«Сделка не миллиардная». Кофаундер GoatChat.AI – о громкой продаже стартапа

Популярное AI-приложение с казахстанскими корнями GoatChat.AI, в котором помимо прочих ИИ-фишек можно создать разных личностей и пообщаться с ними, недавно купила испанская компания Newry Global Media. Эксперты уже назвали эту продажу важной для стартап-рынка Казахстана. Сооснователь проекта Ербол Копжасар в эксклюзивном интервью Digital Business раскрыл подробности сделки и представил свое видение ИИ-индустрии, а заодно объяснил, почему искусственный интеллект — немного не то, чем кажется.

О проекте

GoatChat.AI позволяет создать двойника известной личности – например, Стива Джобса, Мэрилин Монро, Авраама Линкольна. Чат-бот может имитировать стиль общения исторических фигур (или наших современников). Также GoatChat.AI работает как онлайн-ассистент с функцией загрузки файлов.

«Мы вышли на плато и уперлись в него»

У вас были другие предложения о покупке GoatChat.AI? 

— Да, к нам обращалось несколько компаний. Они относятся к бизнесу App Publishing: издатель приобретает большое количество продуктов, которые уже имеют доходность, и дополнительно монетизирует их. Представьте это как банк: покупка ассетов (приложений) из разных индустрий и последующая доработка для увеличения прибыли. Newry Global Media, пожалуй, входит в топ-10 мировых издателей подобного рода.

Как произошел первый контакт? Кто на кого вышел? 

— Предложения стали поступать еще в первый прибыльный месяц работы GoatChat.AI, когда мы перешагнули отметку в $100 тыс. прибыли. Это был 2023 год. Сразу постучались 3-4 компании, которые занимаются ассет-менеджментом. Но на тот момент нам не было интересно — просто продолжали общение.

А затем мы вышли на плато и уперлись в него. Это рынок, на котором ты как маленький стартап конкурируешь с ChatGPT, Gemini, Microsoft Copilot. Будем честны: GoatChat.AI — не самое уникальное приложение, лидер в GenAI-мире меняется буквально каждую неделю.

Мы заметили, что есть явная перенасыщенность на рынке. Цены на закупку трафика сильно изменились с момента начала и к периоду продажи приложения. Стало ясно, что сейчас правильное время, чтобы зафиксироваться.

— Как выглядел весь процесс продажи? Сколько времени заняло?

— Первый контакт случился полтора года назад. Когда мы впервые задумались о продаже GoatChat.AI, то связались со знакомыми участниками и игроками рынка.

Помогла наша стратегия по развитию GoatChat.AI. В App Store около 60% всей выручки приносит США. Все остальное — Китай, Великобритания, Япония, Австралия и так далее. Часть нашего успеха была в том, что мы начали развитие не с Соединенных Штатов, а других регионов: уделяли время и локализации под местные рынки, и рекламе. В результате получилась стабильная пользовательская база.

У Newry Global Media как у испанской компании большой фокус на Европу. И свои приложения они тоже позиционируют на страны Tier 1 (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Великобритания, Израиль, а также большинство государств ЕС — прим. Digital Business). Так произошло совпадение.

«Уже семь лет мы работаем одной командой, и это наша третья компания»

— Сумма сделки не раскрывается. Но мы попробовали прикинуть сами. Исходя из открытых данных и показателей GoatChat.AI, попросили оценить стоимость ChatGPT. И он выдал коридор в $50-250 млн. Если «попал» с коридором, то в какую сторону ближе итоговая сумма?

— Наверное, в меньшую. Это все, что я могу сказать. Сделка не миллиардная, масштаб скромнее. Думаю, люди из индустрии понимают стоимость покупки. К примеру, BeReal (соцсеть, где призывают публиковать естественные снимки, показывая жизнь как она есть, не приукрашивая фильтрами — прим. Digital Business) с месячным доходом (MRR) примерно в $2 млн приобрели за 500 млн евро. Если выведете коэффициент, то сможете посчитать и другие приобретения. Хотя, конечно, еще и ниша влияет: BeReal — социальная сеть, а GoatChat.AI нет.

— Как структурирована сделка? Вы останетесь причастны к продукту?

— Есть два вида таких покупок. Первый — приобретение продукта вместе с командой, и ты как фаундер становишься руководителем отдела, например. А у нас была только сделка о продаже ассета. Мы обеспечиваем техническую поддержку на протяжении нескольких месяцев, объясняем всю архитектуру и нюансы приложения. Куда повернет GoatChat.AI, сложно сказать. Есть несколько направлений, и довольно рискованных — но где риск, там и деньги.

— Штат вашей компании Adaptive Plus остается прежним?

— Уже семь лет мы работаем одной командой, и это наша третья компания. Все начиналось со Sprint Squads, где мы занимались аутсорсом для казахстанских банков: к примеру, помогали развивать с нашими партнерами из Halyk приложение Homebank. Команда собралась еще тогда, в 2018 году, и с тех пор мы двигаемся вместе.

— В какой юрисдикции проходила сделка?

— Мы американская компания. В Сан-Франциско встречались вживую с представителями Newry Global Media, обсуждали детали. Сама сделка проводилась в испанской юрисдикции, а наша команда изучала его на соответствие американскому законодательству.

«Весь мир пытается что-то сделать для США, а потом для остальных регионов выпускает»

— Что сейчас происходит на рынке ИИ-стартапов?

— В целом, они делятся на несколько типов. Первый вид проводит исследования, и мы отчасти этим же пробовали заниматься: покупали «железо», тратили на это очень много денег. Нас цитировали и Google Research, и Nature. Здесь требуется и датасет, и серьезная инфраструктура — одна неделя работы может стоить сотни тысяч долларов. Мы поняли, что по-хорошему требуется несколько миллионов.

Такая гонка капиталоемкая, в нее вступают игроки вроде DeepSeek. Все говорят: маленький стартап, китайцы молодцы. А это одна из крупнейших трейдинговых компаний Китая с гигантским количеством «железа». Помните историю про $7 млн на обучение? Оказалось, что это цена только последнего эксперимента — а их нужно много. Все это — большие компании с крупными капиталами.

Другой вид ИИ-стартапа — wrapper (проект, который предлагает новый опыт или функцию на основе существующей технологии — прим. Digital Business). Они берут за основу модель от Microsoft, Google, OpenAI и используют ее для построения узконаправленного продукта. Например, Harvey AI — компания еще продукт не выпустила, а уже оценивается в три миллиарда. Она делает «ChatGPT для юристов». Это вертикальный бизнес, который решает проблемы американских компаний.

По-другому получить большую оценку почти невозможно. Все стартапы думают главным образом о крупнейшем рынке. В результате смещен фокус: весь мир (кроме Китая) пытается что-то сделать для США. Если получается, то уже начинают выпускать на остальные регионы. А обратных примеров крайне мало. И это проблема не только Казахстана, но и всей Европы. Наверное, на страны ЕС будет меньше 50 ИТ-компаний, который с нуля дошли до оценки в миллиард долларов.

«Прокачивайте навыки, которые ИИ заменить не сможет»

— Сколько еще продлится ИИ-хайп? Есть ли предпосылки, что все немного успокоится?

— Не похоже. Особенно хорошо это видно в Сан-Франциско, фронтире технологий. Мой опыт по прилету в город такой. Вызываешь такси — приезжает беспилотный Waymo и везет тебя до отеля. Хочешь зарегистрироваться в отеле — ресепшена нет, подтверждение личности происходит через сканер паспорта. Через SMS получаешь код от двери номера. Звонишь заказать еду — отвечает реалистичный ИИ. Выходишь в лобби выпить кофе — напиток готовит роботизированный бариста. И это все только за первый день в Сан-Франциско. Так и закрадываются мысли: а что будет со мной и моей работой через 20 лет?

Даже у нас в компании 70% кода пишет искусственный интеллект. В Белом доме есть четкие процедуры на случай любого ЧП: землетрясение, наводнение, техногенная катастрофа. Мне кажется, людям с профессиями, в которые они много лет инвестировали, нужно делать такой же чек-лист на случай, если завтра появится стартап, способный выполнять всю их работу.

Если ваш труд можно автоматизировать — не нужно фокусироваться на этих задачах. Лучше прокачивайте навыки, которые вряд ли получится заменить.

Я общался с человеком из DataDog — огромной ИИ-компании. Он сказал интересную вещь: «Профессии, которые существовали тысячу лет назад, скорее всего, останутся. Профессии, которых не было сто лет назад — наверняка исчезнут».

— Пока что, услышав робота при звонке в банк, хочется побыстрее перейти на человека-специалиста. А глядя на застрявшего на переходе робота-курьера, надеешься, что твою пиццу везет живой доставщик. Это все экономит деньги корпорациям, но ухудшает опыт клиента. Что думаете?

— Первый выпущенный автомобиль был хуже лошади — и кому нужна машина, когда есть конь с повозкой? Но тенденция такая: лошадь не может стать лучше, а механический транспорт развивают постоянно, даже в наши дни.

Люди останутся в люксовом сегменте. Когда покупаете продукты в супермаркете, консультанты не пытаются продать вам банку томатов. А в премиальных магазинах — условно, Louis Vuitton — специалисты что-то обязательно посоветуют и подскажут. Да, наверное, сейчас не все автоматизированные инструменты хорошо работают. Но в США уже используются чат-боты, которые я не всегда могу отличить от живого человека.

Важно разделять ИИ и LLM. Гений американского пиар-истеблишмента — они снова создали нарратив и назвали большие языковые модели искусственным интеллектом.

ИИ вошел в массы как автоматизация вещей, и в нашем восприятии он таким и останется. В следующие 5-10 лет мы будем часто слышать слово «агент».

Главная тенденция — переход от промптов к задачам. Вместо «вот договор о продаже мобильного приложения, посмотри пункт 15 на странице 3 и скажи, соответствует ли он законодательству» будет «глянь документ — все норм?». Точно как сейчас мы общаемся и формулируем суть обращения реальному юристу.

— Как быть с доверием к ИИ? Иногда языковые модели с уверенностью выдают фейки.

— Когда появился интернет, я стал брать оттуда информацию для школьных рефератов. И мне учителя говорили, мол, интернету нельзя верить, вот книжки есть — там настоящие знания. Но в целом, победило удобство. Сравните количество усилий: собрать данные для доклада в библиотеке и в интернете. Следующая стадия развития технологий — выжимка. Это то, как сейчас работает ChatGPT и схожие модели. LLM — средневзвешенный интернет.

Совет: всегда думайте над формулировкой вопроса. Например: «Постоянно ругаюсь с женой, она такая нехорошая, а я стараюсь как лучше; я ведь прав?» — языковая модель выдаст подтверждение вашим словам, потому что вы в сам вопрос заложили ответ, который хотите услышать. А можно сказать так: «Человек А сделал это и это, а Человек Б — то и то. Кто прав?». И ответ будет совершенно другим.

«Хотим, чтобы продуктом стала сама компания»

— Есть идеи для следующего стартапа?

— Мы развиваем проект Kepl.AI — это визуальный поиск через камеру смартфона. Например, сфотографировали платье — получили информацию о конкретной модели. Или сняли растение, и узнали, как оно называется. Сейчас, если отправить ChatGPT картинку кошелька, он скажет: «Это черное портмоне». Но не назовет, что перед нами бренд Gucci, версия 2020 года. Kepl же заточен на предоставление деталей и лучшее понимание контекста.

Другой наш проект — генерация чартов и графиков из текста. Например, «динамика прироста населения в северной части Китая» — наш ИИ-агент соберет всю доступную информацию из интернета и составит визуализацию для отчета или презентации.

Все создается в рамках Adaptive Plus. Мы стремимся сделать проект, который позволит стать не компанией с несколькими продуктами, а продуктом как компанией. Самый яркий пример — Dropbox. У нее есть и другие разработки, но главная ассоциация — одноименное облачное хранилище. Хочется продукт не на восемь, а на сто миллионов скачиваний.

Вам будет интересно
Ник Давыдов рассказал, когда искусственный интеллект заменит людей и в какие стартапы инвестировать
ИИ-стартапэкзитGoatChat