Digital Business Finance продолжает цикл материалов об авторынке Казахстана. В первом выпуске мы говорили с экспертом Эдуардом Эдоковым о трендах авторынка, а второй материал посвящен растущей популярности китайских автомобилей. Побеседовали с автоблогером Диясом Валихан о причинах растущего интереса к китайскому автопрому, качестве этих машин, «вымирании» петролхэдов и самочувствии вторичного рынка.
Что происходит на рынке?
Консалтинговая компания GlobalData сообщила, что в апреле 2025 года продажи легковых автомобилей в Китае выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили около 2,1 млн единиц за месяц. В GlobalData отметили, что авторынок значительно поддерживается государственными субсидиями.
В Казахстане продажи китайских автомобилей тоже продолжают набирать обороты. По данным «Казахстанского автомобильного союза» за апрель этого года, в топ-10 моделей вошли сразу 3 китайские марки машин.
«В топ-10 самых продаваемых автомобилей практически без изменений — лидирует Hyundai (+44,4%, по сравнению с апрелем прошлого года). При этом бренд Chery вернулся на четвертую позицию с приростом в 38,8%, Jetour занял пятое место с показателем 114,8%, а следом за ним идут Geely с +44,4% и Haval с +76,7%», — говорится на сайте Союза.
В чем же кроется такой успех? Попробуем разобраться.
3 цитаты из интервью:
- «Если бы российские производители не ушли, сохранив за собой преимущество в сегменте до 10 млн тенге, то Китаю было бы крайне трудно завоевать рынок. Hyundai Creta, Kia Rio, Nissan Qashqai, Volkswagen Polo прекрасно продавались и закрывали потребности».
- «Идет тренд на полную автоматизацию и автономность. Все эти высокоинтеллектуальные системы позволяют машинам ехать без участия водителя от дома до работы».
- «Тренды и повестку в автомире сейчас формируют китайцы».
«Китайские машины смогли заполнить образовавшуюся пустоту»
— Начнем с главного вопроса: чем обусловлен такой успех китайских автомобилей в Казахстане?
— На рост популярности китайских автомобилей в Казахстане повлияли 2 важных фактора. Первый — это уход «традиционных» производителей с рынка из-за геополитической обстановки. Пропали бренды, которые раньше производились в России и без необходимости таможенной очистки поставлялись в Казахстан. Они занимали привлекательный ценовой сегмент в районе 10–12 миллионов тенге и пользовались большим спросом.
Речь идет о таких брендах, как Volkswagen, Nissan, Renault — иностранные компании, чьи автомобили собирались на территории России. Когда они исчезли с рынка, другие, уже знакомые нам производители не смогли закрыть этот дефицит.
Да, Hyundai привез в Казахстан модель Bayon, но это очень маленький кроссовер с маломощным мотором и слабой динамикой. Модель не особо понравилась покупателям, особенно мужчинам, для которых оказалась слишком компактной. Но зато совпало так, что к моменту ухода машин российского производства китайцы уже более-менее раскачали свою дилерскую сеть и сформировали предложения с привлекательной ценой. Совпадение этих двух факторов сформировало новый тренд на рынке Казахстана — большой интерес к китайскому автопрому. Сейчас статистика демонстрирует следующее:
- В топ-10 самых продаваемых новых автомобилей всегда стабильно присутствуют три китайские модели.
- В топ-5 автобрендов по продажам как минимум два китайских бренда.
Jetour значительно усилил свои позиции и регулярно конкурирует в топ-списках с Chery. За январь-апрель 2024 года Chery продал 4 474 машины, а Jetour — 2 562. А за аналогичный период 2025 года Chery увеличил продажи всего на 1,3%, а Jetour на 74%. Сейчас подтягивается и Geely — в этом году у них прирост в районе 65%.
— Все-таки китайский автопром обязан своим успехом набору случайностей больше, чем выстроенной стратегии?
— Думаю, да, это совокупность обстоятельств. Если бы российские производители не ушли, сохранив за собой преимущество в сегменте до 10 млн тенге, то Китаю было бы крайне трудно завоевать рынок. Hyundai Creta, Kia Rio, Nissan Qashqai, Volkswagen Polo прекрасно продавались и закрывали потребности рынка. Но китайские машины смогли заполнить образовавшуюся пустоту. Яркий пример — автомобиль TANK, у которого сейчас особо нет конкурентов в таком же ценовом сегменте. Может, УАЗ Patriot, но он уступает по качеству и не только. Toyota Prado сильно дороже. Можно сравнивать с Mitsubishi, но у них все-таки уже довольно старые конструкции и высокая прожорливость. Поэтому TANK 300 занял прочное место на авторынке.
— Насколько знаю, вы тоже владелец TANK и в принципе пользователь китайского автопрома? Что скажете на личном опыте?
— За 3 года у меня было 2 китайских автомобиля. Первый — Chery Tiggo 7 Pro. Проехал на нем 63 тыс. километров за полтора года и активно эксплуатировал без каких-либо поломок, только плановые ТО. Хотя слышал отзывы про ржавчину и другие неприятности, но у меня такого опыта не было. Отмечу, что на моем автомобиле стоял вариатор, а вот про коробку-робот я слышал нарекания, да. Но мой опыт был приятным. Сейчас езжу на TANK — скоро будет полтора года, пробег уже почти 50 тыс. Эту машину эксплуатирую сверхактивно — много путешествую и регулярно гоняю по бездорожью. И пока тоже доволен.
Но важно отметить, что в опытных руках TANK становится особенно проходимым автомобилем. После эксплуатации легковой машины стоит пройти «курс молодого бойца» и освоить весь внедорожный арсенал TANK, чтобы в полной мере раскрыть потенциал этого авто.
«Китайские производители машин уже никого не копируют — теперь копируют их»
— Вы позитивно высказываетесь о проходимости китайских автомобилей и их функциональности. Однако нередко автолюбители озвучивают 2 претензии к этим машинам. Одна из них в том, что китайские производители якобы уделяют больше внимания внешнему виду и тюнингу, чем ходовой части, например. Что скажете?
— Отчасти соглашусь, потому что новое поколение машин действительно больше превращается в гаджеты. Комментарии, о которых говорите, свойственны фанатам машин. Им больше важны драйвовость, водительские ощущения. Но процент таких людей, так называемых петролхэдов, все меньше и меньше. Например, сегодняшним молодым людям в принципе машины сильно реже интересны. Зумерам плевать на ходовую или устройство подвески.
А еще важно понимать, что у многих людей сформировано представление о китайских машинах на основе дешевых моделей. То есть тот же Haval, Geely, Jetour, Chery — это все масс-маркет, эконом-сегмент китайских автопроизводителей. Поэтому там нет особых технологий, дорогой инженерной настройки, сложной подвески. Но если посмотреть на более дорогой сегмент, найдутся машины гораздо интереснее и технологичнее. Например, суперкар YangWang U7, который может подпрыгивать или в противофазу наклоняться — это не снилось многим крутым европейским машинам.
— А что насчет обвинений в плагиате? Нередко поклонники корейского, японского и европейского автопрома сетовали на то, что китайцы копируют дизайн популярных моделей.
— Да, копируют. Но это мнение справедливо лишь отчасти. Дело в том, что школа китайского автодизайна лишь недавно вышла на международный уровень. Многие годы они просто повторяли известные модели для китайского рынка. Сейчас же в штате их автобрендов работают известные дизайнеры. Например, один из бывших главных дизайнеров BMW Крис Бэнгл много лет назад стал консультантом для китайской компании Changan Automobile. Пару лет назад в концерн Changan перешел бывший дизайнер Volkswagen Group Клаус Зисиора. И это не единичные примеры. На недавнем Шанхайском автосалоне было заметно, что китайские машины уже стали выглядеть сильно интереснее новых автомобилей европейских брендов.
Немаловажно то, что Китай вкладывает большие деньги в автопром. У них есть и средства на эксперименты с платформами и моделями, и технологии. Они уже никого не копируют — теперь копируют их.
Changan представила линейку своих моделей на выставке Auto Shanghai 2025. Фото: Changan Automobile
— А какие еще тренды сегодня наблюдаются в китайском автопроме?
— Идет тренд на полную автоматизацию и автономность. Все эти высокоинтеллектуальные системы позволяют машинам ехать без участия водителя от дома до работы. Поэтому во многих машинах предусмотрены раскладывающиеся сидения — авто едет, водитель отдыхает. В Китае уже популярны и такси с QR-кодом — пассажир сканирует, получает доступ в машину и едет без человека за рулем. В общем, первый тренд — развитие ИИ, а второй — повышенный комфорт.
— А готов ли Казахстан к таким инновациям?
— Психологически — да, а вот инфраструктурно пока нет. Поэтому покупка навороченных китайских автомобилей с датчиками и радарами почти бессмысленна для казахстанцев.
Также есть автомобили с закрытой операционной системой, куда нельзя установить сторонние приложения, поэтому для них тоже нет перспектив в Казахстане. А вот в машинах BYD можно поставить тот же Яндекс. Навигатор, поэтому их активно завозят к нам.
«Китайские автомобили эконом-сегмента могут вытеснить конкурентов с казахстанского рынка»
— Мы много говорим о новых автомобилях, но постепенно формируется и вторичный рынок. Принято считать, что китайские машины теряют в цене после выезда из салона гораздо сильнее, чем те же японские или немецкие конкуренты. Это ведь серьезный минус…
— Так получилось, что формирование вторичного рынка китайских автомобилей выпало на ценовую войну в Китае, когда крупные игроки специально демпинговали, чтобы убить маленькие компании. Например, я купил Chery Tiggo 7 Pro за 13 млн тенге, а через год машина в той же комплектации стоила 11,7 млн. На 10% машина подешевела. А на вторичном рынке будут отнимать 30% уже не от той стоимости, что заплатил я, а от нынешней цены на новую машину. Значит, моя машина за год подешевела на 40%. И это очень много, конечно. Но это был период турбулентности китайского рынка, сейчас цены более-менее устаканились.
Фото: Chery
— К слову про турбулентность: а влияет ли на автопром сегодняшняя ситуация с китайской экономикой и пошлинами Трампа?
— Как обыватель я не вижу никаких сильных потрясений китайского рынка. Он очень самодостаточный — жители Китая ежегодно «потребляют» 22 млн автомобилей. И это полностью внутреннее производство, а процент импорта в США мизерный. Поэтому американские пошлины конкретно на авторынке Китая никак не сказываются.
— Каковы ваши прогнозы на популярность китайских автобрендов в Казахстане в ближайшие 5 лет? Могут ли онт полностью вытеснить бренды, которые мы выбирали много лет подряд?
— Я даже не сомневаюсь в том, что это произойдет. Со дня на день должен открыться большой завод компании Astana Motors в индустриальной зоне Алматы. Там будут собирать китайские машины и планируют достичь высокого процента локализации, чтобы продавать за рубеж, в том числе в страны Таможенного союза. В теории это должно снизить стоимость китайских машин в Казахстане. И автомобили эконом-сегмента могут вытеснить конкурентов. С премиальных европейских автомобилей люди тоже постепенно будут пересаживаться на китайские автомобили, как минимум по причине большей ценовой доступности.
3 совета для тех, кто хочет приобрести китайский автомобиль
— А вы могли бы сформулировать советы для казахстанца, который хочет приобрести китайский автомобиль и не разочароваться?
— Если говорить про общие рекомендации, то для начала я бы обратил внимание на размер дилерской сети и наличие дилерского центра в вашем городе, чтобы не испытывать трудностей с плановым обслуживанием авто.
Также можно перед покупкой позвонить в дилерский центр и узнать цены и факт наличия запчастей, в том числе кузовных деталей. Это поможет заранее оценить, в какую сумму обойдется ремонт в случае ДТП или другого инцидента.
И третий пункт — обратить внимание на технические составляющие. Машина с классическим «автоматом» — самый надежный вариант, вариатор — второе место, роботизированная коробка — третье место. Распределяю именно по отказоустойчивости. По экономичности расхода топлива и скорости разгона робот обгоняет, наверное, всех. Но если человек хочет долго эксплуатировать автомобиль, то «робот» мне кажется более капризным вариантом.
Почему Дияс Валихан много рассказывает про китайские автомобили?
В завершение интервью мы затронули еще одну тему — обвинения в сторону автоблогеров в аффилированности с китайскими автобрендами. Дияс объяснил, почему казахстанские автоблоги уделяют столько внимания новому для нас автопрому.
— Люди нередко пишут в обвинительном тоне, мол, только про китайцев говоришь. А на самом деле я рассказываю про все машины, которые появляются на казахстанском рынке. Но дело в том, что бренды, представленные в Казахстане, на глобальном уровне не так много новинок презентуют, а те, что выходят, не всегда доезжают до казахстанского рынка. Например, KIA презентовала пикап Tasman, но пока он не представлен у нас — и не факт, что будет. В это же время у китайских автобрендов выходят друг за другом по 3 машины. Логично, что их очень много в медиаполе, в том числе в моем блоге. А альтернатив практически нет. Тренды и повестку в автомире сейчас формируют китайцы.