Тимур Турлов порассуждал на тему валютного курса и реального положения дел на финансовом рынке Казахстана. Основатель Freedom Holding Corp. подчеркивает, что с рыночным курсом тенге все хорошо, кроме того, что тенге малоликвиден. По мнению Турлова, главное заблуждение вот в чем: мы думаем, что рынок достаточно зрелый, чтобы самому справиться с ситуацией, пишет digitalbusiness.kz со слов финансиста.
— Когда на рынке много участников, когда нет больших концентраций, когда люди доверяют валюте, на самом деле рынок действительно способен самостоятельно себя балансировать и рынок должен сам решать, какой будет курс. К сожалению, это не совсем наш случай. Все хорошо с режимом инфляционного таргетирования на бумаге — плохо в реальной жизни, — написал Тимур Турлов в соцсетях.
Замкнутый круг
Игры с базовой ставкой Тимур Турлов называет замкнутым кругом, из которого можно никогда не выйти.
— Можно ставку повышать до посинения, каждая следующая будет вызывать панику, та — рост курса доллара, он – инфляцию, инфляция заставляет нас поднимать ставку. Снижаем два года по 0,25% раз через раз, повышаем на 1 процент и сожалеем, что не на два. Достижение цели по инфляции сдвигаем еще на год. Это можно повторять 8 лет. Один из парадоксальных случаев, когда высокая ставка может усиливать инфляцию. Это происходит, когда при большой доле неэластичного спроса госзаказ, покупка продовольствия и т.д — финансирование оборотных средств — получается очень дорогим, и держат его дорогим очень долго. Ну, вот вам кредитование в смете. Банк просит 20% на 49 месяцев – Минфин платит. А куда деваться? Ничего не напоминает? Инвестиционный спрос падает, а со стороны частного сектора его нет просто. Его мы, кстати, успешно победили своей денежно-кредитной политикой. А спрос со стороны государства и населения невозможно победить ничем. Наши корпоративные кредиты 11% против 55% и 160% от ВВП у Китая отлично отражают успех в борьбе с корпоративным кредитованием, — говорит Турлов.
«Если дальше так продолжать, не будет ни банков, ни экспортеров»
Финансист уверен: тот факт, что правительство неравномерно профинансировало расходы – не оправдание девальвации.
— Рост расходов правительства в правильной пропорции должен сопровождаться продажей валюты. Да, бюджет тратит больше, да – подняли социальные обязательства. Это сделали просто так? Кажется, что совсем не просто так. Говорить, что мы валюту не дадим и правительство должно тратить меньше, правда, это не очень дальновидно. И обесценивать все взятые президентом и правительством обязательства… Да, правительство хочет тратить больше, правительство может себе это позволить – валютные ресурсы страны позволяют. Давайте не впадать в ересь. Казахстан не может дальше обесценивать труд людей и поддерживать экспортеров – у них и так все очень хорошо, как и у банков. Если дальше так продолжать, не будет ни банков, не экспортеров, — говорит Турлов.
Основатель Freedom Holding Corp. подчеркивает, что у Казахстана внутренний и внешний долг один из самых маленьких в мире. Соотношение золотовалютных резервов к ВВП одно из самых больших.
— А еще у нас есть разрыв между богатыми и бедными. И текущая политика его не уменьшает. Для того, чтобы показать, насколько этот дисбаланс у нас сильный: мы вчера с ChatGPT строили табличку между золотовалютными резервами и ВВП. Больше нас только у Швейцарии, Сингапура и Тайваня. Казахстанские резервы в 103 млрд при нашем ВВП. В моей скромной табличке мы на четвертом месте, даже Саудовская Аравия чуть ниже.
Если Нацбанк не прав
Турлов резюмирует:
— Коллеги, а что будет, если у нас политика не такая уж и правильная? Я всегда был сторонником современного взгляда на денежно-кредитную политику и теории рыночных балансов, но что-то в какой-то момент мне начинает казаться, что наш комитет, который коллегиально принимает решения и практически не меняется последние 10 лет в Нацбанке… а что если он не прав?