Этот стартап запустил в Казахстане аналог Pokemon GO с реальными призами. Узнали подробности

В ноябре 2024 года в Казахстане появилось новое приложение PIKD (Пикд). Сервис работает так: человек скачивает приложение, гуляет по Алматы и периодически обновляет карту, чтобы найти там призы, которые будут предлагать партнеры сервиса. Чтобы найти вознаграждение, нужно увидеть на карте значок подарка или бонуса, а потом навести на него камеру и нажать на кнопку. Игра похожа на Pokémon GO, только здесь вместо виртуальных игрушек – реальные призы (во время тестов редакция Digital Business нашла в PIKD дубайский шоколад).

Digital Business поговорил с одним из основателей проекта и директором PIKD Qazaqstan Михаилом Лондоном. Обсудили, почему PIKD, который изначально развивался в Великобритании, решили масштабировать именно в Казахстане, какие возможности появятся у местных брендов благодаря сервису и за сколько дней жители Алматы нашли 30 дубайских шоколадок.

«В PIKD бренды размещают подарки и акции, а пользователи «ловят» выгоду»

— Расскажите, как вы придумали сервис и приложение PIKD?

— Я окончил школу в США, после поступил и окончил University of St Andrews в Шотландии. Там познакомился с друзьями и будущими сооснователями — Точуку Эмуа (гендириектор PIKD) и Абином Агхаголианом (технический директор).

Сооснователи PIKD Абин Агхаголиан и Точуку Эмуа

Втроем придумали PIKD – маркетплейс дополненной реальности, где бренды взаимодействуют с новым поколением потребителей через AR-технологии. Идея приложения появилась в 2022 году. С одной стороны, мы увлекались NFT – цифровыми объектами, которые продавались и покупались как произведения искусства. С другой стороны, видели, как популярна игра Pokémon GO от компании Niantic. Это мобильная игра с дополненной реальностью, где игроки ловят виртуальных покемонов, «видя» их через камеру телефона в реальных локациях.

Сначала придумали совместить механику игры Pokémon GO с NFT: позволить пользователям искать NFT-токены в дополненной реальности. В процессе поняли, что AR-объекты могут приносить пользу бизнесу. Так появилась концепция PIKD: компании размещают на онлайн-карте города подарки и промо-акции, а пользователи «ловят» выгоду.

— Приложением уже пользуются в Великобритании. Каких результатов удалось добиться на этом рынке?

— Запустили приложение в Лондоне. В 2022 году привлекали несколько компаний на аутсорсе. Потом решили собрать собственную команду разработчиков, и к началу 2023 года уже создали приложение, готовое для активного тестирования и доработок. Меньше чем за год с момента запуска удалось привлечь более 3000 пользователей в Лондоне, которые в среднем проводят в приложении 30 минут.

«Скоро у PIKD появится около 10 крупных партнеров»

— Почему вы решили масштабироваться в Казахстан? Какие перспективы у PIKD в нашей стране?

— Казахстан очень перспективный. Это сердце региона: растущая экономика, высокий уровень диджитализации. Большая доля молодой аудитории, открытой к новым технологиям. За первый месяц работы мы увидели интерес и от пользователей, и от бизнеса – люди готовы пробовать новое.

Впечатляет, насколько жители страны грамотны в электронной коммерции. ИТ-сектор Казахстана тоже радует: общая выручка резидентов Astana Hub составила почти 2 млрд долларов за последние 6 лет.

В первую очередь, ориентируемся на отклик пользователей. Хотим не просто предлагать скидки или челленджи, а доставить удовольствие от взаимодействия с AR, когда его можно увидеть в знакомых локациях.

Конечно, у нас есть и метрики, но главная цель – стать полезными пользователям и бизнесу. В ближайшее время у нас появится около 10 крупных партнеров.

— Как проходит адаптация PIKD для Казахстана?

— Мы потратили несколько месяцев на локализацию, в основном фокусировались на ИТ-части. За сентябрь и октябрь 2024 года открыли компанию, запустили приложение, провели тестирование. В этом процессе участвовали наши программисты, а также коллеги из маркетинга, которые хорошо знают местный рынок.

В Казахстане в команде PIKD работают 10 человек, не считая удаленных разработчиков. Приложение поддерживает русский и казахский языки, а также английский – для международной аудитории. Если вы находитесь в Казахстане, можете пользоваться приложением на русском или казахском. Если поедете в Великобританию, оно автоматически переключится на английский и продолжит работать с нашими международными партнерами.

— В каких городах работает PIKD?

— Сейчас приложение работает в Алматы, но у нас есть планы по расширению в другие города Казахстана. Мы ориентируемся на спрос и интерес партнеров, и по мере роста потребности будем выходить в новые регионы. Лично я уже побывал в нескольких городах, и особенно мне понравились Астана и Актау – надеюсь, в ближайшем будущем PIKD будет доступен и там. В Великобритании сервис доступен в Лондоне, Бристоле, Манчестере, Брайтоне, Эдинбурге, Сент-Эндрюсе и Рединге.

«На переговорах показываем, как бы продукция компании выглядела в дополненной реальности»

— Зачем бизнесу размещаться в вашем приложении? Как компании реагируют на идею?

— Для бизнеса участие в нашем приложении – это новый способ достучаться до молодой аудитории. Зумеры уже не так активно взаимодействуют с печатными промо или простыми онлайн-купонами. Вместо того чтобы искать скидки на сайтах, пользователи могут участвовать в интерактивных квестах с использованием AR.

AR-технологии могут позволить себе только крупные бизнесы, учитывая сложность и дороговизну создания. У таких визуальных объектов высокий CAC (customer acquisition cost). Наше приложение решает эту проблему, предлагая каждому бизнесу создать свой AR и побудить аудиторию с ним взаимодействовать.

Клиенты видят: бренд делает шаг навстречу, создает что-то особенное. Это помогает компаниям и с лояльностью, и с продажами.

В основном питчим идею компаниям, которые работают напрямую с потребителем. Однако b2b-игроки тоже заинтересованы в том, чтобы их бренд узнавали. Поэтому приходим ко всем. На переговорах показываем, как бы выглядел цифровой артефакт именно этой компании. Когда представители бизнеса видят AR в действии, им по-человечески весело и интересно.

Часть бизнесов предпочитает традиционное взаимодействие с потребителем и не готова на подобные эксперименты. Когда нам говорят, что приложение с дополненной реальностью не подходит политике бренда, это тоже ценный фидбек.

— Какова целевая аудитория вашего приложения и какие выгоды оно дает пользователям?

— Наша основная аудитория – поколение Z. К 2030 году люди, родившиеся в нулевые, станут ключевой демографической группой для бизнеса. Однако продукт интересен пользователям разных возрастов. Это и родители, которые гуляют с коляской, и спортсмены-бегуны.

Пользователи получают основную выгоду от скидок и промо-акций. Но на самом деле это еще и увлекательный опыт. Некоторые постоянные пользователи из Лондона просто собирают AR-объекты, в которых нет конкретной выгоды. Им просто нравится активно проводить время на улицах города.

«120 человек искали на улицах Алматы виртуальные шоколадки»

— Расскажите, как прошли первые недели для PIKD в Алматы?

— Ко дню запуска приложения 1 ноября мы приготовили подарки от PIKD. Первые пользователи находили AR-объекты и получали дубайский шоколад, который как раз был на хайпе. Акцию планировали на неделю, но первая партия из 15 шоколадок разошлась за два дня. Реакция была потрясающая. После того как запасы закончились, мы разместили еще 15 шоколадок, чтобы удовлетворить спрос. 5 ноября не осталось ни одной.

Мы даже спрятали отдельный AR-артефакт с шоколадкой, чтобы снять видео-инструкцию, но сами не успели его «поймать». Пользователь заметил приз и добежал до него за 15 минут.

Такая акция позволила нам за два дня органически набрать первую сотню скачиваний – без рекламы, только с помощью постов в Instagram и TikTok. 3 ноября у нас было уже 120 пользователей.

Вместе с магазином косметики СКИН запустили челлендж: пользователи находят на карте подарочный пакет и могут получить один из двух призов – либо скидку, либо бесплатную маску.

— Расскажите о геймификации в PIKD. Какие механики удалось реализовать?

— Мы разработали концепцию челленджей. Это не просто поиск подарков, а целая игра. Например, чтобы получить приз, нужно найти 10 разных объектов. Вдобавок пользователь получает баллы и видит свою позицию в таблице лидеров.

Также работаем над командными челленджами. Можно будет собирать объекты в группе – чем больше людей, тем интереснее процесс. А еще тестируем новые технологии, например, шлемы виртуальной реальности и очки дополненной реальности.

«Предлагаем брендам новый инструмент для общения с аудиторией»

— Какие модели монетизации вы выбрали?

— В Казахстане зарабатываем в основном за счет работы с брендами: чем сложнее кампания и больше объектов, тем выше доход. Строим гибкую систему: например, можем продумать и реализовать челлендж «под ключ». Если компания размещает товары со скидкой, берем процент с продаж. Также думаем о внедрении AR-рекламы, когда будет достаточно большая аудитория.

Сейчас весь опыт для пользователей бесплатный, но в будущем, возможно, предложим продвинутые опции со своими тарифами.

Рассматриваем модель White Labeling – можем внедрить продукт в приложение партнера, если бизнесу понравится опыт на нашей платформе и появится интерес к такой интеграции. Сейчас же основной фокус на развитии собственного приложения.

— На чем изначально построено финансирование? Как планируете привлекать инвестиции?

Мы начинали с собственных средств, затем привлекли деньги с помощью бизнес-ангелов. Раскрывать имена инвесторов, к сожалению, не можем, но на начальных этапах смогли собрать $250 тыс.

Интерес к проекту есть, и мы продолжаем общаться с потенциальными инвесторами. Ведь наша цель не только развлекать пользователей, но и предложить брендам новый инструмент для общения со своей аудиторией. Нам важно, чтобы PIKD стал полезным для всех участников – как для пользователей, так и для бизнеса в целом.

PIKDPokémon GOМихаил ЛондонСтартапы в КазахстанеАлматы