Алим Удербеков родился в Таразе в семье инженера-строителя. С детства видел, как хаотично устроены процессы на стройке и хотел изменить ситуацию. Первым проектом стал маркетплейс строительных материалов «ГдеМатериал», который работал в Казахстане и России . Однако продукт решал только одну из проблем. Чтобы создать нечто действительно инновационное, наш герой отправился в США. Там вместе с алматинцем Омаром Жандарбекулы они основали Surfaice – ИИ-платформу для оптимизации строительных процессов. В прошлом году проект привлек $1,5 млн инвестиций.
В интервью Digital Business Алим и Омар рассказали, почему оставили успешную карьеру на родине ради стартапа, какой была изначальная идея Surfaice и каким образом проект упрощает строительные работы. Также узнали, почему команда не берет много клиентов и как Surfaice удалось начать зарабатывать с первого дня.
«Понял, что хочу в Штаты, ведь именно там появляется все самое инновационное»
– Чем вы занимались до появления Surfaice?
Алим: – Я сначала окончил РФМШ в Алматы, а высшее образование получил в МГТУ им. Н.Э. Баумана в Москве по специальности «Моделирование и управление космическими комплексами». Однако в профессии не остался. Ушел в консалтинг, а затем попал в школу предпринимателей Яндекса. Искал идеи для своего проекта и создал маркетплейс строительных материалов «ГдеМатериал», который успешно работал в Казахстане и России.
Омар: – Я начал карьеру в Казахстане как инженер-строитель. Сначала участвовал в возведении Esentai Tower — многофункционального комплекса, где сегодня работает The Ritz-Carlton Almaty. Затем возглавил разработку единого графика строительных работ для Astana Expo 2017.
С таким бэкграундом поехал в США и в 2017 году поступил в магистратуру по инженерному менеджменту в Duke University, чтобы глубже понять, как цифровые технологии меняют стройку. После выпуска устроился в Katerra — стартап в сфере строительных технологий, который привлек $1,5 млрд инвестиций. Там руководил пилотным проектом K-90. Модульный 24-квартирный жилой комплекс в Лас-Вегасе мы собрали всего за 90 дней — это намного быстрее, чем обычно строят такие здания в США.
Затем перешел в компанию Rivian — производителя электромобилей. Тогда компании требовалось быстро развернуть инфраструктуру для электромобилей. Вместо традиционной поэтапной схемы мы ввели сквозной, полностью оцифрованный подход: от выбора площадки и разрешений до постройки и запуска все управлялось в единой ИТ-системе. Такая модель позволила менее чем за два года развернуть сеть Rivian Adventure Network на 300 скоростных зарядных станций, открыть более 50 сервис-центров и расширить завод в Иллинойсе.
– У каждого из вас хорошо развивалась карьера в найме. Почему вдруг решили оставить стабильную работу?
Омар: – За 10 лет в отрасли убедился изнутри: строительные проекты по-прежнему сковывают ручная рутина, непрозрачность данных и разрозненные системы. Попытки что-то исправить в крупных компаниях упирались в бюрократию: прежде чем запустить хоть какой-то эксперимент, нужно полгода согласований. Появление ИИ кардинально меняет правила — теперь можно автоматизировать рутину и связать процессы «под ключ».
Когда мы с Алимом набросали первые схемы Surfaice, понял: вот шанс создать инструмент, которого всегда не хватало в управлении строительными процессами. Чтобы довести идею до продукта, вышел из корпоративной зоны комфорта и полностью переключился на Surfaice.
Алим: – Все, что происходило в моей карьере, объединяет одно — всегда старался делать что-то реально ценное. В случае с маркетплейсом главной инновацией тогда стал технологический «движок», который все связывал: логистику, данные. В 2022 году уехал из России во Вьетнам и почти сразу понял, что хочу в Штаты, ведь именно там появляется все самое инновационное.
Получил визу, купил билет, забронировал отель — решил, что если даже не будет четкого плана, найду какой-нибудь хакатон и начну расширять нетворк. Но потом задумался — зачем ехать просто так? Стал искать точку входа и узнал о программе от Draper University, которую организовывал Astana Hub. Подался, попал в топ-20 предпринимателей из Казахстана и поехал в США.
У меня не было цели во что бы то ни стало запустить стартап. Было интересно понять, что делает Кремниевую долину такой особенной.
– Удалось найти ответ на этот вопрос?
Алим: – На мой взгляд, дело в культуре, которую здесь формировали годами. Семья Дрейперов — хороший пример: четыре поколения подряд занимаются венчурными инвестициями. Здесь выросло целое сообщество, которое понимает, как работают стартапы, и поддерживает их.
В других странах, включая Казахстан, часто стартап — улучшенная версия чего-то уже существующего. Но не всегда это действительно инновация. В США всегда задают вопрос: «А что ты меняешь в мире?» Именно такое мышление отличает Долину от всех остальных.
Омар: – Главное отличие Долины — в подходе. Здесь стартап — не просто бизнес или удобный сервис. Это исследование, эксперимент, попытка предложить радикально новый путь. Например, AirBnB: они не строили отели, а просто переосмыслили, как можно по-другому сдавать жилье, и это перевернуло всю индустрию.
«Конечная цель – полностью построить дом с помощью ИИ»
– Как к вам пришла идея Surfaice?
Алим: – Во время поездки в США у меня уже была рабочая платформа для инвестиций в строительство на ранних стадиях. Казалось, что этот проект действительно может всех удивить. Но все вышло по-другому. Новые знакомые, связанными с венчурными фондами, помогли посмотреть на ситуацию иначе. Они сказали — ты не создаешь ценность, а просто играешь на ценовой разнице.
Это был момент переосмысления. Стал искать новые идеи и понял, что меня всегда тянуло в само строительство. Когда мне было 5, мы переехали в строящийся дом. Мой отец, учитель математики по образованию, стал строителем, а я ему помогал: таскал инструменты, общался с рабочими и буквально засыпал в песке. Позже стал замечать, насколько в строительстве все криво и хаотично. Уговорил папу купить компьютер, чтобы делать сметы в Excel, потом освоил AutoCAD, начал разбираться в проектировании и учиться вместе с отцом. Но разрыв между тем, как проектируются здания, и как реально они строятся — просто огромный.
Перестал питчиться со старым продуктом. Начал ходить на встречи с фондами, рассказывал о своем опыте и спрашивал, во что они инвестируют. Почти каждый отвечал, что вкладывается в ИИ. Понял, что нужно придумать, как искусственный интеллект может изменить сферу строительства. Если в ИИ немного разбирался, то профессиональных знаний в строительстве не хватало. Стал искать человека с соответствующим бэкграундом. Общий знакомый рассказал мне про Омара и предложил встретиться. Мы несколько часов проговорили о стройке и нащупали идею Surfaice.
– В чем она заключалась?
Алим: – Конечная цель – полностью построить здание с помощью ИИ. Однако идти к ней нужно постепенно. Поняли, что легче всего автоматизировать строительство типовых зданий вроде ресторанов McDonald’s или Starbucks. В этом случае ИИ не должен придумывать, как объект будет выглядеть, нужно лишь выполнить известный алгоритм.
Затем определились, для кого именно делаем платформу. Остановились на проджект-менеджере, то есть прорабе. Именно от этого человека на стройке зависит все.
– Что сейчас может предложить Surfaice?
Омар: – Мы адаптируем Surfaice под конкретного застройщика: ИИ учится на его проектах и каждый спринт расширяет навыки. Не просто догадываемся, что нужно рынку, а вместе с пользователями формируем продукт, собирая его как пазл. Уже сегодня цифровой ассистент закрывает весь предпроектный цикл и экономит в среднем до 30 % времени команды. Сейчас он умеет:
- искать подходящие площадки под застройку;
- проверять их доступность, изучать юридические ограничения;
- организовывать выезд бригад на замеры;
- собирать данные, формировать бюджеты и графики;
- запускать тендеры на поиск подрядчиков;
- помогать с оформлением разрешений и т.д
– Быстро ли удалось найти первых клиентов?
Алим: –Еще до полноценного запуска системы. Наш первый клиент – казахстанская сеть детских парков Avataria. Заказчику нужно было найти свободные помещения для развлекательного центра в Казахстане и Узбекистане. Мы быстро собрали систему, которая начала писать всем управляющим торговых центров и действительно нашла подходящие варианты.
Второй кейс — компания Citix. Для них начали тренировать ИИ, чтобы он мог предлагать потенциальные места размещения смартбордов в разных городах.
Клиентов в США искали чуть дольше. Первым стал коммерческий брокер — Urban Rock Properties, который помогает Amazon, Tiffany, Tesla и другим компаниям искать нужные локации. Пилот оказался настолько успешным, что брокер вскоре инвестировал в Surfaice. Следом подключился крупный генподрядчик, обслуживающий проекты Walmart и McDonald’s. Для него автоматизируем управление тендерами и координацию, чтобы параллельно вести десятки региональных строек без потерь во времени и качестве.
Сейчас у нас чуть меньше 10 клиентов из сферы B2B. Но мы осознанно не увеличиваем их количество, потому что не продаем готовый продукт, а создаем индивидуальное решение, на основе стандартных ИИ модулей. Такой подход позволил начать зарабатывать с первого дня существования проекта.
– К слову о деньгах. Сколько стоят услуги Surfaice?
Омар: – Ценообразование индивидуальное. В Казахстане научились делать простых типовых AI-агентов, которые решают определенную задачу, например, поиск локации. Такие агенты стоят от $1000. В США другой уровень: там строим более сложных цифровых сотрудников, которые управляют целыми проектами. В этих случаях речь идет о сотнях тысяч долларов.
«Если ты делаешь свою работу хорошо — фандрайзинг случится сам собой»
– В прошлом году вы привлекли $1,5 млн инвестиций. Кто стал ключевым инвестором?
Алим: – Один из наших первых инвесторов — фонд Sturgeon Capital. Они дали первый чек, но поставили условие — собрать дополнительно $1 млн .
Параллельно хотели привлечь Shadow Ventures — один из лучших специализированных венчурных фондов в Construction Tech, который инвестирует в 3-5 проектов в год. Сначала получили отказ, но когда показали прогресс, подписались с ними. Также в раунде участвовали венчурные фонды iSeedVC, Big Sky Capital, Plug and Play и MOST Ventures.
Омар: – Для нас фандрайзинг — не разовая история, а постоянный процесс. Surfaice всегда открыт к партнерам, которые разделяют наше видение и способны привнести стратегическую ценность.
Все просто: если ты делаешь свою работу хорошо — фандрайзинг случится сам собой. Если этого не произошло — либо ты пока не нашел нужных людей, либо проект надо доработать.
– Как часто вы получали отказы?
Алим: – Бывало. Например, на раннем этапе встречались с Питом Флинтом из американского фонда NFX — он построил два юникорна, один вывел на IPO, второй продал. Тогда мы не были готовы к этой встрече, поэтому не ответили на вопросы достаточно хорошо и получили отказ.
– На ваш взгляд, почему инвесторы отказывают?
Алим: – В долине тысячи фондов. И ты не знаешь, кто перед тобой: активный инвестор, человек с микрофондом, просто знакомый инвестора, или тот, кто вообще не инвестирует, а собирает идеи для своего стартапа.
Часто отказы приходят не потому, что фаундер плохой или проект неинтересный — а потому, что ты просто попал не туда.
«Стараемся нанимать людей из нашего региона»
– Кто, помимо вас, работает над Surfaice?
Алим: – Сейчас в Surfaice около 25 человек. Основной костяк — software-инженеры и AI-ресерчеры. При этом стараемся нанимать людей из нашего региона, потому что в Казахстане сильная фундаментальная школа.
Но и в Штатах у нас тоже есть крутые специалисты. Например, одна из менеджеров с более чем 20-летним опытом в construction раньше была директором по строительству сети супермаркетов 7-Eleven: запускала 350+ магазинов в год, управляла командой из 150 человек. С сентября она с нами.
– Как будет развиваться продукт в ближайший год?
Омар: – У нас есть одна основная цель: первыми в мире показать, как с помощью ИИ может быть построен типовой проект быстрее и эффективнее. Для этого подключаем крупные ритейл-компании в США и Казахстане, которые используют наших типовых цифровых агентов для стройки.