В Алматы прошел форум Digital Almaty 2025, который собрал экспертов индустрии из Казахстана и других стран. Главной темой стало применение искусственного интеллекта. На одной из панельных сессий эксперты из финансовой и банковской сферы рассказали о реальном применении ИИ, а также его пользе для клиентов и пользователей. В частности, заместитель председателя Halyk Bank по ИТ и инновациям Андрей Заварзин раскрыл подробности применения ИИ в технологичном банке.
Преимущество роботов – в адаптивности
Halyk Bank использует искусственный интеллект практически во всех направлениях: к примеру, KYC-процессы (подтверждение подлинности данных клиента), найм персонала, контроль AML, противодействие мошенничеству и незаконному выводу средств. В банке уже задействовано около 180 RPA – «невидимых» роботов. Речь, конечно, о программных моделях, а не физических. Они взяли на себя существенный массив операций, но контроль человека по-прежнему необходим. В том числе и за самими машинами:
— Наши роботы охватывают большое количество функций и помогают улучшить эффективность труда. На людей выпадают только те отклонения, что не обработаны роботами. Конечно, случаются курьезы. Был случай: сотрудники заметили, что задач стало больше. Оказалось, что несколько роботов «не вышли на смену». В общем, за ними тоже нужно следить.
RPA позволили Halyk Bank улучшить показатель соотношения доходов и расходов. Лучше всего эффективность отображает график, где FTE – число сотрудников, которое требовалось бы для обработки операций, а RPA – количество машин, справившихся с этим же объемом задач. Пик образовался из-за перемен в законодательстве:
График показывает, что RPA справились с ростом количества запросов, а заодно повысили эффективность их обработки благодаря оптимизации рутинных задач, сокращению времени выполнения операций и уменьшению числа ошибок.
Еще одно преимущество роботов: они позволяют быстро адаптироваться к динамике запросов, то есть их можно быстро клонировать. Если случается ажиотаж, сложно нанять людей в сжатые сроки; к тому же в дальнейшем потребуется загрузить их работой.
— Мы стали «мастерами спорта» по роботизации. 180 роботов распределены по бэк-офисным, системным, финансовым вопросам. Технология работает очень хорошо. Это был первый шаг, необходимый для дальнейшего использования роботов. Следующий уровень – решение интеллектуальных задач, – отметил Андрей Заварзин.
«Программисты стали эффективнее на 200%? Мы этого не видим»
За новостями из мира ИИ тяжело уследить даже экспертам индустрии. В таких условиях сложно понять, какие еще возможности у искусственного интеллекта появятся в ближайшие годы. Но что можно прогнозировать – все большее число задач будет перекладываться на RPA.
Однако, по словам топ-менеджера, иногда аналитика не подтверждается на практике:
— По некоторым исследованиям, программисты стали значительно эффективнее – на 100-200%. Мы этого не видим, и я консультировался со многими крупными организациями. Пока что в среднем производительность вырастает до 30%. Речь о применении Microsoft Copilot и SonarQube. По сути, один искусственный интеллект пишет код, другой – проверяет за ним. Это не шутки и не прогнозы, а уже реальность работы. В написании документации мы стали эффективнее примерно на 20%. У нашего приложения кратно уменьшилось время простоя после того, как мы стали проводить тестирование с использованием ИИ. Но еще есть над чем работать.
1 робот вместо 15 специалистов
Кроме работы с клиентами, искусственный интеллект помогает с внутренними процессами банка – например, ИИ-ассистентам поручают запись и обработку протокольных встреч. В части создания контента, подсчитали в компании, одна программа заменяет около 15 контент-менеджеров. Подготовка изображений и текстовых описаний товаров происходит быстрее, когда этим заняты машины.
Также сами роботы взаимодействуют с GenAI-ассистентами. Например, в кредитном анализе есть специалисты, которые изучают документацию от клиентов. Роботы – первое звено по обработке запроса. Они сканируют данные и раскладывают их по блокам, чтобы GenAI-ассистент мог составить сводку для человека. Также используются ассистенты HR-менеджеров, юристов, специалистов по налогам.
Под конец выступления Андрей Заварзин назвал основные направления применения ИИ: обработка запросов, написание кода, тестирование, поддержка внутренних бизнес-процессов, генерация контента. Для решения всех этих задач требуются опытные люди с порой специфическими знаниями.
«Труд джунов во многом уже заменили»
Digital Business пообщался с Андреем Заварзиным после панельного выступления:
— Как внедрение ИИ-роботов отразилось на штате сотрудников Halyk Bank?
— Речь о сокращении людей не идет. Когда спрос уменьшается, функционал специалистов смещается от выполнения рутинных задач к управлению и оптимизации автоматизированных процессов и решению более сложных операций. Человек быстрее перестраивается с одной задачи на другую, а машину нужно перепрограммировать. Поэтому у нас появился небольшой штат персонала, который контролирует роботов.
Приоритет – чтобы люди могли настраивать себе помощников. Мы быстро научились давать контекст языковым моделям, но они выходят практически каждый день. Поэтому следующий вызов – собрать инфраструктуру, в которой можно менять языковые модели и источники данных (процессинг, клиентский профиль). Дальше нужно все масштабировать, и здесь становится важной работа с GPU.
Мы внедрили несколько инструментов (например, Github Copilot), которые пишут софт, и SonarQube – он проверяет качество материала. Получилось много интересных открытий: некоторые команды копировали куски, и из-за этого код оказался запутанным.
Внедрение ИИ сильно влияет на разработчиков: джуны требуются все меньше. Наверное, это не очень хорошая новость для начинающих специалистов – их труд уже во многом заменен.
«Мое здоровье»: реализовано 4,5 млн услуг за два года
Также на Digital Almaty представители банка рассказали подробности об электронном разделе «Мое здоровье». Сервис хранит персональную медицинскую информацию о казахстанцах. Это упрощает доступ к данным, когда их запрашивает врач. Паспорт здоровья позволяет следить за показателями, результатами обследований, диагнозами, назначенными лекарствами и так далее.
«Мое здоровье» вышло на рынок в 2022 году, и за это время с помощью приложения оказано более 4,5 млн медицинских услуг. Среди основных разделов – информация о поликлинике и статусе государственного медицинского страхования, данные о пациенте, бесплатные лекарства и их получение, больничные листы и осмотры у врачей, диспансерный учет, а также медицинские сведения о детях пользователей. В компании отмечают, что сервис полезен благодаря удобному доступу к медицинским данным и услугам, возможности онлайн-записи к врачу, хранению карточки пациента и взаимодействию с медучреждениями.
Умные ассистенты в Halyk Bank используются в основных направлениях: в голосовых роботах контакт-центров, отделах по обслуживанию и продажам, логистике, обработке изображений и их классификации (для OnlineDuken), программировании. Банк внедряет ИИ для повышения качества обслуживания клиентов и оптимизации внутренних процессов. В будущем планируется расширение спектра задач, где искусственный интеллект будет полезен специалистам – в аналитике данных, разработке персонализированных предложений, в создании новых цифровых продуктов.