Нурали Исмагулов построил карьеру в найме. Несколько лет возглавлял отдел маркетинга медицинских центров UMC, потом был период в Beeline Казахстан, где он отвечал за e-commerce. А 3 месяца назад парень запустил стартап Metaclinic.kz — цифровую клинику с онлайн-доступом к врачам 24/7.
Digital Business узнал у Нурали, в чем ценность его продукта, как происходит отбор специалистов на платформу и пользуется ли сервис популярностью. Поговорили также о том, как искусственный интеллект может помогать вести прием, по каким вопросам обычно обращаются к дежурным докторам среди ночи и можно ли поставить диагноз за 15 минут (столько длится срочная консультация за 1000 тенге).
«Здравоохранение пока не прошло цифровую трансформацию, которую мы наблюдаем в финтехе»
— Как пришла идея создать Metaclinic.kz?
— У моих близких и у меня, к сожалению, имеются хронические заболевания, из-за которого часто обращаемся в клиники. Примерно год назад в разговоре с доктором спросил: «Можно ли проконсультироваться через WhatsApp?» Он ответил: «Да, пишите, но не говорите администрации, нас за это наказывают». Тогда и задумался, а не сделать ли сервис, в котором можно будет легально получить медицинскую консультацию онлайн. Ресурсы были — как раз уволился из Beeline, где возглавлял интернет-магазин.
Медицинская тема была близка — во время работы с центрами UMC получил опыт по внедрению телемедицины. Однако в 2018-м рынок и законодательство не были к этому готовы.
— А как поняли, что рынок готов в 2024-м?
— Провел исследование. Опросил около 200 медиков и 20 менеджеров клиник. Оказалось, что около 40% опрошенных врачей уже консультируют онлайн. Провели анализ социальных сетей и увидели, что многие указывают в своих профилях возможность онлайн-приема. У некоторых есть сайты-визитки, ссылки на сервисы вроде Taplink. Эти сигналы подтвердили, что рынок готов.
При этом большинство специалистов работали через мессенджеры. Хотя с 2021-го года онлайн-консультации можно проводить легально: были утверждены требования к организации и проведению дистанционных медицинских услуг.
Наш анализ показал, что здравоохранение пока не прошло цифровую трансформацию, которую мы наблюдаем, например, в финтехе. Ни доктора, ни пациенты не смогли назвать ни одной платформы, которая предоставляет полноценные онлайн-консультации. Это означало, что ниша практически свободна.
Есть отличное решение для психологов, которое нас вдохновляют, но в доказательной медицине подобные решения не были развиты в массовом формате. Решили вместе с партнером запустить такой продукт. У кофаундера есть опыт в запуске медицинского бизнеса, что сильно нас продвинуло.
— Сколько средств вложили в проект?
— Около 60 млн тенге выделено на разработку и маркетинг. На начальном этапе это были собственные средства. После создания MVP удалось привлечь ангельские инвестиции. Было много предложений, и мы тщательно выбирали инвесторов. Для меня было важно, чтобы они не только вкладывали средства, но и понимали специфику медицинской отрасли, ее проблемы. Идеальным вариантом были те, кто может внести экспертизу, поделиться полезными контактами и способствовать развитию проекта.
«ИИ обрабатывает жалобы и формирует рекомендательные выводы для врача»
— Поговорим о функционале. Упоминали мессенджеры. Видео и звук есть. Чат тоже. Консультацию вполне можно проводить. Чем вы лучше?
— Для пользователя предоставляем целостное решение из единой точки. Пациент может записаться на прием, оплатить его, оставить жалобу и подключиться к видеозвонку в одном сервисе. А для медиков мы создали полноценный инструмент с полезными фичами.
Первое — управление графиком. Специалист самостоятельно определяет свои рабочие дни и часы, в которые будут открываться анкеты.
Второе — консультативный лист с поддержкой искусственного интеллекта. Запустили решение, которое помогает доктору собирать анамнез и даже проводить дифференциальную диагностику на основе жалоб пациента. ИИ обрабатывает их и формирует рекомендательные выводы. Например, если человек жалуется на боль в горле и немного повышенную температуру, ИИ может указать, что вероятность тонзиллита составляет 95%, а ангины — 5%. Эти данные подаются в виде блоков, которые врач может использовать в консультативном листе.
Если доктор доволен выводами ИИ, он может использовать их в своей работе. Если нет, то он вправе опираться исключительно на свою интуицию и опыт. В любом случае финальное решение остается за специалистом. Также тестируем онлайн-триаж (сортировку пациентов), реализованный с использованием ИИ. Система автоматически оценивает срочность и характер проблемы, позволяя направить пациента к наиболее подходящему специалисту.
Также предлагаем медикам сайт-визитку, на котором есть календарь, где пациент может записаться и сразу оплатить услугу. Достаточно отправить ссылку.
— Сколько сейчас специалистов и пациентов пользуются платформой?
— У нас более 70 зарегистрированных докторов, из них 40 активно принимают пациентов. Заключили договоры с 4 частными клиниками Астаны. Их сотрудники могут пользоваться нашей платформой. Это позволяет медучреждениям увеличить число повторных визитов и повысить качество онлайн-консультаций. Пациентов за все время было около 200.
— Все ли медики могут стать вашими партнерами? Как вы их проверяете?
— После регистрации врач проходит строгий процесс проверки. Смотрим документы, подтверждающие квалификацию. В сертификатах указаны QR-коды для проверки их подлинности, и мы персонально проверяем каждого врача, чтобы убедиться в достоверности предоставленной информации. Смотрим и лицензию клиники, в которой работает соискатель. Дело в том, что врач не может работать на себя. По закону доктор должен быть трудоустроен в медучреждении с лицензией.
Далее собеседование, на котором проверяем квалификацию и личностные качества врача. Интервью проводит опытный медик. Следующий этап — обучение. Специалисты знакомятся со стандартами клиники и получают доступ к инструментам. Весь процесс проходит в онлайн-формате.
— У вас есть ветеринарное направление. Это необычно, ведь в жизни это разные клиники. Почему решили добавить сервис для животных?
— Возникла идея, быстро протестировали гипотезу, и она подтвердилась. Но рост урбанизации и благосостояния населения говорит о повышении спроса на такие услуги.
В офлайне ветеринарные и человеческие клиники не соприкасаются, но в онлайне мы можем организовать все так, чтобы одно направление дополняло другое. В личном кабинете можно добавить данные ребенка и питомца, иметь доступ к историям болезни всех членов семьи — в том числе четвероногих.
— Как сервис монетизируется?
— По подписке. Врачи платят за доступ ко всем инструментам платформы. Специалист получает всю сумму за первые пять консультаций. Начиная с шестой взимается комиссия в размере 15%.
Пациент может оплачивать услуги любой картой казахстанского банка. Для врачей у нас действует подписочная модель, а для пациентов сейчас тестируем пакетные решения. Например, можно приобрести патронажные пакеты в гибридном формате, включающие онлайн- и офлайн-консультации, такие как наблюдение беременности или управление хроническим заболеванием.
Также активно развиваем корпоративные решения. Например, для компаний, которые не могут позволить себе дорогостоящий ДМС, предлагается возможность приобрести пакеты онлайн-консультаций для удаленных сотрудников. Это направление тоже пользуется спросом.
«В 2025-м году у нас будет 10 тыс. пользователей»
— Про функционал для персонала поговорили. Как сервис работает для пациента?
— У нас можно получить консультации не только терапевта и педиатра, но и эндокринологов, гастроэнтеролога-гепатолога, иммунолога и многих других. Сложность клинических случаев растет, что требует узкой специализации врачей. Собрать их в одной клинике бывает сложно, а онлайн — вполне.
Пациент выбирает подходящего врача, удобный слот для консультации и в указанное время связывается со специалистом в одном из трех возможных форматах связи (чат, аудио и видео). У пользователя создается личный кабинет, где сохраняются данные консультаций, включая медицинскую историю и заключения. Это своего рода цифровая медицинская карточка, доступная как пациенту, так и врачу. Сами приемы не записываются на видео и не хранятся — из соображений безопасности. Строго соблюдаем все нормы и требования законодательства Республики Казахстан по защите персональных данных, а также соответствующие нормативно-правовые акты. Более того, в своей работе ориентируемся на международные стандарты, включая HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act — Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования США — прим. Digital Business), которые предъявляют жесткие требования к обеспечению конфиденциальности и информационной безопасности.
— Насколько онлайн-консультациям, тем более коротким, можно доверять? Разве за 15 минут реалистично поставить корректный диагноз?
— Диагноз можно ставить, соблюдая три условия. Первое — легитимность: у специалиста должны быть дипломы и сертификаты. Второе — право работать через клинику, так как по закону нельзя консультировать вне учреждения. Третье — наличие синдромов, то есть совокупность симптомов и результатов необходимых исследований. Если все это есть, не вижу препятствий для постановки диагноза.
— Но у онлайн-формата явно есть ограничения. Осмотр можно провести только визуальный.
— Верим, что медицина в 21-м веке должна быть гибридной — сочетать офлайн и онлайн. Например, часто пациенты не приходят на повторный прием. Они уже вылечились и не хотят тратить время на дорогу. При этом у них могут быть вопросы или жалобы. Так вот в этом случае онлайн-клиника — выход.
Частый сценарий выглядит так: доктор осматривает пациента на очном приеме, а последующие визиты переводит в онлайн. Другие врачи, наоборот, переводят пациентов из онлайна в офлайн, особенно для подтверждения диагноза.
Второе мнение — также популярный запрос, когда пациент хочет проверить правильность назначения лечения или диагноза.
Еще одна востребованная услуга — расшифровка анализов. Многие пациенты сами сдают анализы, но нуждаются в их интерпретации. Мы предлагаем доступные решения: консультации стоят от 1000 тенге за 15 минут. Этого времени достаточно для обсуждения большинства вопросов.
Также к нам можно обратиться круглосуточно. Часто это люди с детьми. Звонят с мелкими вопросами, когда ехать в больницу не нужно, но хочется успокоиться или уточнить, что делать. Это часто бывает у молодых родителей, которым проще обратиться за советом, чем беспокоиться.
— За ошибки специалиста отвечает клиника?
— Врач, работающий через нашу платформу, не является нашим сотрудником в юридическом смысле. Позиционируем себя как цифровую клинику с точки зрения маркетинга. Собираем вместе медиков, которые формально работают в партнерских клиниках. Прямая ответственность за качество медицинских услуг всегда лежит на клинике и враче. Мы же в большей степени отвечаем за сервис: собираем отзывы, анализируем их и выступаем в роли медиаторов, если возникают вопросы. Однако это не означает, что мы не развиваем постоянно решения для оценки качества работы врачей и выявления слабых мест. Пока серьезных ситуаций не возникало.
— Сервис проработал 3 месяца. Все ли получилось так, как задумывалось?
— На данном этапе все складывается хорошо. Наши основные гипотезы подтвердились, команда сложилась, мы создали MVP-версию продукта, которая позволила быстро проверить основные гипотезы. Также нашли партнеров, которые поверили в нас. Для меня это сигнал, что могу дальше развивать Metaclinic.kz.
В следующем году планируем работать над трекшеном, чтобы выйти на точку безубыточности и достичь нужных продуктовых метрик. Хотим привлечь 10 тысяч пользователей, а также продолжить стратегию по обучению всех участников рынка. Весь 2025-й год готовы полностью посвятить этой задаче.