Без иллюзий. Эксперты рассказали, что ждет казахстанцев после принятия нового Налогового кодекса

На прошлой неделе депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект нового Налогового кодекса. Что ждет бизнес, если кодекс примут в текущей версии? Digital Business Finance поговорил об этом с экспертами.

«Бизнесу придется с трудом адаптироваться к новым реалиям»

Адвокат по экономическим спорам Жангельды Сулейманов самым значимым моментом назвал повышение ставки НДС.

— Этот вопрос сильно взбудоражил бизнес-сообщество. И малый, и крупный бизнес. Редкий случай, когда люди, не имеющие отношения к предпринимательству, поняли, что это коснется и их. НДС ляжет на конечного потребителя. Допустим, булка хлеба стоит 300 тенге в магазине — в цене уже присутствует НДС. Налог в 12% платим мы. Банковские услуги, тепло, образование, одежда и обувь: в любой цепочке, где граждане — конечные потребители, они сами и платят налог. Как только НДС повысят на 4%, не получится такой прямой пропорции, что булка хлеба станет дороже на 4%. Нужно учитывать мультипликативный эффект. Цена той самой булки может взлететь и на 20%, и больше.

Как, собственно, получились 16%? Есть 12%, нам предложили 20%. И пошла торговля — в итоге, кажется, как на рынке, сложили 12 и 20 и поделили на 2. И получилось 16%. И эта цифра, на мой взгляд, необоснованная. Так же, как и 20% — так НДС не считается. Круглые цифры вообще всегда подозрительны. Думаю, что в итоге все остановится на 16%, но это печалит, потому что может повлечь всплеск инфляции.

Есть такое понятие — кривая Лаффера, которая отражает соотношение между налоговой ставкой и объемом налоговых поступлений. Суть в том, что существует определенная ставка, при которой налоги уже платят не все, и если этот показатель повысить, то потом налоги вообще мало кто захочет платить. У нас НДС сейчас 12%, от него уклоняются, придумывают различные способы обойти. Очевидно, что 16% еще сильнее оттолкнет предпринимателей.

Что еще? Жангельды Сулейманов отмечает: каждому ИП придется привлекать бухгалтера, и рынок уже испытывает сильнейший дефицит этих специалистов.

— По разным данным, нужно будет 150 тысяч бухгалтеров. Ведь НДС считается самым сложным видом налога.

К сожалению, у нас дефицит бюджета составляет примерно 4 трлн тенге (3,6 трлн тенге в 2024 году, прим. Digital Business). Расходы бюджета в 2025 году составляют более 25 трлн тенге. Мы живем не по средствам. Нужно улучшать налоговое администрирование, повышать квалификацию, развивать сферу, но времени нет — бюджет надо пополнять здесь и сейчас. Значит, впереди — тысячи налоговых проверок и повышение собираемости налогов. Конечно, бизнесу придется с трудом адаптироваться к новым реалиям.

Думаю, что Кодекс примут до 1 июля, но введут с 1 января 2026 года — и будут до этого дополнять сотнями изменений.

«Переживать стоит тем, у кого конечный потребитель — бизнес, который работает на общеустановленном режиме»

Налоговый консультант Дмитрий Казанцев объяснил будущее «упрощенки» и разъяснил, кому из предпринимателей придется тяжелее всего.

— Мы поняли про спецрежимы и планку НДС — это, наверное, одни из самых важных изменений. Кому не стоит волноваться, судя по текущему статусу? Предпринимателям, у которых конечный потребитель — это физлица либо мелкие ИП и ТОО, которые тоже будут работать на упрощенном режиме.

Переживать стоит тем, у кого конечный потребитель — это бизнес, который работает на общеустановленном режиме. Теперь компаниям на ОУР будет невыгодно работать с упрощенкой, они не смогут брать на вычет и будут искать партнеров, кто тоже на общеустановленном режиме. Те, кто хочет и дальше работать, скорее всего, будут переходить на общеустановленный режим.

А тут уже ждет предел в 40 млн тенге (в новом Налоговом кодексе планируется изменить порог для постановки на НДС с 15 до 40 млн тенге, прим. Digital Business). Это общественникам удалось отстоять, повысить планку с 15 млн, которую хотело установить государство. Но для бизнеса — тем более, для тех, кто работает на общеустановленном режиме — 40 миллионов за год с нынешними ценами это не такая большая сумма. Поэтому многие не только перейдут на общий режим, но и станут плательщиками НДС. Правительство ожидает порядка 300 тыс. новых налогоплательщиков на ОУР.

Стоит ли бояться? Есть 2 категории тех, кто на этот режим перейдет. Первая — те, кто работает в «товарке» и завозит товар официально. Для них это не проблема, потому что в общеустановленном режиме мы платим налог только с чистого дохода. Вторая — предриниматели, которые оказывают услуги. Им нечего брать на вычеты. ИПН, КПН и НДС будут платить со всей суммы — от 26 до 36%, в зависимости от того, ИП или ТОО. Вот им будет больнее всего.

— Если послушать организации, которые сейчас отстаивают Налоговый кодекс, то они все возмущены, потому что не услышаны. Да, классно, что отстояли норму по упрощенке, которую смогут все-таки вести почти все виды деятельности.

Что нас ждет? Однозначно — повышение цен. Да, в правительстве говорят, что те же магазины у дома будут и дальше работать без НДС. Но все, у кого они закупаются, в большинстве случаев, пойдут в общий режим с НДС, и поэтому цены поднимутся на уровне опта. Следовательно, пострадает опять же конечный потребитель.

Жангельды СулеймановНалоговый кодекс РКДмитрий Казанцевпредпринимателиналоги