Широкую известность британо-шведская компания AstraZeneca получила во время пандемии коронавируса, когда разработала вакцину от COVID-19. Фармацевтическая компания известна и другими инновационными подходами в области онкологии, хронических и редких генетических заболеваний. При этом для создания новых лекарств сегодня все активнее используется искусственный интеллект, ускоряющий многие процессы производства.
Сейчас компания представлена в более 100 государствах мира, включая Казахстан, где она присутствует с 2007-го года. В нашей стране AstraZeneca предоставляет инновационные лекарства от многих болезней, запускает сложные диагностические программы, а также проводит клинические исследования для разработки новых препаратов. В интервью для Digital Business руководитель по связям с государственными органами и общественностью компании AstraZeneca Kazakhstan Жалгас Данияров рассказал, сколько фармацевтические компании тратят на инновационные разработки и как внедряют в свою работу AI-решения. Также поговорили о влиянии искусственного интеллекта на медицину и планах AstraZeneca в Казахстане.
О компании
AstraZeneca – биофармацевтическая компания, которая занимается исследованием и разработкой рецептурных медицинских препаратов в таких областях, как онкология, кардиология, нефрология и метаболизм, респираторные и аутоиммунные, а также редкие заболевания.
«Разработка нового препарата требует многолетних усилий и больших средств»
– Большие фармацевтические компании, как правило, довольно много инвестируют в научно-технические разработки. Можете рассказать, какие суммы выделяет AstraZeneca?
– В 2024-м, согласно годовому отчету, AstraZeneca инвестировала в R&D $13,7 млрд – это примерно 27% от общей выручки, которая в прошлом году составила $51,3 млрд. Разработка оригинального лекарственного препарата — долгий и дорогостоящий процесс, занимающий в среднем 10-15 лет и требующий инвестиций до $2,6 млрд.
Согласно отраслевой статистике, из 10 тысяч молекул-кандидатов лишь 2-3 проходят весь цикл испытаний и становятся доступными пациентам. Вероятность успеха составляет менее 0,03%. Высокий уровень неудач связан с требованиями по доказательству эффективности, безопасности и производственной стабильности. Несмотря на это, именно инновационные разработки остаются ключевым двигателем прогресса в медицине и стратегическим направлением для долгосрочных инвестиций
– Какой сейчас основной фокус у AstraZeneca и других игроков индустрии, если мы говорим об инновационных разработках?
– Один из примеров – клеточная терапия, которая играет ключевую роль в нашем стремлении исключить рак из числа смертельных заболеваний. Компания AstraZeneca развивает множество стратегий, направленных на повышение точности и эффективности противоопухолевой клеточной терапии, использования ее потенциальных преимуществ в лечении солидных опухолей и преодоления трудностей, связанных с доступностью терапии для всех, кто в ней нуждается.
«ИИ способен выявлять новые возможности для применения существующих препаратов в лечении других заболеваний»
– Насколько технологии, тот же искусственный интеллект, могут помочь ускорить процесс разработки новых лекарственных препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями, о которых вы упомянули?
– За последние три года вышло около 700 статей о применении искусственного интеллекта в клинических исследованиях. С 2016 года более 1,7 тыс. исследований, опубликованных на Сlinicaltrials.gov, использовали алгоритмы машинного обучения.
Уже сейчас, благодаря искусственному интеллекту, происходит революция в борьбе с онкологическими заболеваниями. С его помощью, например, удалось разработать препараты нового уровня для моноклональной таргетной терапии (метод лечения, основанный на использовании специфических белковых структур для блокировки или уничтожения определенных мишеней в раковых клетках – прим. Digital Business). Такая терапия позволяет увеличивать продолжительность жизни людей, столкнувшихся с определенным видом рака. А если речь идет о поздних стадиях болезни, то можно выиграть до 5 дополнительных лет. В общем, результаты впечатляющие.
Искусственный интеллект радикально ускоряет разработку лекарств и клинические исследования. Модель Seq2Symm от Microsoft, созданная в партнерстве с именитыми учеными, предсказывает структуры белков в 80 000 раз быстрее традиционных методов, открывая новые возможности в биомедицине. Машинное обучение помогает прогнозировать токсичность, фармакокинетику и фармакодинамику препаратов, снижая необходимость тестирования на животных.
– Правильно понимаю, что AstraZeneca начинает активнее использовать искусственный интеллект?
– Все так. Использование искусственного интеллекта позволяет оптимизировать сроки и затраты, что способствует сокращению времени на создание и вывод лекарственных средств на рынок. Кроме того, ИИ может анализировать реальную медицинскую информацию и предсказывать потенциальные побочные действия лекарств, что повышает безопасность медикаментов. Также он способен выявлять новые возможности для применения существующих препаратов в лечении других заболеваний.
В 2019-м году мы начали сотрудничать с компанией Benevolent AI – они предлагают платформу, которая ускоряет открытие новых лекарств и повышает вероятность их клинического успеха.
Сегодня искусственный интеллект начинает активнее проникать в сферу здравоохранения. Думаю, эта тенденция со временем будет только набирать обороты. К примеру, по данным Fortune Business Insight, в 2032 году объем мирового рынка AI в медицине составит около $490 млрд. Здесь речь не только про разработку новых препаратов, но также про диагностику, консультации и так далее.
«В Казахстане есть фундамент для того, чтобы здесь появлялось все больше AI-решений в медицине»
– Готов ли искусственный интеллект полностью забрать на себя разработку новых препаратов, диагностику заболеваний? Какова вероятность подобного сценария в ближайшем будущем?
– Современные технологии помогают решать задачи, над которыми человечество работает уже многие столетия: точная и ранняя диагностика заболеваний, подбор индивидуального лечения и разработка более эффективных лекарственных средств.
В качестве хороших примеров здесь можно отметить два казахстанских стартапа – Cerebra AI (разрабатывает программное обеспечение для диагностики инсульта с использованием искусственного интеллекта – прим. Digital Business) и Arlan Biotech (разрабатывает генеративные AI-модели для ускоренной разработки и оптимизации антител, что помогает фармацевтическим компаниям существенно сократить сроки и затраты на создание антител – прим. Digital Business), которые добились хороших успехов в своих направлениях.
Сегодня все больше современных препаратов разрабатываются с использованием искусственного интеллекта. Это, безусловно, приближает нас к более персонализированной медицине. Но, мое мнение, последнее слово всегда должно оставаться за человеком. Только врач может точно понять, какое заболевание у пациента, подобрать правильные препараты и определить дозировки.
– С учетом того, что AstraZeneca уже давно работает в Казахстане, как вы можете оценить уровень проникновения искусственного интеллекта в медицину в нашей стране?
– Как говорил выше, прекрасные продукты разработали компании Cerebra AI и Arlan Biotech. Знаю о проекте AIDENTIS (платформа для диагностики стоматологических заболеваний с использованием искусственного интеллекта – прим. Digital Business). Меня радует, что в Казахстане формируется хорошая стартап-культура, появляются разного род проекты в медицинской сфере. Да и в целом государство активно работает над цифровизацией здравоохранения.
AstraZeneca тоже вносит свой вклад. Сотрудничаем с университетами, научными организациями, потому что именно там формируются инновационные разработки и кадровый резерв. Также встречаемся с представителями MedTech для дальнейшей работы в области искусственного интеллекта.
– Какие планы у AstraZeneca в Казахстане в ближайшее время?
– В этом году у нас планируется запуск контрактного производства в Алматы на базе локальной производственной площадки. Будем расширять производство инновационных лекарств. Это, в первую очередь, препараты для лечения хронической болезни почек, сердечной недостаточности, диабета второго типа и артериальной гипертензии. Также у нас в работе ряд локальных и международных исследований реальной клинической практики. Такие исследования позволяют Казахстану быть частью мировой научной системы и получать локальные данные и анализ.
Мы понимаем, что именно наука является двигателем прогресса, особенно в такой сфере, как медицина и фармацевтика. А такие инструменты, как искусственный интеллект, позволяют усовершенствовать процесс разработки новых жизненно важных лекарств.