«Почему повышают цену, а не качество?». Казахстанцы рассказали о проблемах с домашним интернетом

Digital Business начинает серию материалов, посвященную качеству домашнего интернета в Казахстане — одной из самых острых и актуальных тем. Для того, чтобы разобраться в ситуации, мы собрали мнения экспертов, абонентов и самих провайдеров.  Действительно ли в нашей стране не самое лучшее качество фиксированного интернета? Какие факторы могут влиять на скорость домашнего Wi-Fi? Почему  некоторые населенные пункты и районы даже в крупных городах до сих пор остаются без связи? Существует ли монополия на предоставление таких услуг в Казахстане и из чего складывается цена тарифов? И главное – ждать ли улучшения ситуации? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить , взглянув на проблему со всех сторон.

Стартуем с историй абонентов. Эти жители Астаны и Алматы подключили интернет от разных провайдеров и остались недовольны. Выяснили, что именно не устраивает казахстанцев и как они пытаются решить проблему. Узнали также, что говорят провайдеры в ответ на претензии и почему не всегда можно сменить поставщика услуги.

Рината из Астаны: «Единственный способ, который хоть немного помогает, — перезагрузка роутера»

Рината Илюбаева из Астаны подключила интернет Beeline со скоростью 100 Мбит/с два года назад. Сначала все устраивало. Проблемы начались больше года назад. Скорость интернета резко падает по вечерам.

Рината Илюбаева, из личного архива

«Интернет нужен для работы и отдыха: муж – фотограф, часто обрабатывает и отправляет большие файлы. Дети используют интернет для учебы, а вечерами мы смотрим фильмы и общаемся в соцсетях. И вот обычно в это время суток скорость интернета резко падает: иногда даже видео или соцсети не грузятся. Единственный способ, который хоть немного помогает, — перезагрузка роутера.

«Проблема не решена, а теперь провайдер еще и собирается с 1 февраля поднять стоимость тарифа с 8500 до 11500 тенге в месяц. Получается, повышают только цену, а не качество. Мы разочарованы и думаем сменить провайдера, если они не проведут GPON или хотя бы не сделают текущее соединение стабильным», — говорит астанчанка.

Анастасия из Алматы: «Кажется, уже смирились, что у нас нет нормального интернета»

Анастасия из Алматы подключила интернет от Казахтелекома в 2013-м году. Пользуется пакетным тарифом «Интернет + ТВ» (скорость до 300 Мбит/с, 170 каналов) за 9500 тенге в месяц. Проблемы с качеством возникают, по словам алматинки, «периодически». Видео зависают, звонки в мессенджерах прерываются, а голосовой помощник сообщает об отсутствии связи.

Обращения в колл-центр сводятся к одному совету: «Перезагрузите модем». Замена роутера в ноябре не принесла значительных улучшений. Анастасия говорит, что уже смирилась с отсутствием «нормального» интернета: «Продолжаем пользоваться, возможно, рассмотрим предложения от других поставщиков интернета».

Юрий из Астаны: «Регулярно падает скорость до 2 Мбит/с»

Юрий живет в Астане на улице Куляш Байсеитовой (район «старого» ж/д вокзала). По его словам, в его доме только один провайдер — Alma+.

Мужчина рассказал, что проблемы начались с лета 2024-го года: «Регулярно падает скорость загрузки до 2-4 Мбит/сек. Раза 3-4 приезжал мастер, констатировал, что проблема на магистральной линии (с его слов), надо менять какое-то оборудование, иначе все так и будет повторяться. Сейчас, как он объяснил, они могут лишь что-то там латать и временно решать проблему. Делают они это только после нескольких жалоб, затем скорость приходит в норму в лучшем случае на пару недель, и все начинается по новой».

Асхат из Алматы: «Обнаружил, что 17200 тенге — это ежемесячная плата, а не за три месяца»

ИТ-предприниматель из Алматы Асхат Адхамов столкнулся с путаницей в тарифах.

Фото: Катерина Малама

Вот что рассказал Асхат: «В сентябре 2024 года мы подключили интернет от Beeline по акции: интернет и телевидение за 4000 с чем-то тенге. Все было нормально, пока через какое-то время цена не повысилась до 8500 тенге (была акция на 3 месяца, оказывается). Интернет, честно говоря, не отличался стабильностью, и я решил поискать более выгодный тариф внутри того же оператора. В приложении нашел акцию за 17200 тенге. По описанию казалось, что это сумма за три месяца, что показалось мне приемлемым. Я подключил этот тариф, но сразу же обнаружил, что 17200 тенге — это ежемесячная плата, а не за три месяца. Более того, спустя три месяца тариф еще и поднимется до 18-20 тысяч тенге. Я решил вернуть прежний тариф, но выяснилось, что сделать это самостоятельно в приложении нельзя».

Кульминацией стала неделя без интернета в январе 2025-го года.

«Позвонив в колл-центр, я узнал, что мой старый тариф является архивным и восстановлению не подлежит. Вариант, который они предложили, — это тариф только с интернетом (без телевидения) за 7500-8000 тенге. Я согласился, оставил заявку на подключение 30 декабря и стал ждать.

Однако 1 января интернет отключился, и мы оставались без него вплоть до 5 января. В течение этого времени несколько раз звонил в поддержку, и только 5 января мне сообщили, что мою заявку не обработали, потому что я не оплатил предыдущий тариф. Это несмотря на то, что заявку я оставил еще в декабре, а интернета у нас уже не было.

В итоге решили сменить провайдера. Однако в нашем доме выбор ограничен: только Beeline и BTcom. Когда решил окончательно расторгнуть договор с Beeline, оказалось, что это можно сделать только через личное посещение их офиса. Хотя при подключении интернета никто от меня не требовал приходить», — поделился Асхат.

Хоть Асхат и считает интернет «нестабильным», основные претензии у него к сервису: «Меня возмутили невозможность изменить тариф через приложение, неделя ожидания на обработку простой заявки, обязательная оплата ненужного тарифа и полное отсутствие клиентоориентированности».

Малика из Алматы: «Почему платим столько денег?»

Юрист Малика Байжигитова из Алматы подключила интернет от Alma+ в начале 2024-го года. Первые месяцы все работало отлично, но летом начались проблемы — особенно, когда дома включен телевизор, работает планшет и два телефона.

Фото: Катерина Малама

Обращения в поддержку результата не принесли. «Говорили просто перезагрузить модем (это не помогло). В итоге забили просто — у меня нет времени разбираться. Почему платим столько денег?», — удивляется алматинка.

Соседи девушки хвалят качество оператора от Beeline. Правда Малику смущает, что будут торчать «ужасные провода», так как застройщик протянул кабель только от Alma+.

Замена роутеров и сложности с подключением в Астане: отзывы пользователей

Ранее Digital Business писал об отзывах на домашний интернет, когда собирали отзывы на замену роутеров по программе Sapa+ Казахтелекома. По ней бесплатно меняют устаревшие роутеры, чтобы повысить скорость домашнего интернета до 500 Мбит/с. Несколько алматинцев поделились своими впечатлениями. Например, Александр Никитин сообщил, что после замены роутера скорость интернета не улучшилась: «По вечерам работает даже хуже. Приходится фильмы до 360p спускать по качеству, чтобы без торможений смотреть. Я не понял изменений».

До этого упоминали жалобы на скорость. Однако бывает и так, что домашний интернет отсутствует полностью. Например, рассказывали об истории подключения интернета в ЖК San City в Астане. Там, по словам местной жительницы Эльвиры Токтамыс, не было нормальной связи: «Будто черная дыра: невозможно было даже позвонить по телефону, не то что сидеть в интернете». После безуспешных попыток решить проблему через Казахтелеком, жильцы обратились в Beeline, собрав подписи онлайн через сервис e-Knot. В результате, Казахтелеком также проложил кабель.

Жители микрорайона Уркер в Астане долго страдали от проблем с интернетом: мобильная связь не устраивала, а оптоволокно было недоступно. Алла Кужатаева рассказала: «Чтобы решить вопрос, я с 2015-го года неоднократно писала в различные инстанции. Нам отказывали по разным причинам. Например, говорили, что проект дорогостоящий и невыгодный». В 2024-м году в Уркере провел кабельный интернет провайдер Freedom Telecom.

Выводы

  1. Низкая стабильность скорости интернета в пиковые часы. Во всех случаях пользователи отмечают резкое снижение скорости интернета, особенно по вечерам (как у Ринаты). Это связано с высокой нагрузкой на сети провайдеров.
  2. Ограниченный выбор провайдеров. Казахстанцы могут сталкиваться с невозможностью сменить провайдера из-за отсутствия других операторов в их домах, как в случае с Alma+ в Астане (история Юрия).
  3. Недостаточная клиентская поддержка. Основной совет поддержки – «перезагрузите роутер» – не решает проблему или решает ее временно.
  4. Проблемы с тарифами и прозрачностью условий. Некоторые клиенты, как Асхат из Алматы, жалуются на путаницу в тарифах, скрытые или изменяющиеся условия, а также сложности с отказом от услуг.
  5. Неэффективная инфраструктура. Проблемы с магистральными линиями и устаревшим оборудованием приводят к регулярным сбоям, как в случае с Юрием. Даже замена роутеров не всегда приводит к положительному результату.
  6. Трудности с доступом к интернету. В новостройках или отдаленных районах городов жители могут сталкиваться с отсутствием возможности подключить оптоволоконный интернет.

В последующих материалах мы попросим операторов прокомментировать эти проблемы.

Вам будет интересно
«Черная дыра». Как казахстанцы решают проблемы с плохим интернетом
домашний интернет