В сентябре Yandex Qazaqstan запустила роботов-доставщиков в Алматы. Технологичные помощники уже привозят еду из ресторанов жителям «золотого квадрата». Однако вскоре, как отмечают в компании, диапазон их работы могут расширить и на другие районы города.
Digital Business узнал у руководителя направления роботов-доставщиков Марата Мавлютова, как запускали новую технологию в Алматы, с какими сложностями здесь столкнулись и когда планируется расширение зоны доставки роботами в Казахстане. Также порассуждали о том, как нововведение повлияет на пользователей, бизнес и профессию курьера в нашей стране.
«Алматы — прогрессивный город с отличной инфраструктурой»
— Роботы-доставщики уже давно работают в разных городах России, однако в Казахстане появились совсем недавно. Почему именно сейчас решили запустить это направление в Алматы?
— Поняли, что настало подходящее время для такого проекта, потому что спрос на доставку растет быстрее, чем возможность его удовлетворить. А наши роботы могут сделать полностью автономной «последнюю милю» – от ресторана до подъезда. Важен и фактор экологии: роботы не стоят в пробках и не вредят среде выхлопными газами.
Что касается Алматы, то это очень прогрессивный и технологичный город. Инфраструктура здесь отлично подходит для запуска – например, тут много велодорожек, по которым могут передвигаться роботы, не мешая пешеходам.
— Насколько сложно было запустить доставку еды роботами в нашей стране? Какую подготовительную работу вы проводили?
— Я руковожу службой разработки автономного транспорта с 2023 года, за это время работали над проектом в несколько этапов.
Первым делом оценили потенциал локации: важна плотность застройки, инфраструктура. Рассчитали в соответствии с этим число роботов. Получили все соответствующие разрешения, например, на движение роботов по пешеходным дорогам.
Дальше техническая команда разработала логистику. Настроили процессы на местах – как и где будет проходить техобслуживание, замена батарей. Одновременно делали запись высокоточных карт – на этом этапе робот проезжает по всем возможным дорогам.
Бизнес-команда провела переговоры с ресторанами-партнерами, затем совместное тестирование технологии. Интегрировали электронных курьеров в приложения Яндекс Go и Яндекс Еда. Кстати, опробовали карты в праздничные дни, когда в Алматы проходил день города. Конечно, на улицах было много людей, но при этом нам удалось закончить тестирование в намеченный срок.
«Пока никто не пытался как-то навредить роботам»
— Расскажите подробнее о технологиях, которые используются в роботах-курьерах.
— Высокоточная карта города помогает роботам ориентироваться на месте. Это трехмерное представление окружающей среды в виде плотного лидарного облака – множества точек, полученных путем отражения лазера от препятствий. А также векторный слой, содержащий данные о дорожной инфраструктуре (например, светофорах, пешеходных переходах, границах дорог и тротуаров).
Нейросети помогают распознавать окружение. Роботы «узнают» элементы инфраструктуры и движущиеся объекты: определяют взрослых, детей, животных, видят препятствия и дорожные знаки. Несколько типов сенсоров служат для навигации: лидары, радары, камеры и ультразвуковые датчики. Это позволяет сканировать пространство на 100 метров вокруг.
Роботы отлично справляются с городской средой. У них мягкая подвеска с шестью ведущими колесами. Благодаря этому они забираются на бордюры высотой до 10 сантиметров. Устройства умеют «переходить» дорогу и запрограммированы соблюдать правила дорожного движения. Они распознают светофоры, знаки и разметку, пересекают проезжую часть только в разрешенных местах и на зеленый свет.
Софт для роботов-доставщиков разработан с использованием лучших мировых практик в области защиты данных. При помощи технологии распознавания пешеходов и автомобилей на основе искусственного интеллекта мы обеспечиваем размытие лиц людей и номерных знаков.
— Насколько проблематичен для роботов-курьеров горный рельеф города?
— Роботы отлично справляются с рельефом Алматы. Их конструкция позволяет преодолевать уклоны до 20 градусов. Этого вполне достаточно для большинства улиц города, включая районы выше проспекта Аль-Фараби. Однако мы тщательно планируем маршруты, чтобы избегать слишком крутых подъемов и спусков.
— Как жители Алматы реагируют на роботов-курьеров? Были ли случаи вандализма или попытки забрать чужой заказ?
— В целом реакция людей позитивная. Многие с интересом наблюдают за роботами, фотографируют их. В Алматы пока никто не пытался как-то навредить роботам. Однако они все равно оснащены системами безопасности, которые сработают, если кто-то решит их разобрать или унести с собой. Устройство подает сигнал технической поддержке, и оператор удаленно помогает ему справиться с непредвиденной ситуацией.
Если говорить о заказе, то грузовой отсек, в котором все перевозится, запирается на замок и открывается только из приложения. Такой подход гарантирует получателю, что никто не сможет забрать еду по пути.
«Решение о масштабировании примем, когда соберем достаточно данных для аналитики»
— Можете рассказать, как в целом выглядит процесс доставки роботами?
— Когда заказ оформлен, робот приезжает к ресторану и паркуется рядом с ним. В этот момент он переходит в режим ожидания, пока в заведении собирают заказ. Как только еда готова, сотрудник ресторана меняет статус заказа в системе, открывает дверцу робота и загружает заказ внутрь. После этого устройство автоматически закрывается и отправляется к клиенту.
Кстати, вместимость грузового отсека составляет 60 литров — в него можно положить шесть больших пицц и четыре двухлитровых бутылки воды. Изнутри отсек выглядит как обычная сумка курьера, отделанная термостойким материалом.
Робот-доставщик привозит заказ к подъезду. Вы спускаетесь, подходите к устройству и нажимаете в приложении Яндекс Go кнопку «Открыть крышку». Забрав заказ, можно уходить: робот самостоятельно закроется и найдет дорогу.
Чтобы как можно больше людей попробовали новую технологию, первые три месяца услуга будет бесплатной.
— Что изменится в сфере доставки еды с приходом новой технологии?
— Внедрение роботов позволит обслуживать больше клиентов. При этом работы у курьеров не убавится, но их труд будет более комфортным. Например, доставку в плохую погоду или ночью можно автоматизировать. Средние показатели роботов по времени и стоимости услуги уже практически приблизились к значениям курьеров.
— Какие у вас планы по развитию доставки роботами в Казахстане?
— Предприниматели, с которыми уже сотрудничаем, позитивно реагируют на внедрение роботов-доставщиков. Они видят в этом возможность привлечь новых клиентов, особенно тех, кто ценит инновации. Устройства могут работать круглосуточно, и это позволяет ресторанам расширить время доставки. Еще один плюс – стабильность и предсказуемость роботов: они забирают заказ ровно в том месте, где указал ресторан-партнер.
У помощников на колесах большой потенциал. Сейчас наши роботы в Алматы доставляют заказы из ресторанов «Антрекот», «Токио Рамен», Yasuda Sushi, The green station, Double Coffee и городского кафе «Дружба». И это только начало. Планируем расширять и зону доставки, и охват заведений. Это будет происходить постепенно, по мере того, как будут подключаться новые рестораны-партнеры. Затем проанализируем спрос и количество заказов, изучим плотность и характер застройки: нам важно, чтобы в районе было достаточно жилых зданий. Решение о масштабировании примем, когда соберем достаточно данных для аналитики.