В конце января People Consulting и Digital Business запустили второй опрос ИТ-сообщества для составления рейтинга топ и антитоп компаний. Респондентов просили оценить привлекательность работодателей в ИТ-отрасли на рынке труда Казахстана. Всего в опросе поучаствовали 1343 человека – это разработчики, продакт- и проджет-менеджеры, эйчары и высший менеджмент. 60% опрошенных имеют грейд middle или senior, а средний возраст большинства респондентов (73%) – от 22 до 36 лет. В этом материале делимся с вами основными выводами исследования.
Лидеры и аутсайдеры рейтинга
Как и в прошлом году, лидером среди топ-компаний стала Yandex – 65% опрошенных заявили, что хотят здесь работать. Серебро рейтинга вновь у Kolesa Group (51%), а вот на третьем месте изменения: в этом году бронза у InDrive (50%). На четвертой позиции Beeline (48%), а Air Astana, которая была третьей в прошлом году, опустилась на 2 позиции ниже и стала пятой. Всего в сравнении с 2024 годом в списке топ-10 компаний для ИТ-сообщества две новых организации: Freedom Bank (8 место) и Aviata.kz (10 место). Они вытеснили из десятки лучших Kaspi (12 место) и DataArt (13 место).
В списке антитоп компаний чуть больше изменений. На первой строчке Eurasian Bank, куда не готовы трудоустраиваться 63%, на второй – Sulpak (62%). Лидер прошлого года – АО «Казахтелеком» – смог спуститься на 2 уровня и увеличить положительную оценку аудитории с 8% до 20%. В этом году в антитоп также попали Mechta Market (61%), Qiwi (59%), Bank RBK (55%), Bereke Bank (54%) и Technodom (52%).
– Наш рейтинг – это не просто список позиций. Он раскладывается на цветовые шкалы: кто голосовал «за», кто «против» и кто остался в серой зоне. Последние — это не просто статистика, а огромный потенциал. Это люди, которые пока нейтральны к вашему бренду. Именно с ними нужно работать, чтобы превратить их в ваших будущих амбассадоров, а не в скептиков, – заключает партнер практики Executive Search компании People Consulting Ардак Маметжанова.
Что влияет на выбор компании
Также у опрошенных узнали, какие источники информации они используют при выборе работодателя. Вновь наиболее популярными остались рекомендации и отзывы тех, кто уже работает (или работал раньше) в данной компании – этот источник отметили 26% респондентов. Дальше идет репутация компании на рынке (25%), впечатление от общения с HR-блоком (16%), личный опыт использования продукта (13%). Также респондентов интересовали профили компании на специализированных платформах (6%) и официальный сайт компании (3%) – в прошлом году этих категорий не было в списке.
Если говорить о факторах (можно было отметить несколько), влияющих на выбор работодателя, то самым главным в этот раз оказалось профессиональное развитие – его упомянуло 17% опрошенных. Также для соискателей важны команда и атмосфера (15%), финансовая устойчивость (14%) и возможность работать удаленно (14%).
– ИТ-рынок Казахстана становится частью глобального пространства: 57% опрошенных специалистов не видят разницы между работой в местных и международных компаниях. Это свидетельствует о том, что рынок перестает быть ограниченным только Казахстаном. ИТ-специалисты все чаще рассматривают карьерные возможности без привязки к стране работодателя. При этом 29% респондентов сознательно выбирают работу исключительно в зарубежных компаниях (как удаленно, так и в Казахстане), – рассказал партнер практики HR консалтинга компании People Consulting Александр Прокопенко.
Главная причина при отказе от оффера остается прежней – недостаточный уровень зарплаты. Об этом заявили 20% респондентов. Дальше идет ответ негативная атмосфера в команде (14%), отсутствие официального оформления (14%) и плохая репутация на рынке (14%). Также люди могут отказаться, если не видят возможностей для профессионального развития (11%).
Помимо этого у респондентов спросили, из-за каких факторов они могут уволиться. Лидер в этой категории – токсичная атмосфера в команде. По этой причине могут оставить место работы 21% сотрудников. Следующие по популярности показатели – отсутствие роста базовой зарплаты (20%), профессионального развития (15%) и карьерного роста (13%).
–Чтобы привлекать и удерживать лучших ИТ специалистов, работодателям необходимо поддерживать конкурентный уровень оплаты труда, предлагать гибкие условия работы и развивать бренд работодателя своей компании и повышать его узнаваемость на рынке, – подытожил Александр Прокопенко.
В тему: Поколение Z устало работать на фрилансе. Молодые айтишники просятся в офисы