«Рано или поздно венчурных денег в Казахстане станет больше». Поговорили с СЕО EA Group Holding об инвестициях

Не так давно стало известно о первой международной инвестиции EA Group Holding в немецкий стартап A4ord. Раннее казахстанский холдинг профинансировал проект PLATMA. Правда, несмотря на активность на венчурном рынке, компания продолжает вкладываться и в классические бизнесы.

В интервью Digital Business основатель и CEO EA Group Ерик Аубакиров рассказал об инвестициях в сельское хозяйство и кино, в какой момент в холдинге решили обратить внимание на технологические стартапы и по каким критериям отбирают проекты. Также поговорили о том, чем в венчурном мире может быть полезен опыт финансирования в традиционные сектора и на каких направлениях будет фокус EA Group в ближайшем будущем.

«Неудачи научили более системно смотреть на проекты»

– У EA Group Holding довольно разнообразный инвестиционный «портфель», в котором можно найти несколько интересных направлений. К примеру, есть сельское хозяйство, киноиндустрия, спорт. Расскажите, по каким критериям выбираете бизнес для финансирования?

– Их много, но выделю два основных. Первый – мне интересно пробовать новое и получать опыт на ранее неизведанных рынках. Второй – всегда ищу людей, которые двигают бизнес. Такой логикой руководствовался, когда решил проинвестировать в киностудию Qara Studios. Мне импонирует подход режиссера и создателя студии Айсултана Сеитова, который горит идеей снимать новое казахстанское кино. Пожалуй, именно его увлеченность заставили нас обратить внимание на эту отрасль. Плюс хотелось поддержать развитие казахстанской культуры.

Тоже самое можно сказать и про инвестиции в футзальный клуб из моего родного Семея. Я большой фанат этого вида спорта. Искренне верю, что наш футбол может занять достойное место в мире. Не сомневаюсь, что частный футзальный клуб из Казахстана имеет перспективы занимать высокие позиции на международных турнирах. В свою очередь это позволит зарабатывать – на продаже билетов, телевизионных правах, заключении рекламных контрактов, сотрудничестве со звездами, трансферах игроков.

Касаемо крестьянского хозяйства «Данекер», куда мы также вложились, то в этой истории большую роль сыграла персона руководителя КХ. Кайрат Абишев делает ставку на технологии: в «Данекер» одними из первых в Казахстане пришли к цифровизации почти всех процессов в сельском хозяйстве.

– Но ведь это довольно рискованная сфера для инвестиций. Особенно если мы говорим о растениеводстве, которым занимается «Данекер», в регионе с не самым предсказуемым климатом как наш. Действительно ли сегодня можно рассчитывать на серьезную прибыль в сельском хозяйстве?

– Сфера действительно рискованная. Но главное отличие «Данекера» от остальных КХ – абсолютно другой подход к управлению рисками. Колебания цен на рынке они нивелируют географической диверсификацией и расширенной переработкой продукции. А климатические проблемы – инновационным подходом к управлению.

За время нашего сотрудничества КХ «Данекер» построили два современных овощехранилища общей емкостью 7 тыс. тонн, расширили орошаемые земли до 471 га, приобрели пять круговых дождевальных машин Valley. Кроме этого серьезно цифровизировали крестьянское хозяйство. С помощью автоматизации процессов удалось сократить объем потребляемой электроэнергии, оптимизировать ФОТ и многое другое.

С партнерами видим положительный эффект от автоматизации. Руководитель КХ Кайрат Абишев отмечал, что финансовое влияние цифровизации можно оценить в 10-15% от оборота «Данекер».

– С учетом того, что мы заговорили о рисках, можете сказать, были ли у EA Group Holding неудачные кейсы инвестирования в традиционные сектора экономики?

– Факапов хватало: и в ритейле, и в строительстве. Но у меня к этому философский подход, ведь удач не бывает без неудач. Первому мы радуемся, на втором – учимся. Неудачи заставили более системно смотреть на проекты, делать глубокий анализ, тщательнее фильтровать запросы. Это важный процесс.

«Венчурная модель – это не выкупить стартап у фаундера и оставить его как наемного сотрудника»

– В какой момент в EA Group Holding решили заняться венчурными инвестициями?

– Вообще мы сами раньше создавали стартапы. Например, платежный сервис Tarlan Payments. Параллельно инвестировали в ИТ-проекты, но так, чтобы получить блокирующий пакет. Причем как таковой стратегии покупать стартапы не было. Скорее, руководствовались позицией: если ты вкладываешь в бизнес, то им нужно владеть и управлять.

Спустя время поняли, что мир ИТ-стартапов устроен иначе и невозможно приобрести потенциального «единорога». Венчурная модель – это не выкупить стартап у фаундера и оставить его как наемного сотрудника. Создатели проекта всегда нацелены на самостоятельное развитие. Поэтому пришло осознание, что лучше выделять финансирование на развитие в обмен на небольшую долю, чтобы фаундер занимался реализацией потенциала продукта. Так появилось наше венчурное подразделение EA Ventures

– Первая венчурная инвестиция EA Group Holding была в Parqour. Почему решили начать именно с этого стартапа?

– Это был достаточно перспективный проект, который разрабатывал интеллектуальную систему автоматизации паркинга на основе распознавания номеров. Ребята неплохо себя чувствовал в Казахстане и однозначно имели перспективы выхода на рынки других стран. Помимо инновационного продукта, у Parqour уже была сформирована опытная команда, имелись хорошие трекшн-показатели. Да и в целом виделся огромный потенциал для роста.

Ерик Аубакиров и кофаундер и CEO стартапа PLATMA Максим Прохоров

Кроме того мы были знакомы с основателем Parqour Амирханом Омаровым. Знали о его предпринимательском бэкграунде (как в целом, так и конкретно в этой индустрии) и репутации среди казахстанских стартаперов. В результате удалось договориться о взаимовыгодном партнерском союзе: Parqour получил ресурсы и возможности для дальнейшего развития, а мы сделали хорошую заявку на развитие венчурного направления.

– Позже к вашему «портфелю» добавились еще два казахстанских проекта – S1lkPay и Hero’s Journey. Чем вас привлекли эти стартапы?

– Во-первых, командой. Фаундеры обеих компаний – успешные предприниматели с богатым опытом в традиционном бизнесе. Во-вторых, стратегия развития этих стартапов соответствует нашей стратегии инвестирования в части возможности экспансии и присутствия на других рынках за пределами Казахстана.

– Насколько вы удовлетворены инвестициями в технологические проекты?

– В целом довольны развитием наших портфельных стартапов. Не всегда все идет по изначальному плану, но это естественный ход событий.

Видим, как стремительно развивается Parqour. Компания присутствует в 17 странах по всему миру с фокусом на 4 регионах – Северная Америка, MENA, Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия. С точки зрения клиентов и выручки цифры тоже растут. Могу сказать, что довольны динамикой и рады сотрудничеству с Амирханом.

S1lkPay тоже активно продвигается: сейчас стартап присутствует в странах Центральной Азии, Ближнего Востока и Африки. Hero’s Journey работает над открытием новых фитнес-студий в США.

– Как вы взаимодействуете с командами этих стартапов? Помогаете ли им экспертизой, нетворком?

– Если бы у нас была такая история и насмотренность, как, например, у Plug and Play (американская венчурная компания, которая фокусируется на привлечении капитала в технологические компании на ранних стадиях развития – прим. Digital Business), то мы бы могли чем-то реально помогать портфельным стартапам. Допустим, привлекать эдвайзеров, помогать с продажами, бизнес-моделью. Надеюсь, в скором времени мы именно такими и станем. Но сейчас основная задача – не мешать командам проектов делать свое дело.

«Инвестируем преимущественно в стартапы с найденным PMF, проверенной бизнес-моделью и хотя бы минимальным трекшном»

– По каким критериям в EA Group Holding оценивают стартапы при выборе для инвестирования?

– Их три: рынок, технология, люди. Раскрою каждый подробнее.

Ерик Аубакиров с советником EA Group Арсеном Булековым

Рынок – это показатель, отражающий общую сумму денег, которую теоретически может заработать компания, если сможет охватить 100% для своего продукта или услуги. Когда общий объем целевого рынка велик, то серьезно повышаются шансы на рост капитализации самой компании.

Технология – то, на чем базируется модель стартапа. Когда есть свои патенты, разработки, то шансы отстроиться от конкурентов возрастают, что в будущем позволит получить большую долю рынка.

Люди – фаундер и команда, обладающие опытом, навыками и нужными чертами характера. Если в их биографии есть успешные и неудачные проекты, они глубоко погружены в целевой рынок и клиентов – это хороший знак для нас.

– Насколько вам помогает опыт инвестирования в классические бизнесы в истории с венчурным направлением?

– В нашем инвестиционном комитете есть классические финансисты и инвестиционные менеджеры. Наличие таких специалистов позволяет избегать проектов, которые «надувают» отчетность и обманывают инвесторов. Понимаю, что строгий фильтр может быть и минусом, так как есть шанс пропустить следующего «единорога». Однако для нас важно грамотно распределять финансы.

– Можете подробнее раскрыть инвестиционную стратегию EA Group Holding? Есть ли наиболее предпочтительные сферы?

– Изначально смотрели на рынок максимально широко – не могу сказать, что были четко определены сферы. Сейчас инвестируем преимущественно в стартапы с найденным PMF, проверенной бизнес-моделью и хотя бы минимальным трекшном. Смотрим в первую очередь на Fintech, AI, e-commerce, HealthTech, SaaS в разных странах. Но, конечно, в основном общаемся с казахстанскими стартапами.

Наш средний чек, если говорить про венчурные инвестиции, – $300-500 тысяч. К слову, сейчас оформляем новый венчурный фонд и скоро анонсируем его параметры – стратегию, чек и сумму. В его рамках будем действовать уже более «по-венчурному».

«В ближайшее время запустим хедж-фонд»

– Вы ранее отмечали, что в течение ближайших 5-7 лет объем венчурных инвестиций в Казахстане может увеличиться в 3-5 раз, потенциально достигнув $1-1,5 млрд ежегодно. Можете рассказать, за счет чего это произойдет?

– Выделяю три фактора. Первый – на регион смотрят иностранные инвесторы, а за предложением обычно подтягивается спрос. Рано или поздно венчурных денег станет больше.

Второй – в условиях геополитической неопределенности стартапы ищут новые центры, и не всегда выбирают страны Европы или США. А в нашем регионе есть стабильность и кадры, что можно назвать привлекающими факторами.

Третий – уже сейчас Центральная Азия сильна в ИТ-аутсорсе. Рано или поздно это приведет к развитию имеющихся продуктов и появлению новых стартапов с международным присутствием.

Но важно понимать, что венчурный капитализм и стартапы – одна из составных частей экономики. Если в стране она растет, институты крепнут, предпринимательская активность развивается – все будет хорошо.

– Какие у EA Group Holding планы на будущее?

– Мы сейчас трансформируемся и оформляем различные направления своей деятельности. Если говорить про венчурный фонд, то в ближайшее время выходим на рынок Европы. Договариваемся о совместных проектах с Plug and Play.

Направление прямых инвестиций остается сфокусированным на рынке Казахстана, но присматриваемся и к международным проектам. В ближайшее время запустим хедж-фонд. Можно сказать, что меняем подход на более структурированный и системный.

Вам будет интересно
«Сейчас на Ближнем Востоке для наших проектов попутный ветер». Эксперты рассказали, где стартаперам из Казахстана искать инвестиции
EA VenturesЕрик АубакировEA Group Holdingвенчурные инвестицииКазахстан