3 ноября в MOST IT Hub в Алматы пройдет национальный этап конкурса стартапов Red Bull Basement. Казахстанские студенты смогут презентовать свои бизнес-идеи предпринимателям и побороться за участие в международном финале, который состоится в Токио в декабре.
Пообщались с победителями Red Bull Basement Kazakhstan прошлых лет Рустамом Кабденом и Темерланом Жанбековым, чтобы узнать, в чем суть конкурса, как он проходит и какие перспективы дает студентам. Подробности читайте в материале Digital Business.
Что такое Red Bull Basement?
Проект появился в 2015 году в Бразилии. Тогда его целью было поддержать начинающих технических и ИТ-специалистов, которые решают социальные и экологические проблемы в своих городах. Спустя 3 года конкурс стал международным — появились отборочные национальные этапы, победители которых защищают свои идеи на глобальном финале.
Миссия проекта осталась неизменной — помочь студентам реализовать идеи, способные изменить жизнь общества в лучшую сторону. Участники создают проекты, связанные с экологией, карьерой, образованием и многим другим.
Идет отбор на Red Bull Basement Kazakhstan 2024
Успейте отправить заявку до 25 октября — нужно кратко описать свой проект и показать, в чем его ценность. Подробнее на сайте
Например, победители глобального тура Red Bull Basement 2020 Джоанна Пауэр и Парамвир Бхачу из Великобритании создали экологичную стиральную машину, которая использует воду из душа.
Работает так: нужно снять бак от машины и поставить в душ. Пока его принимаешь, вода собирается в бак. Затем его нужно установить в машину и она очистит загрязненную воду от волос и мыла с помощью специальных фильтров. После этого можно запускать стирку с отфильтрованной водой. По словам создателей, устройство постирает 2,5 кг одежды за 12 минут.
Благодаря тому, что стиральная машина повторно использует воду, ее потребление может сократиться. Поэтому Джоанна и Парамвир считают, что их устройство может хотя бы отчасти уменьшить «водный кризис». По данным ООН за 2022 год, примерно половина населения мира испытывала острую нехватку воды в течение нескольких месяцев в году, а четверть столкнулась с чрезвычайно высоким уровнем водного дефицита.
Победители получают финансирование на то, чтобы превратить идею в полноценный бизнес. Все проекты оценивают эксперты-предприниматели. Они же дают обратную связь и помогают доработать идею. В этом году на Red Bull Basement Kazakhstan судьями будут:
- Агиис Конкабаева — CEO tekmates, эксперт в ИТ и цифровой трансформации бизнеса;
- Илияс Исатаев — серийный предприниматель из Казахстана, основатель сети фитнес-клубов Invictus и стартапа Hero’s Journey;
- Айдана Айтаурова — CEO и основатель диджитал-консьержа для отелей Porte Tech.
«За победу Red Bull дал 1000 евро и мощный ноутбук»
Рустам Кабден — основатель компании Airflux, производящей бризеры. Это компактные устройства, которые фильтруют воздух с улицы и подают его в помещение очищенным от пыли, бактерий и аллергенов. С такой идеей Рустам выиграл Red Bull Basement Kazakhstan 2021:
— Я из Павлодара, это один из самых загрязненных городов Казахстана. Многие жители страдают от туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с щитовидной железой.
Общее загрязнение — проблема, которую не видно сразу. Но когда я начал подрабатывать в магазине стройматериалов, ощутил ее на себе. Продавал краску, она сильно пахнет, поэтому помещение нужно проветривать. Но это не так просто сделать: летом — жарко и душно, осенью — влажно и сыро, зимой — холодно, часто доходило до -40°C. В итоге, если хочешь открыть окно, делаешь себе только хуже.
На работе можно было потерпеть, но дома все то же самое. Начал думать, как решить проблему, и выяснил, что на местном рынке нет устройств для фильтрации воздуха. Собрал команду. Разработчик помог воплотить идею в готовый продукт — он занимался 3D-прототипированием, искал детали, создавал платы и собирал бризер. Еще были маркетолог, дизайнер, и бухгалтер. Я же в целом управлял проектом. Вместе мы создали первую версию устройства и подали заявку на конкурс.
В Red Bull Basement я участвовал дважды, но в первый раз не выиграл. Самое сложное в конкурсе — не придумать идею, а защитить ее. Я уже участвовал в подобных соревнованиях, поэтому имел опыт питчинга. Но все равно волновался — на выступление давалось три минуты, и за это время нужно убедить экспертов, что твоей проект стоящий.
Первые секунды питчинга — самые важные. Это можно сравнить с просмотром TikTok и Reels: если тебя сразу не зацепило, ты пролистываешь. Так и в презентации — нужно захватить внимание и дальше ярко подсвечивать преимущества.
Помогало, что я хорошо знал слабые и сильные стороны своего стартапа, поэтому превращал недостатки в преимущества. Например, на старте бризером можно было управлять только с приложения, пульта не было. Я это подсвечивал, как технологичное и суперудобное решение.
После победы в казахстанском этапе Рустам начал готовиться к международному финалу — в 2021 году он проходил в Стамбуле:
— За победу Red Bull дал 1000 евро и мощный ноутбук — на нем делали 3D-модели бризера. Мы общались с экспертами из индустрии, которых находила компания, они помогали улучшить продукт. Также Red Bull предоставил репетитора — в финале надо выступать на английском и важно было подтянуть язык.
Перелет в Стамбул, трансфер до отеля и проживание тоже оплатила компания. На финальном туре, кроме самого питчинга, была насыщенная программа. Мы знакомились с участниками из разных стран, много обучались, как презентовать свои идеи, и, конечно, отдыхали — катались на яхте.
Международный финал Red Bull Basement 2024 состоится в Токио
Победители получат возможность пройти трехнедельное обучение в акселераторе стартапов в Лос-Анджелесе и Кремниевой долине. Успейте подать заявку — отбор идет до 25 октября
За день до питчинга меня ошарашили: сократили время выступления до одной минуты вместо трех. Пришлось быстро переделывать слайды и сокращать речь. Получилась хорошая проверка на стартаперские качества: бизнес — всегда неопределенность и к ней нужно быть готовым.
В финале мы не выиграли, но я считаю, что в подобных конкурсах самое ценное — не победа и призовой фонд, а обратная связь от экспертов. У них высокая насмотренность и большой опыт в бизнесе. Если применять их, получится быстро запустить свое дело.
Продукт Рустама Airflux, идею которого он защищал на Red Bull Basement, в итоге стал полноценным бизнесом:
— Запустили массовое производство, вышли на рынок Алматы, развиваем дистрибуцию в Астане и регионах, а также становимся резидентами Astana Hub. Опыт, полученный на конкурсе, помогает и сейчас. Например понял, что легче развивать проект, меняя бизнес-модель на систему дистрибуции и партнерств.
«Брали консультации с местными и международными предпринимателями, чтобы улучшить идею»
Темерлан Жанбеков — победитель Red Bull Basement Kazakhstan 2020. Его проектом было приложение HackNGo — платформа, на которой студенты могли выполнять реальные задачи от крупных компаний, и таким образом набираться опыта:
— Идею придумали, опираясь на собственный опыт и других студентов: найти стажировки во время обучения всегда проблема. Я учился в КБТУ и у нас был отдельный курс о том, как создавать стартапы. Преподаватель курса рассказал про Red Bull Basement, и мы с друзьями подали туда заявку.
Записали одноминутное видео и рассказали о проекте. Дальше все видео выкладывали на платформу, где люди голосовали за лучшую идею. Те проекты, которые набрали больше всего голосов, уже оценивали местные предприниматели и выбирали победителя.
Есть лайфхак: в конце видео можно вставить QR-код на полную презентацию о продукте. Не факт, что судьи по нему перейдут, но если сделают это, лучше поймут идею и шанс на победу увеличится .
Международный финал Red Bull Basement 2020 должен был пройти в Токио, но из-за пандемии COVID-19 его перенесли в онлайн-формат. Но Темерлан отмечает, что это все равно был интересный опыт:
— Red Bull помогал выстроить контакты с экспертами. Брали консультации с местными и международными предпринимателями, чтобы улучшить идею. Много раз посещали офис компании. Помню, однажды выпил 7 банок энергетика — никому не советую, потом не спал несколько суток.
Еще команда Red Bull сделала нам профессиональное видео для финала: были операторы, гримеры, снимали в разных локациях.
Мы не выиграли финальный этап, но конкурс все равно был полезен: удалось пообщаться с конкурсантами из других стран и получить обратную связь от зарубежных стартаперов.
После Red Bull Basement пытались развивать проект — нашли компании из Эстонии и Казахстана, которые были готовы сотрудничать со студентами. Но в итоге поняли, что у приложения мало возможностей для монетизации. Да и предпринимательского опыта не хватало — мы были только на втором курсе.
Самым ценным в конкурсе стало время, проведенное с друзьями. Сейчас мы все работаем в найме — я в Forte Bank, некоторые уехали в Европу и работают в зарубежных компаниях. Мы поддерживаем связь и думаю, что в будущем все-таки запустим стартап, но другой.
Партнерами Red Bull Basement Kazakhstan 2024 стали Microsoft, AMD, MOST IT HUB и startup-course.com
Если вы, как и наши герои, хотите получить ценный опыт и развить предпринимательские навыки с поддержкой экспертов, оставляйте заявку до 25 октября