Казахстанцы в ожидании нового будущего для цен на бензин — государство перестает регулировать ценообразование на этом рынке. Поговорили с экспертом Олжасом Байдильдиновым о причинах такого решения, новом прайсе на топливо и перспективах Казахстана в энергетическом вопросе.
Что произошло?
В Казахстане решили отказаться от регулирования цен на топливо — решение объяснили необходимостью устранить серьезные дисбалансы на рынке. Новость ожидаемо встревожила казахстанцев, но в министерстве энергетики пообещали, что будут строго следить за скоростью роста цен на бензин. И не допустят перегибов.
«Правительство и правоохранительные органы не допустят резкого повышения цен, а в отношении «недобросовестных» поставщиков ГСМ будут приняты самые строгие меры. Будет применяться взвешенный подход по будущим ценам для обеспечения социальной стабильности при первоочередной поддержке социально уязвимых слоев населения. Проводимые при этом процедуры соответствуют действующему законодательству Республики Казахстан», — пояснили в министерстве.
«До 2030 года мы будем зависеть от импортных цен и поставок из РФ во время дефицита»
Разобраться в перспективах важно, потому что цены на топливо интересны не только автолюбителям — практически любой бизнес так или иначе завязан на этом факторе. Мы решили узнать мнение Байдильдинова Олжаса — члена Общественного совета Министерства энергетики РК, основателя телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть».
— Дело в том, что наш внутренний рынок не покрывает растущие потребности страны. После модернизации мы некоторое время были профицитны, но потом снова вернулись к импорту недостающих объемов из России. Сейчас производим 14,5 млн тонн нефтепродуктов за вычетом мазута и еще 1,6 млн тонн импортируем из России в 2025 году — по индикативному плану, который подписывают правительства стран. Но нужно понимать, что, во-первых, в России другая ценовая реальность, во-вторых, на эти поставки тоже нельзя надеяться и строить исходя из этого свою экономическую политику. Потому что у России может возникнуть своя ситуация, связанная с дефицитом, либо могут быть изменения в плане беспошлинных поставок.
Напомню, у нас сейчас российские поставки осуществляются в рамках ЕАЭС без пошлин. Если бы мы не были в ЕАЭС, платили бы за это топливо гораздо больше. Поэтому эта зависимость ежегодно растет. И до 2030 года как минимум будем зависеть от импортных цен и поставок из РФ во время дефицита. Потому что шымкентский НПЗ, который сейчас контролируется Казмунайгазом и CNPC, может быть реконструирован и модернизирован только к 2030 году. А, может, и в более поздней перспективе. В настоящее время все 3 крупные НПЗ находятся под контролем Казмунайгаза и работают на пределе своих мощностей. Любые поломки и вылеты на этих НПЗ мгновенно сказываются на дефиците, что и случилось, например, летом.
«Цены убыточные, поэтому не стимулируют наращивать производство»
— Кстати, нефтяные компании субсидируют внутренний рынок, поставляя нефть по 20-25 долларов за баррель. И это не просто в 3 раза меньше мировых цен — это ниже себестоимости. Средняя отраслевая стоимость за баррель — 40 долларов. Цены убыточные, поэтому не стимулируют наращивать производство или строить нефтеперерабатывающие мощности. Мы ежегодно увеличиваем объемы импорта из РФ, и нужно понимать, что Казахстан становится импортозависимой страной и экономикой в важном энергетическом ключе. При этом мы еще импортируем природный газ, электроэнергию и, возможно, в будущем даже начнем импортировать сжиженный газ.
В этих условиях нужно знать, что у каждого продукта, товара, услуги есть долларовая себестоимость. Даже у СМИ, потому что техника или оборудование — все в долларах, мы ничего не производим. В нефтегазовой отрасли аналогично — очень большая доля импорта, потому что невозможно производить в Казахстане, это слишком маленький рынок для нефтегазовой промышленности.
«АИ-95 будет стоить в районе 350 тенге. АИ-92 — примерно 320 тенге»
— Что касается цен. В начале двухтысячных и сейчас цены на топливо одинаковые, как бы это парадоксально ни звучало. 93 бензин в начале двухтысячных стоил 50 тенге при курсе 140 — это 0,35 доллара, сейчас 205 тенге при курсе 520 — это тоже в районе 40 центов. То есть практически все время в Казахстане держались цены на топливо. При этом, как вы понимаете, за 20 лет была инфляция и у нас, и в мире — и нет ни одного товара, который стоил бы также, как в начале 2000-х. При том, что сейчас это топливо в Казахстане гораздо лучше по качеству после модернизации — и даже с учетом импорта из России. Реальная цена — в районе 60 центов за АИ-92.
Я уже давно называл эти цифры и говорил, что к ним нужно быть готовым. Министерство энергетики и правительство, конечно, не хотят объявлять такие цифры, потому что это риск попасть под огонь критики. Но моя цель, как эксперта, не пугать рынок, а говорить реально свои прогнозы, которые обычно сбываются. 60 центов по текущему курсу — это примерно 320 тенге за литр при курсе 530. АИ-95 будет стоить в районе 350 тенге, дизель подороже, потому что это более технологичный продукт, — примерно 370 тенге. Сжиженный газ будет стоить в районе 170-180 тенге, потому что его себестоимость вообще убыточная. Его производственная себестоимость — 100 тенге. Это без учета транспортировки, хранения, розничной реализации. Та цена, которая сейчас есть в регионах, не покрывает даже оптовую цену. Нужно готовиться к таким ценам.
«На отопление цены вырастут примерно в 3 раза, электроэнергия будет стоить по 40-50 тенге за кВт в час»
— Повлияет ли это на инфляцию? Да, но расчеты говорят о том, что доля транспортной себестоимости в топливе не так высока. Семья из 3 человек — двое взрослых и один ребенок — пользуются одним малолитражным автомобилем, проезжая 1000 километров в месяц примерно. Это значит, что он потребляет около 100 литров топлива. Если будет повышение цены, о котором говорит министр, — по 5 тенге в месяц — то это 500-1000 тенге прироста в месяц. Это не такие большие деньги — мы за сотовую связь сейчас платим гораздо больше.
Эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась. Это та фраза, в которую я консолидировал все смыслы и цифры, к которым нужно привыкнуть. На отопление цены вырастут примерно в 3 раза, электроэнергия будет стоить по 40-50 тенге за кВт в час. Опять же в большинстве случаев это зависит, в первую очередь, от курса национальной валюты. Если тенге продолжит валиться, то и рост будет больше.