Алматинка развивала дворовой спорт, а в кризис решила создать бизнес по аудиопроменадам

В 2012 году алматинка Анна Шелепова, уволившись из редакции, вместе с мужем начала строить в родном дворе ледовый каток. Во время Универсиады-2017 туда приехала сборная Канады по хоккею вместе с послом страны, а затем наработки Анны по созданию спортивных площадок в казахстанских дворах были взяты на вооружение городскими акиматами. Однако во время пандемии девушке пришлось задуматься о чем-то новом и прибыльном, и она запустила первый в Казахстане бизнес по проведению иммерсивных аудиоспектаклей на улицах.

Мы поговорили с Анной о том, как она прошла путь от журналистики и обустройства дворовых площадок до PR, а затем увлеклась аудиопрогулками по Алматы.

«Хотя бы кофе разносить — не уйду, пока не возьмете»

— Я родом из Алматы. Окончила военно-спортивный колледж ЦСКА, затем поступила в Алматинский институт международных профессий. Но чувствовала, что знаний не хватает. Поехала учиться в Москву и Санкт-Петербург — там получила образование журналиста, социального предпринимателя и специалиста по психологии спорта.

На первом курсе начала работать в республиканском еженедельнике. Пришла в редакцию, села на подоконник и сказала: «Возьмите на работу, хотя бы кофе разносить — не уйду, пока не возьмёте». Повезло: нужно было срочно сходить на важную пресс-конференцию, а свободных журналистов не оказалось. Я пошла и принесла хороший материал.

С этого началась моя практика. Делала «черновую» работу, училась в процессе. Потом мои тексты стали попадать на первые полосы, и меня приняли в штат. В итоге журналистика затянула меня почти на 10 лет. Но вскоре я ушла в декрет, а после него вышла уже на новое место — в PR-службу Kaspi.

«Начали строить каток, а построили субкультуру»

— В 2012 году вместе с мужем задумали возродить культуру дворовых катков, которые после развала СССР оказались никому не нужны. Насколько помню, тогда в Алматы не было ни одного современного катка, кроме «Luxor» и «Медео». Я была немного наивна и начала писать письма в КСК и акимат — казалось, чиновники обязаны что-то сделать. Но после серии отписок стало ясно: толку не будет. Поэтому взяли все в свои руки и начали с собственного двора за магазином «Военторг».

Однако на одном желании каток не построишь, поэтому пришлось продать мотоцикл мужа и распечатать домашнюю копилку. Кроме того, я занялась краудфандингом в соцсетях. Первый серьезный вклад сделала частная компания — подарили хоккейные борта на 3 млн тенге.

Муж — большой любитель хоккея — купил шланги и начал заливать лед. Увидев это, соседи также стали подключаться: кто-то помог с освещением, кто-то — с ремонтом забора, а другие начали обращаться с предложениями к бизнесменам. Выяснилось, что многие давно мечтали о дворовом катке и были готовы вложиться. Просто нужен был тот, кто сдвинет дело с мертвой точки. Начали строить каток, а построили субкультуру.

«Как мы сыграли в хоккей с канадцами»

— В 2014 году я ушла из банка и открыла общественный фонд Sport Concept. Уже будучи фондом, мы выиграли грант от европейской организации Reach for Change — 4 млн тенге. Деньги пошли на развитие двора и инфраструктуры. Но настоящим толчком к развитию стал мастер-класс, который для детей провели канадские хоккеисты, приехавшие на Универсиаду-2017 в Алматы.

Вместе с мужем мы встретились в Астане с представителями посольства Канады и договорились о мастер-классе для наших детей. Я поставила в известность акимат. И когда чиновники узнали про международный масштаб — срочно начали достраивать каток. Вскоре в наш двор приехали посол Канады и около 50 хоккеистов. Запланированный на один час мастер-класс продлился два с половиной часа. После этого случая меня пригласили в партию «Нур Отан»: «Слышали, что вы организовали канадцев — хотим такие площадки в каждом дворе».

Так в Алматы появился первый многофункциональный корт. Зимой — коньки и хоккей, летом — ролики и теннис. В целом эта площадка стала уникальным шоу-кейсом для городской программы «Спорт в моем дворе». А сам проект стал важной частью моей жизни и работы в сфере социального предпринимательства. И хотя я давно не живу в этом дворе, соседи по-прежнему ухаживают за кортом и активно им пользуются.

Если перевести в деньги все полученные гранты, пожертвования, помощь от акимата (в виде стройматериалов и т. д.), то за все время в корт вложили около 100 тысяч долларов. Но главное — не сумма. Самое ценное для нас с мужем и соседями — дети. Благодаря этой площадке они занялись большим спортом. Наш сын стал чемпионом Казахстана в составе ХК «Стрижи» и переехал в Москву, дочь также профессионально занимается шорт-треком.

Другие ребята тоже продолжают спортивные карьеры — в хоккее, фигурном катании и шорт-треке. Есть инклюзивные команды.

«Covid, Кантар и аудиопроменады»

— Всего за время работы в коллаборации с бизнесом наш фонд построил спортивные площадки примерно в 10 дворах Алматы и Караганды. Хотели, чтобы дети могли заниматься элитными видами спорта — типа хоккея или большого тенниса — но в шаговой доступности. Даже провели турниры любительских команд по хоккею из Алматы, области и Кыргызстана.

Работая как фонд, я продолжала выигрывать гранты, но мне перестала нравиться сама модель НПО, когда инициативная группа зависит от некого лица или организации. Поэтому я занялась социальным предпринимательством. Для начала открыла ИП: организовывали футбольные и хоккейные турниры для частных компаний, проводили спортивные ивенты, а также, как благотворительный фонд, собирали деньги на социальные проекты. Понимая, что нашла свою нишу и дело, которым хочу заниматься в дальнейшем, начала параллельно обучаться в бизнес-инкубаторе и развивать финансовую модель. ИП в итоге стало небольшим классическим PR-агентством. Но пандемия изменила все.

Агентство тогда пришлось закрыть — раздарила мебель, отказалась от офиса и абсолютно не понимала, что будет в PR-сфере. Помню, плакала, потому что не знала, как буду кормить детей и платить зарплаты сотрудникам. Но в трудные минуты помогает цель. Неожиданно я вспомнила про аудиопроменады, с которыми познакомилась, будучи в Москве. Подумала заняться ими в Алматы. Сначала хотели купить франшизу, но она оказалась очень дорогой. Поэтому первый аудиоспектакль пришлось создавать самим.

Что такое иммерсивный аудиоспектакль или аудиопроменад?

— Аудиоспектакль или иммерсивный променад — это новый формат аудиоэкскурсии, в котором сочетаются театральная постановка, квест, исторические данные о местности и само путешествие. Это одновременно и спектакль, и необычная экскурсия, и интерактив, и даже медитация. Вместо театральной сцены — город, вместо гида — голос в наушниках, а актеры — это сами участники. Прогулка проходит в наушниках — это уникальная возможность услышать то, что сложно расслышать в шуме города, и взглянуть на родной мегаполис с нового ракурса. В среднем аудиоспектакли длятся полтора часа и стоят недорого.

«На первый аудиоспектакль деньги собрали сами»

— В пандемию у людей был страх и чувство неопределенности — хотелось сделать добрую мотивационную историю. Так появился аудиопроменад «Куда дальше». Толком не разбираясь в экономике, мы набрали дорогостоящих специалистов: сценариста, режиссера, звукорежиссера и актеров. Даже был ансамбль, который писал авторскую музыку. Проект делали международной командой — Казахстан, Россия и Узбекистан.

В 2021 году себестоимость первого аудиоспектакля составила свыше 7 млн тенге. И это было очень дорого для стартапа, потому что постоянного дохода у нас не было, а бизнес-модель еще не была просчитана. В итоге собрали сумму из собственных и спонсорских средств. Нас поддержали казахстанские компании, одна из которых подарила краску на 1 млн тенге, так как по маршруту были граффити. Другая оплатила работу уличных художников, третья — работу композитора и его командировки.

Первый проект был скорее авантюрой, чем бизнесом. Потом эти 7 млн тенге отбивали еще год, но зато приучили клиентов к формату аудиопрогулок. И только потом вышли на самоокупаемость и начали зарабатывать на корпоративных показах.

Со временем бизнес стал разрастаться, стали появляться заинтересованные клиенты, партнеры и спонсоры, а потом случился Кантар. Люди опять погрузились в страх. Но это снова породило интерес к тому, что мы делали — горожане пошли на добрый зимний спектакль «Время мечтать» в Главном ботаническом саду Алматы. На спектакле люди плакали — это была настоящая терапия.

Через некоторое время мы с партнером разошлись, и я начала заниматься аудиопроменадами сама. С прошлого года появились новые форматы — солопрогулки в Telegram-боте и стендап-экскурсии, когда об истории городов рассказывают комики. Прямо сейчас реализую давнюю мечту — создаю детский променад в Ботаническом саду Алматы на лето.

О бизнесе сейчас

— Сегодня мой бизнес в чистом виде — это PR-агентство с УТП в виде аудиопроменадов. Реализовали два променада в Telegram-боте и порядка десяти групповых променадов. Думаю, если рассматривать позицию на рынке, то мы — единственные, кто работает в этом формате системно с 2021 года. В команде сценаристов — три человека, есть режиссер и звукорежиссер, а в среднем на один променад привлекаем еще двух-трех актеров озвучки. Команда арт-гидов — это четыре-шесть человек на один город. Создали понятный сайт, где можно заказать променады.

Также развиваю направление аудиопрактик — это медитации, Silent Yoga , техника работы с телом. Новое направление для Казахстана Silent Yoga решает проблему постороннего шума. Sound Off Yoga или Silent Yoga (бесшумная йога) практикуется во многих йога-студиях США. С прошлого года преподается и в Алматы. Человек под музыку слышит голос тренера и выполняет упражнения.

Стоимость променадов гибкая. Например, Telegram-боты бесплатны за счет спонсоров; групповые променады — от 4 000 тенге за детский билет до 8 900 за взрослый. Для сравнения в Москве аналогичные прогулки стоят от 18 до 24 тыс тенге.

Наушники позволяют глубоко погрузиться в голос и музыку, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это еще одно важное и уникальное направление моей деятельности. Сейчас веду переговоры с управлением туризма Алматы, с крупными ТРЦ, с национальными парками по созданию информационно-образовательных солопрогулок.

Можно ли купить квартиру в Алматы хотя бы в ипотеку, занимаясь аудиопромендами? Вряд ли. К сожалению, прошедший год не является показательным для продюсерского центра и променадов. Я тестировала новые практики Silent Yoga, Mind & Body, прогулки с использованием Telegram-ботов. Инвестировала 2,5 млн тенге в новое фитнес-оборудование, которое можно использовать на природе под музыку и спектакли. Смотрела, что больше зайдет алматинцам, участвовала в тендерах на диджитал-маршруты, предлагала интересные решения, но ничего не выиграла. А как у женщины-предпринимателя у меня есть и личные задачи — не запустить учебу и воспитание троих детей. Поэтому с точки зрения бизнеса я пока не очень довольна финансовыми показателями.

5 уроков от Анны Шелеповой

— Я допускала множество ошибок: слишком рано масштабировалась, работала без юридических контрактов, теряла деньги, доверялась неподходящим людям. Но все-таки сохранила репутацию. Пережила сложный прошлый год, переосмыслила подход и сегодня возвращаюсь к активной работе, живя на две страны (Казахстан и Россия) и управляя удаленно. На основании ошибок вывела пять рекомендаций:

  1. Не жди идеального момента, он не придет — надо действовать и пробовать;
  2. Думай о клиенте. Какую боль решаешь, как можешь это сделать максимально круто;
  3. Не бойся ошибок! Люди ошибаются, и ты тоже. Относись к этому, как к уроку, и делай выводы;
  4. Быстро и много учись. Время меняется, нужно уметь оставаться современным и интересным;
  5. Старайся быть в хорошем настроении, из состояния ресурса можно сделать многое.

Вам может быть интересно

Бросил школу ради стартапа и получил $1 млн в Лондоне. История подростка из Алматы

аудипроменадиммерсивный аудиоспектакльмой бизнес