Сегодня искусственный интеллект (ИИ) становится важнейшим инструментом для развития сервисов такси. Редакция Digital Business пообщалась с кантри-менеджером inDrive в Казахстане Араем Бекембаевым. Узнали, каким образом ИИ уже улучшает транспортную сферу и чем сможет помогать в будущем.
«Искусственный интеллект позволяет направлять таксистов туда, где они действительно нужны»
– Арай, расскажите, чем сегодня ИИ может быть полезен в сфере Ride-Hailing?
– Первое, что приходит на ум, – прогнозирование спроса и оптимизация маршрутов. Представьте, у вас есть «умный помощник», который анализирует огромное количество данных в реальном времени: где люди чаще всего заказывают такси, как на это влияют пробки, погода, даже городские мероприятия. А потом на их основе он создает, можно сказать, живую карту города, показывая, где сейчас нужно больше машин.
К примеру, мы используем эту информацию для создания так называемых «тепловых карт». Это позволяет рекомендовать таксистам переместиться в нужный район, то есть туда, где они действительно нужны. В результате водители меньше простаивают, а пассажиры быстрее получают машину. Получается win-win для всех.
– А как внедрение ИИ влияет на взаимодействие пользователей с сервисом?
– Искусственный интеллект трансформирует работу службы поддержки. Мы смогли автоматизировать многие процессы в странах своего присутствия. В Казахстане планируется использование ИИ-инструментов для обработки обращений пользователей и персонализации их ответов. Мы внедрили использование ML models в модерации пользовательского контента, чтобы отслеживать и не допускать неприемлемый контент. Также текстовая ML model будет в ближайшее время использоваться для анализа отзывов пользователей, чтобы улучшить безопасность и качество сервиса. Алгоритмы помогают кластеризовать и категоризировать информацию, выявлять тенденции и с помощью ИИ быстро выявить проблемы и найти пути их решения.
– Может ли искусственный интеллект улучшить безопасность в сфере пассажирских перевозок? Ведь это критически важный аспект в вашей отрасли.
– Согласен, поэтому мы активно используем ИИ для усиления безопасности. Одно из ключевых направлений – оптимизация процесса проверки при регистрации новых водителей.
Когда таксист регистрируется в нашей системе, он должен предоставить удостоверение личности и водительские права. Раньше все документы проверялись вручную нашими специалистами. Однако сейчас внедряем технологии машинного обучения, которые помогают автоматизировать этот процесс.
Наша система на основе ИИ анализирует загруженные документы, используя различные фильтры и алгоритмы, сравнивает фотографии водителя, чтобы за рулем находился именно тот человек, который предоставил документы и прошел проверку. В результате не только повышаем уровень безопасности, но и значительно ускоряем процесс верификации для добросовестных водителей.
Кроме того, расширяем применение ИИ и в других аспектах безопасности. Это помогает удостовериться, что за рулем именно тот человек, который зарегистрирован в системе.
«Думаю, в будущем системы смогут предсказывать заторы на дорогах еще до их возникновения»
– Давайте теперь поговорим о ценообразовании. У inDrive довольно интересная модель, где водитель и пассажир сами договариваются о стоимости поездки. Способен ли ИИ помогать с тем, чтобы цена была справедливой для всех сторон?
– Мы разработали алгоритмы, которые анализируют огромное количество факторов: текущий спрос, историю цен, особенности конкретных маршрутов. На основе этого система дает наиболее объективную стартовую стоимость для переговоров и водителям, и пассажирам. Мы не заставляем ни водителя, ни пассажира совершать поездку именно по той цене, которую мы порекомендовали. У них все так же остается возможность договориться о той стоимости, которую они посчитают справедливой.
Алгоритмы адаптируются в реальном времени, что позволяет учитывать изменения в спросе и предложении, сезонные колебания и даже поведение конкретных пользователей. Например, если в городе начинается дождь, система это учитывает и корректирует рекомендуемые цены.
Периодически экспериментируем с ИИ для оптимизации самого процесса торгов. Цель – помочь водителям и пассажирам быстрее находить общий язык, не ущемляя при этом ничьих интересов.
– С какими вызовами вы сталкиваетесь при внедрении ИИ в различных странах и регионах?
– Каждое государство – отдельный мир со своими законами, культурой, отношением к технологиям. Например, в некоторых западных странах очень строгие законы о защите персональных данных. Там они принадлежат человеку, и без его согласия ни мы, ни даже государство не можем их использовать. А в других странах ситуация может быть иной.
Нам приходится быть гибкими. Не можем просто взять и применить одно решение во всем мире. Адаптируем системы под каждый рынок. Это трудно, но в то же время интересно.
Есть и технические сложности. Знаете, модели ИИ похожи на живые организмы – они могут «стареть», становиться менее эффективными со временем. Поэтому постоянно работаем над тем, чтобы наши модели могли, по сути, учиться самостоятельно, адаптироваться к изменениям без нашего вмешательства.
– Как inDrive обеспечивает защиту персональных данных при использовании ИИ?
– Уделяем этому вопросу огромное внимание. Используем ряд методов для защиты данных. Например, маскирование. Это позволяет использовать информацию для анализа, но при этом скрыть все, что может идентифицировать конкретного человека.
Кроме того, у нас строгая политика доступа к данным. Даже внутри компании далеко не все сотрудники могут получить доступ к персональной информации. Только те, кому это действительно необходимо для работы. Например, для решения конкретной проблемы клиента.
Также внимательно следим за тем, какой информацией обмениваются водители и пассажиры. Они получают только тот минимум, который нужен для поездки. Никаких лишних деталей.
– Давайте помечтаем. Каким может быть такси будущего в городе будущего?
– Думаю, мы находимся на пороге настоящей революции. ИИ будет проникать во все аспекты нашей работы, делая сервис более умным и персонализированным.
Я вижу будущее, где ИИ не просто помогает в распределении заказов, а полностью управляет процессом, учитывая множество факторов, которые человеку просто не под силу обработать. Представьте, система, которая знает город, как свои пять пальцев, предвидит заторы еще до их возникновения и мгновенно корректирует маршруты. ИИ, несомненно, будет играть важную роль в достижении этой цели.
Читайте также: Планы inDrive в Казахстане, жизнь в Алматы и борьба с несправедливостью. Арсен Томский ответил на вопросы Digital Business