Тамерлану Боранбаеву 33 года. После школы он поступил в КИМЭП на факультет бизнеса, стажировался в банках, а затем попал в службу государственного протокола МИД РК. Далее переехал в Париж, чтобы работать в посольстве Казахстана во Франции. Однако спустя 4 года решился на крутое изменение в карьере и начал изучать ИТ. Сейчас Тамерлан – директор по продукту казахстанского стартапа 3beep, который создает многоканальную платформу для коммуникации с клиентами через различные мессенджеры, а также платформу для автодилеров в США.
Специально для Digital Business Тамерлан рассказал, как попал в МИД, с какими сложностями столкнулся после переезда во Францию и почему начал отвечать за направление цифровизации, не имея соответствующего опыта. Также узнали, из-за чего он решил оставить карьеру дипломата и чем его привлекает ИТ.
«Родственники были счастливы, что я стал дипломатом»
– Я родился в Таразе, однако в 9 лет вместе с родителями переехал в Алматы. Получил диплом бакалавра по специальности «деловое администрирование в КИМЭП». Еще студентом женился и хотел как можно раньше выйти на работу. Из-за этого завершил обучение за 3 года: брал максимальное количество предметов и учился летом.
После окончания учебы выбирал стажировки в банках. Однако во многих местах реальность не совпадала с моими ожиданиями. Поэтому вскоре попал на работу в налоговую и переехал в Астану. А через пару месяцев появилась возможность перейти в службу государственного протокола МИД РК – с радостью согласился. Родственники были нереально счастливы, что я стал дипломатом.
В службе государственного протокола помогал проводить визиты и мероприятия государственного и официального уровня с участием иностранных и казахстанских делегаций внутри страны и за границей. Параллельно получил второе образование (вновь выбрал КИМЭП) и стал магистром международных отношений.
«Отвечал за цифровизацию, так как был самым молодым сотрудником»
– Спустя 5 лет меня направили на работу в посольство Казахстана во Франции. Так переехал в Париж. Изначально руководил службой протокола посольства, был ассистентом посла и ответственным за все мероприятия. Спустя год мне доверили развитие экономических и инвестиционных отношений между двумя странами по аэрокосмическому, финансовому и цифровому направлениям. В какой-то степени мой диплом бакалавра соответствовал этой сфере, также сыграло роль доверие посла. Цифровизацию отдали под мою ответственность, так как я был самым молодым сотрудником, а, значит, априори должен лучше других понимать эти процессы.
Мне приходилось искать перспективные проекты для сотрудничества в области цифровизации между двумя странами. Это направление было практически неосвоенное, поэтому изучал, чем богата Франция в этой сфере и старался налаживать контакты, встречался с различными экспертами и профессионалами из ИТ. Как раз тогда познакомился с людьми, которые стояли у истоков зарождения крупнейшего ИТ-хаба в Европе – Station F (кампус стартапов площадью 34 тыс.м², открытый в Париже в 2017 году – прим. Digital Business). Концепция Station F распространилась по всему миру как пример успешного кейса в ИТ.
Еще изучил, как работает знаменитая школа кодинга Ecole 42, (частная школа программирования, где нет преподавателей; студенты учатся сами, помогая друг другу – прим. Digital Business) чья методология также распространилась по всему миру. Мне даже удалось поступить туда в качестве студента и сделать первые шаги в новой профессии. Однако из-за Covid-19 не смог продолжить обучение.
Во время локдауна проходил курсы по программированию на Coursera. Это не сделало меня разработчиком, зато я понял, как создается софт. Тогда же стал часто сталкиваться с понятиями продакт или проджект-менеджмента. Когда карантин закончился, начал искать информацию об этих направлениях и прошел еще несколько обучений, продолжая работать в посольстве.
В работе все устраивало, но в какой-то момент понял, что мне хочется больше независимости. Например, создать что-то свое, а также больше времени проводить с семьей: на госслужбе времени на это было мало.
«Полтора года назад вышли на рынок США»
– Вернулся в Казахстан в июле 2022 года после четырех лет работы в посольстве. Тогда мне был почти 31 год. Как раз в тот момент друзья, работающие в ИТ, решили развивать один из своих продуктов. Присоединился к их стартапу 3beep в качестве продакт-менеджера. Главной задачей было переформатировать продукт, который успешно работал в различных корпорациях, в SaaS-решение и выпустить его в рынок.
Не имел ни малейшего представления, как это сделать, лишь немного понимал, как продукт выводится на рынок. Учился у сотрудников с опытом: например, основатели проекта проходили акселератор в Австралии от Startupbootcamp, наш технический директор до этого работал в Kaspi, а другие разработчики охотно делились знаниями.
Параллельно с этим взял полноценный курс в Geekbrains. За 9 месяцев узнал много нового и мог применять сразу же полученные знания на практике.
Сейчас развиваем продукт на двух рынках – казахстанском и американском. Локальный 3beep – платформа для коммуникации с клиентами через популярные мессенджеры. Главная особенность – единое окно коммуникаций для компаний независимо от того, через какой канал поступает заявка, а также чат-бот, который предоставляет лидам базовую информацию.
Полтора года назад решили выводить наш продукт на рынок США. Нашли партнеров и смогли быстро определиться не только с Problem и Solution fit, но также и с Product Market Fit. Одновременно с этим во всем мире начался тренд на ИИ. Это позволило нам предложить хороший продукт для американского рынка с использованием уже не сценарных чат-ботов, а полноценного ИИ-ассистента. Сегодня американский 3beep – полноценная business development center платформа для автодилеров на стыке с CRM-системой.
Как выучиться на продукта?
Купить курс от GeekBrains со скидкой можно здесь. Это курс на 8 месяцев.
А вот курс проджект-менеджера. Тоже со скидкой. На 6 месяцев. Оставить заявку можно здесь.
«Хочется, чтобы мои дети в будущем знали, что их папа делал что-то полезное и крутое»
– В работе люблю строить что-то с нуля. В начале пути приходилось не только отвечать за развитие продукта, но также самому его продавать, отвечать на звонки и заявки лидов и делать другие вещи, которые порой не входят в обязанности продакта. Это был увлекательный, но непростой путь: часто приходилось преодолевать себя, особенно когда получал отказы на просьбы о встречах.
Однако мне также нравится, что результат во многом зависит только от моих усилий. Когда видишь, что твое решение успешно функционирует и приносит пользу клиентам, возникает чувство удовлетворения от проделанной работы. Это вдохновляет и дает мотивацию продолжать. Сейчас все трудности вспоминаются с благодарностью.
В ИТ, в отличие от госслужбы, все по-другому: от подходов и коммуникации до принципов работы. Здесь нет той статусности, которая присутствовала раньше у меня в жизни. Когда ты пытаешься с кем-то выйти на контакт будучи дипломатом, то все идет намного легче. К стартаперам совсем другое отношение: ты никому не нужен до тех пор, пока действительно не заинтересуешь в своем продукте.
Мне бы хотелось довести до логического завершения проект, в котором работаю сейчас. Хочется, чтобы наш стартап зарекомендовал себя как успешный и полезный продукт на конкурентном рынке. Буду ли я всю жизнь в ИТ? Не знаю. Посмотрим, куда заведет меня эта история. Но хочется, чтобы мои дети в будущем знали, что их папа делал что-то полезное и крутое, и что у него получилось.
Тем, кто хочет войти в ИТ, советую не бояться и пробовать. Когда уходил из МИДа, то думал, что мои навыки и опыт почти не применимы в бизнесе. Оказалось, многое можно использовать, просто немного по-другому. Есть такая фраза: «Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, чего не сделал». Это выражение меня часто подбадривает.