«Больше 10 млн часов казахстанского кино посмотрели благодаря рекомендательным алгоритмам». Как используют ИИ в развлекательных сервисах Яндекс Плюса в Казахстане

ИИ активно проникает в индустрию развлечений. С помощью нейросетей артисты пишут музыку и тексты для песен, а сценаристы создают сюжеты для игр и сериалов — и это лишь часть задач, которые специалисты из креативной сферы доверяют искусственному интеллекту.

Как применяют ИИ в сервисах Яндекс Плюса в Казахстане, рассказал Владимир Горбунов — CEO of Yandex Funtech in Central Asia and Caucasus region.

«Искусственный интеллект – базовая необходимость»

Контента в наши дни стало настолько много, что выбирать можно бесконечно. Фактически развлекательным сервисам приходится «сражаться» за каждую минуту, которая есть у человека.

— Если быстро не дать пользователю то, что ему нужно, он уйдет к конкурентам. ИИ в сфере развлечений незаменим: он помогает понять, какой контент человек оценит, и подстраивает рекомендации под его вкусы, — подчеркивает Владимир.

Такой подход давно стал стандартом для музыкальных платформ и онлайн-кинотеатров. Поэтому ИИ в развлекательных сервисах — уже базовая необходимость, а не фишка.

«Разрабатываем однокнопочный сценарий потребления контента»

На музыкальном рынке практически у всех площадок один и тот же контент. Это связано с самими артистами — им важно, чтобы треки услышали как можно больше людей. Поэтому главным козырем музыкальных стриминговых платформ становится умение «угадать» вкус конкретного пользователя.

— Развивая Яндекс Музыку, мы проделали большой путь к тому, чтобы приложение стало «однокнопочным». По сути, человеку нужно нажать только кнопку «Моя волна», и система сама подберет музыку под его предпочтения, — поясняет Владимир Горбунов.

Алгоритмы «Моей волны» в Яндекс Музыке учитывают множество факторов — дослушивает ли пользователь композицию, переходит ли он на другую, добавляет ли трек в «Избранное» и так далее. За счет таких сигналов система обучается и каждый раз формирует более точный плейлист.

Подробнее о том, как работает «Моя Волна» в Яндекс Музыке, читайте в материале Digital Business

«ИИ помогает местным артистам найти свою аудиторию»

Владимир Горбунов отмечает, что казахстанцы активно потребляют национальный контент:

  • свыше 10 миллионов часов локального кино посмотрели казахстанские зрители на Кинопоиске за 2024 год;
  • 2000 электронных книг насчитывается в каталоге Яндекс Книг. В сервисе есть даже отдельная «витрина» с произведениями только на казахском языке.

Весь этот контент рекомендуют ИИ-алгоритмы — они учитывают интересы и предыдущие просмотры, тем самым продвигая локальную культуру и помогая пользователю не пропустить новинки.

Аналогичные механизмы работают и для музыкального контента. В Яндекс Музыке есть специальный проект ISKRA Qazaqstan, направленный на продвижение казахстанских исполнителей как внутри страны, так и за её пределами.

Благодаря алгоритмам музыкальных рекомендаций треки талантливых артистов мгновенно набирают популярность. Например, исполнитель Jazzdauren с хитом «Дарите женщинам цветы» всего за три месяца увеличил число прослушиваний на Яндекс Музыке с тысяч до миллионов.

— Рекомендательные ИИ-алгоритмы помогают начинающим отечественным артистам найти свою аудиторию — на старте музыкальной карьеры это сложно. Искусственный интеллект упрощает первые шаги артистов в индустрии, а пользователям дает возможность найти исполнителей, которые потом становятся любимыми, — отмечает Владимир.

«Применяем нейросети, чтобы улучшать контент»

С помощью ИИ в Яндексе не только настраивают точные рекомендации, но и повышают качество самого контента. Один из ярких примеров — сериал «Игры», посвященный подготовке к Олимпиаде 1980 года. При создании использовали кинохронику — ее предстояло «вписать» в современный видеоформат.

— На телевизорах с высоким качеством изображения архивные кадры сильно бросаются в глаза. Мы применили ИИ-технологии, чтобы улучшить изображение, убрать шумы и стереть границу между старой съемкой и современными кадрами, — говорит Владимир Горбунов.

ИИ берет на себя и часть рутинных маркетинговых задач — например, с его помощью делают постеры к кино и сериалам Кинопоиска.

рекомендательные алгоритмыЯндекс МузыкаКинопоисккиноЯндекс ПлюсНейросетиИИискусственный интеллектКазахстанконтентмузыка