Конкуренция в онлайн-продвижении казахстанского бизнеса растет, как и аудитория Казнета. К примеру, за год количество запросов только в «Яндекс Поиске» выросло почти на 30% — до 8 миллионов ежедневно.
Причем особую популярность набирает казахский язык, и это важный сигнал как для SEO-специалистов, так и для предпринимателей. Вместе с руководителем агентства Orange Media Алексеем Тяном изучили тренды оптимизации сайтов. Делимся всеми подробностями с читателями Digital Business.
Конкуренция и осведомленность стали выше
Перед написанием этого материала мы опросили двадцать владельцев бизнеса о продвижении в интернете. Результаты оказались любопытными. Большинство ответивших — собственники микро- и малого бизнеса с годовым оборотом 100-500 миллионов тенге в сфере ИТ, образования, торговли и медицины.
Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года
Самым популярным каналом продвижения своего бизнеса собственники видят… сарафанное радио (20,8%). И лишь после него идут соцсети (17%) и таргетированная реклама (17%), а SEO (9,4%) уверенно замыкает первую пятерку.
Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года
По словам Алексея Тяна, в последние годы растет спрос на онлайн-продвижение, в том числе в поисковиках. В опросе 27,5% участников отметили такую тенденцию, также указав высокую стоимость услуг (22,5%) и отсутствие знаний либо опыта (20%).
Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года
Особенно выделяется повышение информированности со стороны клиентов. Если раньше заказчик размыто формулировал запросы и слабо представлял суть SEO, то теперь все изменилось:
— В последние годы в Казахстан приезжает все больше предпринимателей из России и Беларуси, появились новые маркетинговые агентства. Эти бизнесы работали в условиях жесткой конкуренции и привнесли в Казахстан большую экспертизу по SEO и не только. Местные клиенты, пообщавшись с такими специалистами, становятся гораздо осведомленнее.
Алексей Тян
Раньше я объяснял базовые вещи: что оптимизация займет месяцы, нужно покупать ссылки и так далее. А теперь предприниматель может сказать: вот высокочастотные слова (допустим, «пластиковые окна»), но они дают малую конверсию, поэтому нам нужны другие подходы. Я сильно удивлялся, когда начал слышать такие рассуждения от клиентов. Некоторых заказчиков можно всерьез назвать готовыми SEO-специалистами — пусть «джунами», но все же.
Конечно, не все бизнесы так продвинулись, но изменения видны: у многих компаний отдельно настроены воронки под SEO, под таргетную рекламу, под контекст. Собственники стали тщательнее анализировать свои каналы продаж и методы продвижения: что работает хорошо, а что можно улучшить и за какую стоимость, будет ли это целесообразной инвестицией.
При этом на цифровой маркетинг бюджет, как правило, небольшой: в месяц примерно 100-500 тысяч тенге.
Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года
Разным бизнесам – разный подход
Само по себе понятие SEO кажется довольно размытым — непонятно, что именно оно подразумевает. Глобально, это фундамент, который должен создаваться еще до разработки сайта, отмечает Алексей. Лучший вариант — когда удается все наладить заранее:
— У готового сайта может быть много проблем: ошибки в текстах, низкое качество контента, медленный и устаревший движок, неактуальная верстка. А когда мы делаем большую семантику, раскатываем карту сайта, на ее основе создается дизайн и верстка, предусмотрено место под материалы и метаданные — получается идеальный для поисковиков сайт. Можно все настроить за один раз и долгое время не возвращаться, сайт будет расти органически.
Впрочем, не все клиенты сильно погружены в SEO, и порой это приводит к ухудшению результатов:
— Для стоматологии мы продвигали фразы «лечение кариеса», «вылечить кариес» и похожие. Уже вышли на первое место в поисковых системах, по большинству фраз находимся в топ-3, есть лиды, клиенты обращаются в клинику. Вдруг звонит директор: «Уберите эти слова. Меня врачи-коллеги засмеют: нельзя говорить «лечение кариеса» — может быть «пломбирование», «лечение зубов»». Мы объясняем, что это один из топовых запросов в «Яндексе» и Google: люди из всех проблем с зубами вспоминают только кариес. Но клиент настаивал, и нам пришлось убрать страницу. Через несколько недель вновь звонок: «Где все клиенты?» Страницу с «лечением кариеса» заказчик согласился вернуть.
Один из собственников бизнеса в опросе Digital Business отметил, что сайт его предприятию не нужен – источники трафика другие. Действительно, в редких случаях оптимизация под поисковики не является основным инструментом продвижения. Однако анализ запросов, например через «Вордстат», позволяет лучше понять объемы спроса.
Алексей вспоминает, как к нему обратились представители крупного автомобильного дилера премиум-сегмента. Во время обсуждения плана работы клиент понял, что даже самый оптимизированный сайт салона вряд ли поможет продать машину за сотни миллионов тенге — вряд ли целевая аудитория такого бренда вбивает в поисковую строку что-нибудь вроде «Алматы черный внедорожник купить». Но это скорее исключение: большинство бизнесов все же получат пользу от SEO.
Бизнесы идут в соцсети: SEO и SMM как дополнение друг друга
Также набирает популярность репутационный маркетинг — отзывы в «Яндекс Картах», 2ГИС и похожих сервисах. По словам Алексея, раньше этому мало уделяли внимание, и зря. Теперь же раскрученные точки с реальными отзывами дают бизнесам хороший приток клиентов: во-первых, люди доверяют честному фидбеку, во-вторых, идут переходы на сайты компаний.
За последние годы некоторые бизнесы сделали ставку не на SEO-продвижение, а на присутствие в Instagram, TikTok, Facebook, WhatsApp, Telegram и так далее. Алексей отмечает: тренд существует. Но уместнее говорить не о конкуренции между поисковыми системами и социальными платформами (они скорее дополняют друг друга), а о целевых аудиториях и разных бизнесах. Условно, бьюти-сервис (косметология, маникюр, визаж, другие схожие услуги) обосновался в Instagram. Таргетированная реклама в соцсетях стала лидером в опросе среди методов продвижения, набрав 20,6%:
— Социальные сети оттягивают трафик от сайтов, это заметно. Культура потребления контента стала другой. Если попрошу племянника найти что-то, он пойдет в Instagram или TikTok. А я в свои 35 лет, и все мое окружение, обращусь к поисковикам. Даже YouTube сейчас перестроился в сторону Shorts. Это наше поколение подписывается на каналы, смотрит длинные видео любимых блогеров, ищет информацию. Аудитория моложе хочет быстро и кратко получить результат, буквально за несколько секунд.
При этом SEO с 16,4% занимает стабильное второе место:
Данные редакционного исследования Digital Business, март 2025 года
В то же время строительную технику или бетон едва ли кто-то будет искать в ленте «инсты». Также для поисковиков идеально подходит сфера услуг: автошколы, языковые курсы, консультации нотариусов и юристов, визовые центры, туристические фирмы, клининг. Сюда же Алексей относит и более нишевые направления: стройматериалы, изготовление сырья, отделочные работы.
Казахский язык набрал популярность — и это важно для SEO
Свежий и важный тренд — рост запросов на казахском языке (по данным Yandex Qazaqstan, обнародованным на Digital Almaty 2025, сейчас это 27% от общего числа ежедневных запросов). Алексей подтверждает: тренд действительно есть, и бизнесы могут занять пока еще свободную нишу.
— Раньше было как: «Давайте казахскую версию сделаем? Ну хорошо, пусть будет». А сейчас это полноценная работа — свои тексты, оптимизация. Особенно много запросов мы видели на тематике детского здоровья, медицины и смежных направлений: одежда для малышей, средства по уходу, коляски. Формулировок на русском все еще больше, но теперь казахский язык уверенно занимает где-то четверть. А раньше было около нуля.
Конкуренции в плане SEO практически нет, и сейчас хорошее время воспользоваться ситуацией. Многие бизнесы по-прежнему делают акцент только на русскоязычной версии сайта, в то время как более прогрессивные предприниматели стараются выйти в топ поисковиков на казахском — пока это проще сделать.
— Магазин техники намного легче продвинуть только на казахском, чем оказаться вверху выдачи русскоязычной страницы. Попозже конкуренция появится, но пока что это отличная возможность за месяц-полтора попасть на хорошие позиции в поисковиках. И некоторые наши клиенты, понимая такую особенность, уже просят уделять основное внимание именно продвижению на казахском.
Эффект будет особенно виден в бизнесе с высокой конкурентностью: установка окон, изготовление кухонь и мебели, ремонт квартир. Пробиваться через множество хорошо оптимизированных страниц на русском языке долго, а выйти в топ по относительно свободному поиску на казахском — не проблема.
Google — масс-маркет, а «Яндекс» — для более продвинутой аудитории
У двух лидеров на рынке поисковиков есть небольшие отличия в алгоритмах оценки страниц, отмечает Алексей:
— Для «Яндекса» важен текстовый фактор, для Google — ссылочная масса. Что это значит? В «Яндексе» можно вывести страницу за счет качественного текста и метаданных (несколько параметров: удобство, полезность, доверие к автору либо компании). В Google требуются входящие ссылки от рейтинговых изданий. Закупая их, мы влияем на Google, но не «Яндекс». Поэтому важно понимать, что для бизнеса важнее.
По нашим наблюдениям, Google — это масс-маркет. А «Яндекс» — для более продвинутых людей с точки зрения цифровизации: аудитория хоть и поменьше, но конверсия в продажи выше.
Результат от SEO виден не сразу
Оценить эффективность оптимизации сложно. Обычно по таргету и контексту есть четкие ожидания от клиентов: заплатил полмиллиона тенге — получил энное количество лидов. SEO устроено иначе: это игра в долгосрок, которая во многом нацелена на узнаваемость бренда.
Также заказчикам нужно хорошо понимать, какой результат они хотят видеть: «Зачастую клиенты не осознают свою реальную потребность. Помню, один клиент пришел с таким запросом: есть техника, которую он готов продавать дешевле, чем крупные сети. И человек буквально заявил: “Хочу перебить «Технодом», ведь у меня товары дешевле”. Простите, но это не так работает».
Алексей отмечает: главное, что дает своевременная и качественная оптимизация — время. Она позволяет спрогнозировать продажи и предвосхитить тренд. Особенно показательно это будет с сезонными товарами и услугами: оборудование для террас, строительство домов, продажа кондиционеров или климатических установок. Заранее начав работу, можно выйти в топ поисковой выдачи как раз к горячей поре для бизнеса: «И не придется ждать еще целый год, пропустив время больших продаж. Потерять миллион тенге не так страшно, как лишиться года на развитие своего бизнеса».