В 2024 году компания IDS (Intelligent Digital Solutions) завершила свой первый и флагманский проект Smart field – создала «интеллектуальное месторождение» для «Каспий нефть». Smart field уже успел окупиться, получить несколько наград и был презентован главе государства. Digital Business обсудил с CEO IDS Данияром Насиповым, что получилось реализовать в рамках проекта, какие результаты можно получить, «оцифровав» нефтяные скважины, и куда дальше будет развиваться компания.
Как увеличить добычу нефти на 10% в год с помощью ИТ
— Данияр, как родилась идея проекта для «Каспий нефть»?
— В 2018 году «Каспий нефть» искала решение для месторождения Айранколь, которое уже находилось на третьей стадии разработки: добыча нефти там уже сокращалась, так как основной объем запасов был извлечен.
Поставили несколько основных целей:
- уменьшение темпа падения добычи;
- увеличение мощности производственных объектов;
- сокращение операционных затрат и повышение эффективности предприятия в целом.
Наша команда подготовила дорожную карту проекта, защитила его перед амбассадором Индустрии 4.0 и с 2019 года работала с этим месторождением. В 2021 году создали компанию IDS.
— Получилось достичь целей? В каких цифрах можно измерить результаты?
— Главный показатель – это ежегодный рост добычи нефти на 10%. Смоделировали запасы месторождения и сделали прогноз по добыче нефти с 2018 до 2030 года. Так, с внедрением Smart Field можно достичь показателя 8,9 млн тонн. В то время как без него за тот же период времени – 4,9 млн тонн..
Другой очень важный в «нефтянке» KPI – это лифтинг-затраты, т.е. сколько компания тратит на то, чтобы поднять на поверхность один баррель нефти. До внедрения это обходилось в $1,7, а сейчас на уровне $1,5. Это сравнимо с нефтедобывающими компаниями Персидского залива.
На месторождении на 70% уменьшилось количество нефтяных отходов, которые раньше появлялись из-за аварий – когда рвались трубы или протекала нефть. Кроме того, сократили количество ошибок из-за человеческого фактора на 90%.
На предприятии, которое добывает почти миллион тонн нефти в год, работает 275 человек. Т.е. это очень эффективная компания. Проект коснулся всей структуры месторождения, от скважин до бэк-офиса, и в каждом сегменте свои результаты.
— Что из себя представляет «интеллектуальное месторождение»? Чем оно отличается от прочих автоматизаций, цифровизаций и оптимизаций?
— План проекта состоит из последовательных этапов, начиная с модернизации самого производства. Далее – оснащение датчиками, оборудование новых диспетчерских, перевод всего мониторинга в онлайн, оцифровка данных, их анализ, перевод управления в режим реального времени и так далее. Но если обычно другие компании останавливаются на этапе «цифровизации», то мы еще переходим к финальному этапу – собственно «интеллектуальному месторождению».
Система обучена на данных, накопленных с 2012 года, и сама предлагает, какие мероприятия по геологии и где нужно проводить для увеличения притока нефти. Например, каждый месяц она выводит топ-10 скважин для проведения того или иного ГТМ (геолого-технологические мероприятия – прим. Digital Business).
Пересмотрены геологическая и гидродинамические модели месторождения со всеми важными отраслевыми показателями. Компания может прогнозировать его развитие на 10 лет вперед и оценивать эффективность разработки.
— Если суммировать, что клиент получает, внедряя ваш продукт?
— Единую информационную систему для принятия эффективных решений, где вся информация по месторождению структурирована в четырех плоскостях:
- мониторинг и управление в режиме реального времени;
- данные добычи за рабочий день или неделю в разрезе план/факт;
- сценарии работы со скважинами в течении ближайших месяцев;
- оценка развития месторождения в течение следующих лет.
Причем система охватывает не только всю информацию по скважине – сколько она добывает, давление, температуру, вязкость нефти и так далее, – но и по закупкам, кадрам, транспорту, бюджетированию. Все бизнес-процессы бэк-офиса управляются через единую платформу.
Продукт в 5 раз дешевле, чем у конкурентов
— Как одной команде, собранной под определенный проект, удалось реализовать многокомпонентную систему?
— У нас есть технологические партнеры, международные компании с проверенными решениями. Во-первых, это Schlumberger, глобальная нефтесервисная компания. Во-вторых, для управления бизнес-процессами использована платформа от Odoo Enterprise.
— Почему в таком случае заказчику не пойти напрямую к вашим партнерам и не закупить их ПО и оборудование?
— Наша команда состоит не только из разработчиков, но и геологов. Все с опытом в индустрии 10+ лет – отлично знают ее болевые точки и проблемы. Вместе с партнерами IDS кастомизировали и доработали их продукты под конкретные потребности «Каспий нефть».
Например, Odoo сфокусирована на малом и среднем бизнесе, а мы показали, как их систему можно использовать для промышленных предприятий. Или внедрили мобильное приложение, через которое операторы могут вручную вносить данные по определенным скважинам в общую корпоративную базу. Таким образом, удешевили проект в разы без каких-либо значимых потерь в качестве.
Думаю, у нас получилось собрать все технические решения в единый комплекс, готовый для тиражирования на другие месторождения. Можно сказать, создать отраслевой стандарт.
— Уже есть в планах внедрения на других месторождениях?
— Есть потенциальные клиенты. Приглашаем их на Айранколь, чтобы они могли посмотреть и «потрогать», как все работает, и убедиться в эффективности реализованных решений.
— За какое время нефтедобывающая компания может отбить инвестиции на внедрение Smart Field?
— Моделирование месторождения и оценка запасов позволяют спрогнозировать срок для конкретного месторождения. Но ориентировочно за 2 года.
— На какие свои преимущества вы делаете акцент в переговорах с потенциальными клиентами?
— Прежде всего на реализованный кейс в крупной компании. Просто открываем систему и наглядно все показываем.
И второе – ценовая политика конкурентов. Объясню на примере системы ERP. На другие решения, например от SAP, заказчику нужно выделить минимум в 5 раз больше средств по сравнению с системой Odoo-ERP, которую внедряем мы.
«Умный рудник» – от карьера без связи до собственной сети Private LTE
— IDS получила какое-то развитие за счет проекта Smart Field?
— Да, уже работаем над следующими комплексными задачами:
- Консалтинг по разведке новых месторождений. Наша команда оценивает потенциал порядка 30 месторождений в год;
- «Умный рудник» – масштабный проект IDS с еще одним ключевым клиентом – «Шубарколь Премиум»;
- AppSteam – отдельная компания по разработке ПО для крупных промышленных предприятий на базе платформы Odoo;
- ENERGY Insight & Analytics – совместный проект с Kazenergy (ассоциация казахстанских нефтегазовых компаний). Разработка EXIA – аналитическая база данных по всей энергетической отрасли Казахстана.
— «Умный рудник» – это аналог проекта Smart Field?
— Да, нашей стратегической задачей для тиражирования «интеллектуального месторождения» было создание такого же кейса в горно-металлургической отрасли.
В 2023 году амбассадор Индустрии 4.0 проводил технологический марафон, чтобы подобрать лучшее ИТ-решение для «Шубарколь Премиум». На тот момент на руднике недропользователя цифровая зрелость была на очень низком уровне. Вплоть до того, что там не было базового покрытия интернетом, и все коммуникации поддерживались на уровне раций.
Мы же презентовали цельную дорожную карту работ: 3 этапа до 2025 года. Т.е. полную цифровизацию рудника и внедрение единой платформы для всех бизнес-процессов.
Благодаря этому, а также кейсу с «Каспий нефть», «Шубарколь Премиум» одобрили наш план.
— Какие KPI у проекта?
— Мы ожидаем:
- экономию на топливе 10% – порядка 500 млн тенге в год;
- увеличение объемов добычи текущим автопарком рудника на 10-12%;
- общий рост эффективности на 3-5% за счет планирования, контроля водителей и состояния дорог.
Есть и задачи по повышению безопасности людей на производстве.
— Из чего состоит проект «Умный рудник»?
— Это десятки компонентов в части технического оснащения и внедрения ПО. Уже сейчас оборудовали объект базовыми станциями 4G, серверами и видеостеной. Внедрили автоматизированную систему диспетчеризации горных работ. Планируется использование беспилотников для проведения маркшейдерских работ (замеров рельефа – прим. Digital Business) и автоматизации заправки топливом. Внедрена система контроля усталости водителя – если он отвлекается или засыпает, то об этом сразу поступает уведомление ему и в диспетчерскую. GPS-трекеры помогают контролировать, чтобы сотрудники не находились в опасных зонах.
Финальный этап проекта запланирован на 2025 год. Кроме прочего, он включает внедрение собственной Private LTE сети, не зависящей от интернет-канала.
Параллельно в один корпоративный портал собираются все процессы ERP – от планирования производства до заключения контрактов и реализации угля.
— Сейчас уже можно говорить о каких-то результатах?
— На данный момент простой горной техники сократился на 10-15%, объем выпуска продукции увеличился на 15-20%.
Bloomberg для казахстанской «нефтянки»
— Вы упомянули базу данных EXIA. Это еще один проект вашей команды?
— Да, на этой платформе собраны все данные по компаниям нефтегазовой и энергетической отрасли. Можно смотреть инвестиционную привлекательность отрасли в целом, включая объем добычи нефтегазового рынка, отчисления в бюджет, продажи на внутренний и на внешние рынки, финансовые показатели по всем добывающим компаниям в нашей стране. Все как на ладони.
Новостной агрегатор собирает на платформе публикации в СМИ и в телеграм-каналах. Можно мониторить все упоминания выбранных компаний и их тональность. Встроен ИИ-агент, чтобы получать выжимку из новостей.
Наша аналитическая группа пишет статьи на трех языках. Получается своего рода Bloomberg для «нефтянки» в Казахстане.
Проект изначально развивался только для Kazenergy. Но сейчас видим, что у рынка есть запрос на эти данные и их можно продавать по подписке – таким образом выходить на коммерциализацию этого продукта.
— Какие планы у IDS на следующий год? Сколько проектов нужно запустить, чтобы сказать, что 2025 был успешный?
— Минимум три проекта в Казахстане. Кроме того, планируем плавный выход на международный рынок – на Ближний Восток и в Штаты. Это возможно, потому что наши системы разработаны с учетом международных стандартов (ISO). В Хьюстоне, в Саудовской Аравии и на других рынках есть несколько компаний, с которыми планируем работать.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Жаслан Мадиев прокомментировал кейс IDS:
«Создание интеллектуальных месторождений и рудников – это не просто внедрение передовых технологий, но и шаг к значительному повышению эффективности всей промышленности Казахстана. Проект IDS – наглядный пример того, как отечественные ИТ-решения могут конкурировать на мировом уровне. Мы видим огромный потенциал для тиражирования подобных технологий как внутри страны, так и за ее пределами. Министерство цифрового развития готово активно поддерживать такие инициативы, направленные на продвижение Индустрии 4.0»