«Потерять миллион не так страшно, как лишиться года на развитие своего бизнеса». Эксперт рассказал про тренды SEO в Казахстане

Конкуренция в онлайн-продвижении казахстанского бизнеса растет, как и аудитория Казнета. К примеру, за год количество запросов только в «Яндекс Поиске» выросло почти на 30% — до 8 миллионов ежедневно.

Причем особую популярность набирает казахский язык, и это важный сигнал как для SEO-специалистов, так и для предпринимателей. Вместе с руководителем агентства Orange Media Алексеем Тяном изучили тренды оптимизации сайтов. Делимся всеми подробностями с читателями Digital Business.

Конкуренция и осведомленность стали выше

Перед написанием этого материала мы опросили двадцать владельцев бизнеса о продвижении в интернете. Результаты оказались любопытными. Большинство ответивших — собственники микро- и малого бизнеса с годовым оборотом 100-500 миллионов тенге в сфере ИТ, образования, торговли и медицины.

Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года

Самым популярным каналом продвижения своего бизнеса собственники видят… сарафанное радио (20,8%). И лишь после него идут соцсети (17%) и таргетированная реклама (17%), а SEO (9,4%) уверенно замыкает первую пятерку.

Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года

По словам Алексея Тяна, в последние годы растет спрос на онлайн-продвижение, в том числе в поисковиках. В опросе 27,5% участников отметили такую тенденцию, также указав высокую стоимость услуг (22,5%) и отсутствие знаний либо опыта (20%).

Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года

Особенно выделяется повышение информированности со стороны клиентов. Если раньше заказчик размыто формулировал запросы и слабо представлял суть SEO, то теперь все изменилось:

— В последние годы в Казахстан приезжает все больше предпринимателей из России и Беларуси, появились новые маркетинговые агентства. Эти бизнесы работали в условиях жесткой конкуренции и привнесли в Казахстан большую экспертизу по SEO и не только. Местные клиенты, пообщавшись с такими специалистами, становятся гораздо осведомленнее.

Алексей Тян

Раньше я объяснял базовые вещи: что оптимизация займет месяцы, нужно покупать ссылки и так далее. А теперь предприниматель может сказать: вот высокочастотные слова (допустим, «пластиковые окна»), но они дают малую конверсию, поэтому нам нужны другие подходы. Я сильно удивлялся, когда начал слышать такие рассуждения от клиентов. Некоторых заказчиков можно всерьез назвать готовыми SEO-специалистами — пусть «джунами», но все же.

Конечно, не все бизнесы так продвинулись, но изменения видны: у многих компаний отдельно настроены воронки под SEO, под таргетную рекламу, под контекст. Собственники стали тщательнее анализировать свои каналы продаж и методы продвижения: что работает хорошо, а что можно улучшить и за какую стоимость, будет ли это целесообразной инвестицией.

При этом на цифровой маркетинг бюджет, как правило, небольшой: в месяц примерно 100-500 тысяч тенге.

Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года

Разным бизнесам – разный подход

Само по себе понятие SEO кажется довольно размытым — непонятно, что именно оно подразумевает. Глобально, это фундамент, который должен создаваться еще до разработки сайта, отмечает Алексей. Лучший вариант — когда удается все наладить заранее:

— У готового сайта может быть много проблем: ошибки в текстах, низкое качество контента, медленный и устаревший движок, неактуальная верстка. А когда мы делаем большую семантику, раскатываем карту сайта, на ее основе создается дизайн и верстка, предусмотрено место под материалы и метаданные — получается идеальный для поисковиков сайт. Можно все настроить за один раз и долгое время не возвращаться, сайт будет расти органически.

Впрочем, не все клиенты сильно погружены в SEO, и порой это приводит к ухудшению результатов:

— Для стоматологии мы продвигали фразы «лечение кариеса», «вылечить кариес» и похожие. Уже вышли на первое место в поисковых системах, по большинству фраз находимся в топ-3, есть лиды, клиенты обращаются в клинику. Вдруг звонит директор: «Уберите эти слова. Меня врачи-коллеги засмеют: нельзя говорить «лечение кариеса» — может быть «пломбирование», «лечение зубов»». Мы объясняем, что это один из топовых запросов в «Яндексе» и Google: люди из всех проблем с зубами вспоминают только кариес. Но клиент настаивал, и нам пришлось убрать страницу. Через несколько недель вновь звонок: «Где все клиенты?» Страницу с «лечением кариеса» заказчик согласился вернуть.

Один из собственников бизнеса в опросе Digital Business отметил, что сайт его предприятию не нужен – источники трафика другие. Действительно, в редких случаях оптимизация под поисковики не является основным инструментом продвижения. Однако анализ запросов, например через «Вордстат», позволяет лучше понять объемы спроса.

Алексей вспоминает, как к нему обратились представители крупного автомобильного дилера премиум-сегмента. Во время обсуждения плана работы клиент понял, что даже самый оптимизированный сайт салона вряд ли поможет продать машину за сотни миллионов тенге — вряд ли целевая аудитория такого бренда вбивает в поисковую строку что-нибудь вроде «Алматы черный внедорожник купить». Но это скорее исключение: большинство бизнесов все же получат пользу от SEO.

Бизнесы идут в соцсети: SEO и SMM как дополнение друг друга

Также набирает популярность репутационный маркетинг — отзывы в «Яндекс Картах», 2ГИС и похожих сервисах. По словам Алексея, раньше этому мало уделяли внимание, и зря. Теперь же раскрученные точки с реальными отзывами дают бизнесам хороший приток клиентов: во-первых, люди доверяют честному фидбеку, во-вторых, идут переходы на сайты компаний.

За последние годы некоторые бизнесы сделали ставку не на SEO-продвижение, а на присутствие в Instagram, TikTok, Facebook, WhatsApp, Telegram и так далее. Алексей отмечает: тренд существует. Но уместнее говорить не о конкуренции между поисковыми системами и социальными платформами (они скорее дополняют друг друга), а о целевых аудиториях и разных бизнесах. Условно, бьюти-сервис (косметология, маникюр, визаж, другие схожие услуги) обосновался в Instagram. Таргетированная реклама в соцсетях стала лидером в опросе среди методов продвижения, набрав 20,6%:

— Социальные сети оттягивают трафик от сайтов, это заметно. Культура потребления контента стала другой. Если попрошу племянника найти что-то, он пойдет в Instagram или TikTok. А я в свои 35 лет, и все мое окружение, обращусь к поисковикам. Даже YouTube сейчас перестроился в сторону Shorts. Это наше поколение подписывается на каналы, смотрит длинные видео любимых блогеров, ищет информацию. Аудитория моложе хочет быстро и кратко получить результат, буквально за несколько секунд.

При этом SEO с 16,4% занимает стабильное второе место:

Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года

В то же время строительную технику или бетон едва ли кто-то будет искать в ленте «инсты». Также для поисковиков идеально подходит сфера услуг: автошколы, языковые курсы, консультации нотариусов и юристов, визовые центры, туристические фирмы, клининг. Сюда же Алексей относит и более нишевые направления: стройматериалы, изготовление сырья, отделочные работы.

Казахский язык набрал популярность — и это важно для SEO

Свежий и важный тренд — рост запросов на казахском языке (по данным Yandex Qazaqstan, обнародованным на Digital Almaty 2025, сейчас это 27% от общего числа ежедневных запросов). Алексей подтверждает: тренд действительно есть, и бизнесы могут занять пока еще свободную нишу.

— Раньше было как: «Давайте казахскую версию сделаем? Ну хорошо, пусть будет». А сейчас это полноценная работа — свои тексты, оптимизация. Особенно много запросов мы видели на тематике детского здоровья, медицины и смежных направлений: одежда для малышей, средства по уходу, коляски. Формулировок на русском все еще больше, но теперь казахский язык уверенно занимает где-то четверть. А раньше было около нуля.

Конкуренции в плане SEO практически нет, и сейчас хорошее время воспользоваться ситуацией. Многие бизнесы по-прежнему делают акцент только на русскоязычной версии сайта, в то время как более прогрессивные предприниматели стараются выйти в топ поисковиков на казахском — пока это проще сделать.

— Магазин техники намного легче продвинуть только на казахском, чем оказаться вверху выдачи русскоязычной страницы. Попозже конкуренция появится, но пока что это отличная возможность за месяц-полтора попасть на хорошие позиции в поисковиках. И некоторые наши клиенты, понимая такую особенность, уже просят уделять основное внимание именно продвижению на казахском.

Эффект будет особенно виден в бизнесе с высокой конкурентностью: установка окон, изготовление кухонь и мебели, ремонт квартир. Пробиваться через множество хорошо оптимизированных страниц на русском языке долго, а выйти в топ по относительно свободному поиску на казахском — не проблема.

Google — масс-маркет, а «Яндекс» — для более продвинутой аудитории

У двух лидеров на рынке поисковиков есть небольшие отличия в алгоритмах оценки страниц, отмечает Алексей:

— Для «Яндекса» важен текстовый фактор, для Google — ссылочная масса. Что это значит? В «Яндексе» можно вывести страницу за счет качественного текста и метаданных (несколько параметров: удобство, полезность, доверие к автору либо компании). В Google требуются входящие ссылки от рейтинговых изданий. Закупая их, мы влияем на Google, но не «Яндекс». Поэтому важно понимать, что для бизнеса важнее.

По нашим наблюдениям, Google — это масс-маркет. А «Яндекс» — для более продвинутых людей с точки зрения цифровизации: аудитория хоть и поменьше, но конверсия в продажи выше.

Результат от SEO виден не сразу

Оценить эффективность оптимизации сложно. Обычно по таргету и контексту есть четкие ожидания от клиентов: заплатил полмиллиона тенге — получил энное количество лидов. SEO устроено иначе: это игра в долгосрок, которая во многом нацелена на узнаваемость бренда.

Также заказчикам нужно хорошо понимать, какой результат они хотят видеть: «Зачастую клиенты не осознают свою реальную потребность. Помню, один клиент пришел с таким запросом: есть техника, которую он готов продавать дешевле, чем крупные сети. И человек буквально заявил: “Хочу перебить «Технодом», ведь у меня товары дешевле”. Простите, но это не так работает».

Алексей отмечает: главное, что дает своевременная и качественная оптимизация — время. Она позволяет спрогнозировать продажи и предвосхитить тренд. Особенно показательно это будет с сезонными товарами и услугами: оборудование для террас, строительство домов, продажа кондиционеров или климатических установок. Заранее начав работу, можно выйти в топ поисковой выдачи как раз к горячей поре для бизнеса: «И не придется ждать еще целый год, пропустив время больших продаж. Потерять миллион тенге не так страшно, как лишиться года на развитие своего бизнеса».

Вам будет интересно
«Делаем всю информацию доступной на казахском языке». Специалисты Yandex Qazaqstan рассказали, как развивают Нейро
SEOпродвижение