После официального перехода Qazaq Air под управление вьетнамского лоукостера VietJet и начала трансформации в VietJet Kazakhstan, в отрасли усиливаются разговоры о грядущих кадровых перестановках. Digital Business побеседовал с пилотом бизнес-джетов Канатом Жамбыловым (имя по просьбе пилота изменено — прим.ред), чтобы выяснить, к чему стоит готовиться казахстанскому рынку.
VietJet откусит большой кусок пирога
Канат Жамбылов подчеркивает, что в страну заходит сильнейший международный игрок, и это неизбежно спровоцирует «перетягивание» пилотов, инженеров и других авиационных специалистов. Наш собеседник добавляет, что его слова лишь подтверждает новость о том, что вьетнамская компания SOVICO (владеет VietJet) намерена приобрести один из казахстанских аэропортов. Жамбылов предполагает, что это будет воздушная гавань в центральном Казахстане, но об этом далее.
— Чтобы удержать своих сотрудников, казахстанские авиакомпании начнут поднимать зарплаты. Соответственно, и у нас, возможно, условия начнут улучшаться — посмотрим, время покажет. В любом случае люди пойдут во VietJet Kazakhtan из-за хороших условий. Насколько я знаю, вьетнамцы кормят отлично, и зарплаты у них достойные. Единственное, что раньше мало кто хотел на винтах летать (Bombardier dash 8 q400 — самолеты, из которых сейчас на 100% состоит парк Qazaq Air — прим.ред), — говорит Жамбылов.
Начнется текучка
Наш собеседник уверен, что VietJet зайдет с тактикой «Яндекса», который начнет поглощать рынок на правах сильного, а затем будет диктовать правила.
— Сначала, уверен, все будет хорошо — первые два-три года. В начале — конкуренция, борьба за персонал, высокие зарплаты. Потом — посмотрим. Когда один из игроков укрепится на рынке, будь то VietJet или кто-то другой, начнется классическая история. Если, например, VietJet «выиграет эту войну», он может занять доминирующее положение. Как это было с Яндексом: пришли, заняли рынок, и начали диктовать свои условия. Тогда зарплаты станут не такими высокими, начнутся сокращения. Возможно, дойдет до того, что будет постоянная текучка, и работа станет тяжелой из-за перераспределения обязанностей. Но это мое мнение, основанное на опыте прошлых лет, — сказал Жамбылов.
Это понравится казахстанцам
— Я уверен, что авиабилеты начнут дешеветь. 100% это произойдет — VietJet очень сильный и он будет демпинговать, — однозначно ответил наш собеседник.
Какой аэропорт захочет SOVICO?
Собеседник Digital Business уверен, что речь идет о воздушной гавани в Караганде. Стоит напомнить, что с мая 2024 года Тимур Турлов стал акционером карагандинского аэропорта «Сары-Арка». Turlov Private Holding принадлежит 60% в материнской компании аэропорта — ТОО «Sky Service».
— Если не вдаваться в бюрократические процедуры: я уверен, что вьетнамцы захотят купить аэропорт в Караганде. Причина? Там отличная длинная полоса — это главное. Все остальное можно достроить и настроить. Кроме того, база экс-Qazaq Air находится в Астане — столицу не отдадут, а рядом прекрасный карагандинский аэропорт, — заключил наш собеседник.
В тему:
VietJet купил Qazaq Air и отчитался о росте прибыли в первом квартале 2025 года