Владелец компании Freedom Holding Corp. Тимур Турлов поделился в соцсетях своим секретом оценки успешных бизнесов. Он подчеркивает, что инвесторы всегда больше заинтересованы в потенциале, чем в том, что с компанией происходит сейчас. Главное — это будущее, то, что еще только может случиться, говорит Турлов.
«Все пытаются прикинуть, не сколько дохода принесет компания в этом году, а какова будет отдача от инвестиции на обозримом горизонте. Хотя бы лет на 5-10. Для определения этого потенциала, сегодняшние показатели доходов очень важны, но могут быть очень обманчивы. Купить за $100 компанию, которая платит дивиденды $30 в год — это выгодно? Нет, если есть четкая уверенность, что это последний год, когда доходность была такой, а после этого контракт, приносивший прибыль, будет утрачен и компания столкнется с невозможностью продолжения деятельности. Или, все-таки, да, если у нее есть имущество и куча патентов на $300 и есть уверенность, что все это выкупит конкурент за справедливую цену.
Платить $100 за акцию компании, которая зарабатывает $2 в квартал — это выгодно? $8/в год не так много, но что, если в следующем году компания сможет расширить свой бизнес из-за роста нового продукта? А что, если доход компании растет в среднем на 30-40% год к году? Сколько она будет зарабатывать через 5 лет? Это будет уже $29 на акцию. Хороша ли инвестиция? Уже очень даже да!», — объяснил Турлов.
В качестве примера он привел Facebook. Когда соцсеть выходила на IPO, ее оценили в $100 млрд при прибыли в $1 млрд.
«Правильно ли поступили Инвесторы, заплатившие 100-летнюю прибыль на ІРО? Сейчас его прибыль исчисляется многими десятками млрд. Поэтому смотрите на потенциал. Потенциал команды и уровень первых руководителей, потенциал продуктов, которые они делают, насколько у них получается формировать образ будущего, вести людей за собой, насколько в них верят их клиенты и инвесторы», — подчеркнул Тимур Турлов.
«Ошибки всегда можно перерасти»
Владелец Freedom Holding Corp. также перечислил вопросы, которые следует задавать для грамотной оценки бизнеса.
«Сколько «потенциальной энергии» уже накоплено, но еще не реализовано к текущему моменту в каждом направлении бизнеса. Как вообще выглядит общая среда? У кого самые большие шансы побороться за новые рынки, крупные проекты, лучших клиентов? Есть ли структурная конкурентоспособность? Может ли игрок конкурировать на глобальном рынке? Есть ли уже какой-то опыт? Это важнее. А ошибки всегда можно перерасти, если есть доверие, команда, репутация», — заключил Тимур Турлов.