рекомендации, проходила все этапы отбора наравне с другими кандидатами.
В 2023 году у банка появилась «нефинансовая дочка» – BCC-HUB, куда меня взяли системным аналитиком.
— Чем человек такой сугубо ИТ-шной специальности занимается в финтехе?
— Системный аналитик – это мост между заказчиком, продуктовым менеджером, клиентами и разработчиками. Мы собираем требования к продукту, переводим их на технический язык и анализируем текущие возможности системы: как это можно реализовать, на каких рельсах, какие запросы будут и т. д.
Также нужно разбираться в задачах бизнеса и работать с базами данных, чтобы подготовить SQL-таблицы для разработчиков – на основе этой документации они пишут код. Системный аналитик – это стратег и логик, который помогает бизнесу понять, что надо сделать, и следит за правильностью решения задач на каждом этапе.
Как аналитику отрастить «профессиональные мышцы»
— Какие задачи перед вами ставят в BCC HUB?
— Я часть сore-команды BCC Business, которая разрабатывает и поддерживает ключевые сервисы банка, отвечает за интеграции, бесперебойность и безопасность базовых процессов. Мне нравятся такие челленджи – новые, интересные задачи учат гибкости и дают профессиональным мышцам расти.
Кроме того, перед нами ставят личные цели. Для каждого раз в год определяется индивидуальный план развития. В нем отражены «узкие» места, где человеку не хватает знаний, и задачи, в которых есть точка роста. К примеру, следующий шаг для системного аналитика – переход в архитектуру или управление проектами.
Также в компании практикуется менторство. Новичкам объясняют, как все устроено: знакомят с рабочими процессами и правилами коммуникации, учат запрашивать необходимые данные. А еще ментора можно попросить дать задачу посложнее, чтобы подтянуть скиллы, или оценить твою работу – взгляд со стороны очень релевантен.
Главное, что ты не останешься с кучей задач и вопросов один на один, особенно если попал в совершенно новую сферу или если это первая работа. Для меня лично это было очень полезно – без помощи сориентироваться в системах и структуре банка сложновато. За эти 2 года мне тоже довелось побыть наставником для троих коллег.
— При BCC HUB заработала ИТ-школа системного анализа. Чему там учат?
— Это программа для начинающих аналитиков. Мы с коллегами – я преподаю сбор требований – ведем очные и онлайн-сессии: немного теории и много практики на реальных кейсах.
Обучение бесплатное, занятия будут идти до конца июня – хотим найти перспективных специалистов, которых сможем в дальнейшем взять в команду. Это первый поток школы, и точно не последний.
— Насколько в вашей профессии важно обучение и какую роль в этом играет компания?
— Если по итогам ассессмента нужно обучение, банк всегда поддержит. У сотрудников с высоким грейдом также есть обязательства перед коллегами: проводим воркшопы, делимся опытом и успешными кейсами.
В ИТ-сфере обучение – это must have, потому что тренды очень быстро меняются, новые инструменты появляются ежедневно. Нужно быть в курсе, чтобы оставаться полезным.
Как сделать современные приложения доступными для всех
— Что помогает избежать выгорания на работе – удается соблюдать work-life balance?
— В первую очередь спорт. Мы с супругом занимаемся бегом – помогает сбросить стресс и освежить голову. Да и в самом хабе процессы выстроены уже с учетом work-life balance.
К примеру, когда уходишь в отпуск или на больничный, тебе блокируют почту и соцсети, связанные с банком. Ты не сможешь никому ничего отправить, и к тебе никто не обратится. Это отличает компании с уже выстроенными процессами – чувствуешь, что об этом уже побеспокоились за тебя. Раньше я работала в нескольких стартапах и нигде такого не видела.
А еще не так давно я заинтересовалась развитием инклюзивной среды.
— Очень интересно. Как вы к этому пришли?
— Тоже благодаря нетворкингу. Познакомилась с парой, где муж с нарушением зрения. Когда они смотрят кино вместе, он просит жену комментировать происходящее на экране. Но делать это параллельно с просмотром сложно – она не успевает следить за сюжетом и теряет нить. Их история меня тронула, и я поняла, что могу внести свою лепту в разработку мобильного кинотеатра для незрячих.
Присоединилась к команде, которая занималась аудиодескрипцией (описанием предметов, пространства, костюмов, действий и выражений лиц персонажей – DB). Удалось сделать аудио-описания к 4 казахстанским фильмам, один из которых на казахском языке. Как оказалось, этой сфере очень не хватает технологий: использование тулов и AI ускорило и удешевило процесс.
Во время работы нас консультировал человек с инвалидностью: все-таки мы, зрячие, не до конца понимаем специфику. Сейчас стараемся расширять наши инициативы и делиться опытом, чтобы доступность становилась нормой, а не исключением. Недавно завела телеграм-канал на тему инклюзии, делюсь мыслями по этому поводу.
— На каком уровне, по-вашему, доступность ИТ-продуктов в Казахстане?
— Я не эксперт в области доступности и не представляю сообщество людей с инвалидностью, но как ИТ-специалист понимаю, что многие продукты нуждаются в улучшении. Причем доступность – это не про один раз сделать и забыть, это продолжающийся процесс.
Считаю, что современные приложения должны быть доступными, потому что это базовое право человека. Ведь пока в обществе не будет равных прав и возможностей для каждого, не будут соблюдены права всех.
— Что посоветуете молодым ребятам, которые хотят войти в ИТ?
— Ничего не бояться, развивать софт-скиллы, включать креативность и коммуникабельность на полную. И как можно раньше начать совмещать учебу с работой – так знания лучше откладываются в голове.
Только на практике понимаешь, какая сфера тебе интересна и на чем стоит сконцентрироваться. В ИТ очень много направлений: backend- и frontend-разработка, архитектура, DevOps, базы данных, аналитика и т. д. И чем раньше войдешь в профессию, тем быстрее поймешь, в какую сторону двигаться.