Жанель Аскар 18 лет. Она с детства привыкла к переездам. Из Казахстана вместе с семьей уехала в 7 лет. За это время девушка успела пожить на Кипре, в Словакии, а затем оказалась в Испании. Там пошла в местную школу и столкнулась с проблемами в адаптации. Жанель справилась с трудностями и начала помогать другим детям-мигрантам освоиться в новой стране: выучить язык, найти друзей и не стесняться своего происхождения. Сейчас ее сообщество работает в трех городах Испании, а сама казахстанка стала делегатом от нашей страны на конференции Global Peace Summit от ООН в Нью-Йорке.
Узнали у Жанель, с чем возникли сложности при адаптации в Испании и с какими трудностями сталкиваются дети-мигранты в местных школах. Также девушка рассказала, с кем ей удалось познакомится на саммите в Нью-Йорке, и как она успевает совмещать учебу с общественными инициативами и хобби.
«Испанцы умеют быть терпеливыми и ставят в приоритет эмоциональное благополучие»
– Когда мне было 11, мы оказались на Тенерифе. Несмотря на определенный опыт переездов, именно в Испании поняла: чем старше становишься, тем сложнее адаптироваться. Ведь начинаешь сильнее чувствовать разницу в культуре, языке и менталитете.
К тому моменту хорошо говорила по-английски и быстро подружилась с ребятами из Великобритании. Однако в этом были и свои минусы. Я не пыталась познакомиться с испанской культурой или выучить язык, поэтому местные дети не видели во мне интереса к общению. Начала ощущать себя посторонней, хотя внешне все было вполне дружелюбно.
Позже взяла на себя инициативу: начала учить язык, больше общаться с местными ребятами и в итоге сама стала тем человеком, который помогает другим адаптироваться. Поняла, что интеграция – двухсторонний процесс. Нельзя ждать, что тебя поймут, если ты сам не делаешь шаг навстречу. Вспоминая тот опыт, осознаю, что именно он стал точкой, где во мне появилось желание строить мосты между людьми.
Испания – очень яркая и солнечная страна, и это чувствуется не только в климате, но и в людях. Здесь впервые ощутила, как сильно культурная атмосфера может влиять на образ жизни. Испанцы умеют наслаждаться моментом, ценят простые радости и живут без спешки. Они легко идут на контакт, открыты к общению, умеют быть терпеливыми и ставят в приоритет эмоциональное благополучие. Это сильно отличается от атмосферы постоянной гонки, которую ощущала в других странах.
Также мне нравится, что Испания – мультикультурная страна. Здесь живут люди со всего мира — из Латинской Америки, Африки, Европы и Азии. Это создает удивительное многообразие языков, традиций и кухонь.
Однако, при всей этнической и культурной насыщенности, заметила, что испанцы не всегда проявляют искренний интерес к другим культурам. Многие плохо ориентируются в географии и часто не знают даже базовой информации о странах, откуда приехали их одноклассники или соседи.
«Не хватает академической строгости и чувства целеустремленности»
– В Алматы окончила только первый класс школы. Этот короткий опыт, а также общение с нашими ребятами помогли заметить, насколько разными могут быть подходы к образованию в зависимости от страны.
Так, в Казахстане учебная программа гораздо интенсивнее и с акцентом на теорию. Материал подается быстро, а требования к ученикам высокие. В Испании все происходит в более спокойном темпе: учителя объясняют темы медленно, без давления, и с готовностью повторяют информацию столько раз, сколько нужно. С одной стороны, это развивает критическое мышление и снижает стресс. С другой – в системе не хватает академической строгости и чувства целеустремленности. Кроме того, программа в испанских школах гибкая, можно выбрать предметы, которые хотите проходить.
Также заметила различия в отношениях между детьми. В Казахстане по моим воспоминаниям и рассказам друзей с раннего возраста формируется конкурентная среда, порой даже токсичная. В Испании, наоборот, дети чаще настроены на помощь и поддержку. Они искренне рады, если у них что-то спрашивают, и гордятся, что могут что-то объяснить другим. Это создает теплую атмосферу, но в то же время у многих школьников не вырабатывается привычка ставить амбициозные цели и добиваться их.
В частных испанских школах используют личные ноутбуки со встроенными ИИ-ассистентами и программами. Я учусь в обычной государственной школе, поэтому у нас нет такого количества технологий: носим на занятия обычные тетради и учебники. Тем не менее, у старшеклассников появляется все больше цифровых инструментов. Например, на уроках технологий и инженерии работаем с электрическими схемами и механизмами, создаем макеты сигнализаций и датчиков парковки для автомобилей.
Начала активно готовиться к поступлению, однако все еще определяюсь с направлением. Если выберу медицинский вуз, то, скорее всего, останусь в Испании, так как большинство стран не предоставляет финансовую помощь иностранным студентам-медикам. Если решу поступать на биофак, социологию или международные отношения, то круг стран расширится. Изучаю возможности в университетах США, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Италии и Франции. Везде обращаю внимание на академическую репутацию, наличие стипендий и исследовательских программ, так как занимаюсь исследовательской работой в области иммиграционного неравенства еще со средней школы.
«Стараемся не просто учить, а поддерживать»
– Когда перешла из частной английской школы на Тенерифе в государственную в Аликанте, то уже говорила по-испански и знала культуру — но все равно ощущала себя чужой. Однако детям, которые только что приехали из других стран, было еще тяжелее. Они не знали языка, не понимали, как все устроено, и чувствовали себя потерянными и одинокими.
Еще на Тенерифе решила помочь таким ребятами и начала вести уроки испанского для недавно переехавших учеников. Сначала на русском и английском, позже — с помощью волонтеров — добавились французский, немецкий и арабский.
В школе в Аликанте продолжила проект. Без прежней поддержки было трудно, однако знание языков помогло привлечь учеников и новых волонтеров.
Сегодня это настоящее сообщество. В трех городах Испании мы проводим занятия, воркшопы, встречи, где каждый ребенок может быть собой. Работаем с детьми из Сирии, Украины, Марокко, России, Казахстана, Латинской Америки и других стран. У каждого своя история переезда — война, экономические причины, семья. Но всех объединяет одно: языковой барьер, одиночество, непонимание. Стараемся не просто учить, а поддерживать — объяснять школьные правила, местные обычаи, предоставить возможность делиться своей культурой и гордиться ею. Главная цель — дать почувствовать детям , что их голос важен, а их национальная идентичность — это сила, а не препятствие.
«Мечтаю глобально влиять на политику»
– Регулярно читаю различные форумы и блоги, посвященные правам человека. На одном из них впервые узнала о конференции Global Peace Summit от ООН в Нью-Йорке. На ивенте можно было поучаствовать в дискуссиях и дебатах на важные мировые темы, а также лично пообщаться с дипломатами, послами и представителями ООН.
Подала заявку через официальный сайт. Нужно было ответить на три вопроса в формате эссе на 400 слов на каждый пункт: рассказать о своем опыте, объяснить, почему хочу принять участие в саммите, и как полученные знания и навыки смогу применить на практике. Написала о своем проекте поддержки детей-мигрантов в Испании, об исследовательской работе, связанной с барьерами в сфере здравоохранения для мигрантов, и о своей мечте: получить должность, на которой смогу глобально влиять на политику.
Через несколько недель получила письмо с приглашением стать делегатом от Казахстана на саммите. Это был один из самых радостных моментов в жизни.
На саммите обсуждались ключевые глобальные темы: участие женщин в защите прав человека, конфликты на Ближнем Востоке и изменения климата. Но больше всего впечатлили участники — докторанты ведущих университетов, журналисты, побывавшие в горячих точках, и другие активисты. Это окружение стало мощным источником мотивации.
«Нам, выросшим в Казахстане и других странах СНГ, с детства прививают сдержанность, серьезность, скромность»
– Учеба, исследования, саммиты и проект требуют много времени и сил. Чтобы не выгорать, научилась все планировать: ставлю цели на неделю и день, и обязательно оставляю время на отдых. Поддержка семьи тоже очень важна. Мы делимся идеями, напоминаем друг другу: забота о себе — это тоже дело. Иногда устраиваю себе «тихий день» без соцсетей — просто читаю, смотрю фильмы, сплю. Это помогает перезагрузиться.
Помимо учебы и проектов, увлекаюсь книгами, языками и историей. Особенно люблю европейскую историю и мемуары людей, изменивших ход событий. Свободно говорю на английском, испанском, валенсийском и русском, активно учу немецкий и казахский. Недавно начала играть на гитаре — это помогает расслабиться и выражать эмоции. Весной и летом бегаю, зимой занимаюсь пилатесом.
Мой главный совет подросткам, которые только переехали в другую страну — чаще улыбайтесь и будьте открыты. Нам, выросшим в Казахстане и других странах СНГ, с детства прививают сдержанность, серьезность, скромность. В другой культуре это может восприниматься как холодность. Но простая улыбка способна разрушить барьеры, помочь завести друзей и показать, что вы открыты к общению.
Будьте любопытны. Задавайте вопросы, делитесь опытом. И помните: адаптация — путь, а не гонка. Ошибки — это нормально. Позвольте себе быть собой. Со временем вы не только найдете свое место, но и сможете поддерживать других на этом пути.