Второй поток корпоративной программы предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub в разгаре. Позади этап отбора и акселератор Discovery Bootcamp. Три команды вышли на этап инкубации и получили по $4,5 тыс. на развитие идеи. Еще один бонус — возможность один рабочий день в неделю посвящать задачам проекта.
Недавно в офисе EFES Kazakhstan прошла встреча участников программы с успешным стартапером. На митапе основатель и CBDO проекта GoDays Елнур Кай рассказал, что входит в эффективный питчдек и как привлечь инвестора с помощью шляпы. Подробности читайте в материале Digital Business.
«Покажите инвесторам проблему и ее решение»
Участников встречи представила директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп:
— Три команды участвуют в корпоративной программе предпринимательства. Они проходят этап инкубации и претендуют на первые инвестиции от EFES Kazakhstan в размере $50 тыс. EFES KZ Intrapreneurship Hub существует второй год. Программа создает условия для появления новых идей и дает стартапам путевку в жизнь. Радостно видеть в гостях казахстанский стартап, который уже расширился на 6 стран, включая Южную Корею, Японию и США.
Продукт Елнура (ИИ-модель) разрабатывался 1,5 года. После этого его тестировали в офисе компании Toyota в японском городе Осака, где работал Елнур. Плагин увеличил эффективность сотрудников на 20% и предотвратил выгорание 100+ человек. Кроме того, сложные задачи стали закрываться на 32% быстрее. Благодаря рекомендациям ИИ руководство повысило 12 важных для бизнеса сотрудников. Все это сэкономило компании $7 млн. Впечатляющие результаты позволили команде GoDays привлечь инвестиции и успешно масштабироваться.
Дальше разговор фаундера с участниками EFES KZ Intrapreneurship Hub сосредоточился на теме питчингов и взаимодействия с инвесторами. Елнур поделился секретами успешного питча:
- Идеальный размер презентации – 10 слайдов;
- Сначала нужно показать проблему, затем – решение;
- Честно говорите о конкурентах и продукте, со всеми его плюсами и минусами;
- Важны не только метрики, но и команда – расскажите о ней;
- Стоит упомянуть всех инвесторов, советников, связь проекта с большими брендами. Например, если вы получали грант от Amazon или Google, не молчите об этом.
Опыт продвижения проекта на разные рынки приучил Елнура иметь под рукой сразу несколько питчдеков. У стартапа GoDays есть варианты на английском, русском, казахском и корейском языках, а также одностраничный питчдек для быстрой презентации.
«Будьте искренними и носите запоминающийся головной убор»
Елнур Кай ответил на вопросы участников программы EFES KZ Intrapreneurship Hub.
Участники EFES KZ Intrapreneurship Hub: Как вам удалось привлечь инвестиции от международного фонда Domino Ventures?
Елнур Кай: Мы не могли получить финансирование 1,5 года. Делали ресерч, а продукта не было. Первый раунд подняли в Казахстане – с суммой $45 тыс. смогли реализовать цифровое решение. Ради экономии делали вручную все отчеты и таблицы. После этого через американский венчурный фонд 500 Global привлекли $100 тыс. С этими результатами успешно провели питч на форуме Digital Bridge в Астане, где нами и заинтересовались Domino Ventures.
Стараемся дружить с важными игроками рынка, говорить не только о бизнесе, но и о жизни. Честно рассказываем о продукте и планах, в этом деле нельзя приукрашивать. Если нашли общий язык, подписываем Memorandum of understanding – такой документ демонстрирует поддержку клиента или инвестора.
Участники EFES KZ Intrapreneurship Hub: На какие особенности вашего продукта вы делаете акцент на питчинге, чтобы выделиться среди конкурентов?
Елнур Кай: Нашу модель не нужно дополнительно обучать. Это коробочное решение, сразу готовое к работе на компьютерах заказчика. Дополнительно поясняем, как обеспечили безопасность данных и приватность сотрудников.
Участники EFES KZ Intrapreneurship Hub: С какой болью вы столкнулись как стартапер?
Елнур Кай: Здоровье ушло в минус – как физическое, так и ментальное. Особенно тяжело развивать международный стартап: приходится часто летать и быть на связи с партнерами в разных часовых поясах. Чтобы поддержать себя, отказался от кофе и занимаюсь спортом.
Участники EFES KZ Intrapreneurship Hub: Как строить общение с потенциальными инвесторами?
Елнур Кай: Расскажите личную историю, что мотивировало вас заниматься именно этой проблемой. Так продемонстрируете, что работа делается не только ради денег. На мероприятии можно подойти к инвестору, познакомиться и попросить сфотографироваться. Спросите разрешение отметить человека на этой фотографии в LinkedIn. Это даст возможность добавиться в друзья и завести переписку. Чтобы люди лучше запоминали меня, я надеваю на мероприятия веселый головной убор. Всегда можно написать человеку: «Привет, это Елнур, тот самый парень в шляпе».
«Придумали, как утилизировать отходы производства с заботой об экологии»
Участники программы EFES KZ Intrapreneurship Hub представили свои проекты и ответили на вопросы Елнура. Оксана Гадиева выступила от команды стартапа Feedcom, возникшего вокруг идеи переработки пивных дрожжей.
— Наша цель – сделать EFES Kazakhstan первым заводом в Казахстане, который полностью утилизирует отходы. Пивные дрожжи активно потребляют кислород, это вредно для экологии. Мы же можем их сушить и перерабатывать в корм для сельскохозяйственных животных, — рассказывает Оксана.
— А что вы уже сделали? — спрашивает Елнур.
— Собрали демонстрационный образец прибора для сушки дрожжей. Изготовили первую партию кормовой добавки, поставили на фермы. Уже получили приятные новости: надой молока увеличился на 2 литра, желтки в куриных яйцах стали больше. Одновременно заказали анализ в сторонней лаборатории. Теперь есть подтверждение, что это сбалансированная кормовая добавка со всеми витаминами и микроэлементами, — перечисляет успехи Оксана.
— Моя мама занимается фермерским хозяйством, ваша идея покажется ей интересной, — отмечетае Елнур.
«Вкусовые предпочтения казахстанцев из разных регионов сильно отличаются»
Затем взяла слово команда стартапа Beer Bar. Александр Рыков и Ксения Сикорская рассказали, как придумали порционные добавки к напиткам.
— Хотим производить добавки к пиву, которые помогают быстро разнообразить его вкус. Для потребителя важно, что это натуральный продукт без сахара. Мы уже прощупали рынок и убедились, что в Казахстане нет подобного товара. Но дело идет медленно: оказалось, что в разных регионах и городах вкусовые предпочтения сильно разнятся. Сейчас нам предстоит выбрать несколько хитовых добавок, которые точно понравятся большинству, — рассказывает о проекте Ксения.
— Как выглядит продукт? — интересуется Елнур.
— Сначала мы сомневались, в сухом или жидком виде производить добавку. Остановились на втором варианте. Получился сироп, который фасуем в одноразовую упаковку наподобие порционных пакетиков с кетчупом. Тестировали идею помещать вкусовую добавку в крышку бутылки – так делают в Японии, например. Но наш вариант лучше, потому что добавку можно использовать не только с пивом. Сироп хорошо сочетается с чаем и даже водой, — объясняет Андрей.
— Хорошо, что ваша идея охватывает не только алкоголь, — комментирует Елнур.
«Строим гибкий конструктор бенефитов, чтобы объединить возможности работодателя и потребности работника»
Последней выступила основатель проекта MagicTap. Айдана Беласарова с командой работает над платформой для администрирования гибких льгот для сотрудников.
— Наша цель – собрать большую базу бенефитов. Сотрудники будут выбирать скидки, товары и другие «плюшки» по своим предпочтениям и локации, а компании смогут настраивать программу бенефитов под свой бюджет, — объясняет суть проекта Айдана.
— Что вы планируете предложить командам, которые находятся в разных локациях? У нас работают люди со всего мира. Например, сотрудникам из Казахстана мы предоставляем бесплатные поездки в Корею или Японию, — уточняет Елнур.
— Наш конструктор позволяет отказаться от поездки за счет работодателя и потратить эквивалентную сумму на другие нужды, — размышляет Айдана.
— Я советую расшириться и использовать платформу еще и для планирования тимбилдинга. Например, команда может проголосовать и выбрать, в каком городе проведет корпоратив, — подсказывает Елнур.
Выслушав идеи всех трех команд, фаундер GoDays поделился универсальной тактикой:
— У инвесторов обычно есть свой бизнес. Предложите им поучаствовать в тестировании вашего продукта, представьте опытные образцы или подписку на сервис за символическую цену $1-2. В конце пробного периода вы как минимум получите ценный фидбек и идеи, а, может быть, и первый раунд инвестиций.
Скоро Feedcom, BeerBar и MagicTap поделятся успехами с инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan. На Demo Day выяснится, какой проект показал наибольшую жизнеспособность. Стартап-победитель перейдет на шестимесячный этап коммерциализации и привлечет первые инвестиции в размере $50 тыс. от EFES Kazakhstan для выхода на рынок. В дальнейшем команда сможет развить бизнес самостоятельно через спин-офф, отделившись от корпорации, или остаться внутри компании, создав новый внутренний отдел.