Второй поток программы развития внутреннего предпринимательства EFES KZ Intrapreneurship Hub продолжается уже несколько месяцев. В июле члены жюри отобрали 3 стартапа, которые получили $4,5 тыс. от EFES Казахстан на дальнейшее развитие идеи. Сейчас команды занимаются разработкой своих проектов, находясь внутри корпорации. В 7 утра субботы все участники собрались у катка Медеу, чтобы поучаствовать в ретрите, организованном компанией, а также пообщаться с единомышленниками и экспертами.
Как прошла прогулка, каких успехов уже успели достичь участники программы, рассказываем в фоторепортаже Digital Business.
«К финалу программы у нас будут первые результаты продаж»
Сейчас три лучшие команды проходят 3-х месячную программу инкубации:
- Feedcom – проект по переработке дрожжей пивопроизводства.
- MagicTap – платформа для администрирования гибких льгот для сотрудников.
- Beer Bar – проект по созданию порционных добавок для пива.
Участники инкубатора собрались утром у Медеу. Спросили у организаторов, для чего в программе EFES KZ Intrapreneurship Hub кроме обучающих мероприятий еще и такая активность.
– Наша программа ретритов направлена не только на физическое и ментальное восстановление участников, но и на создание условий для инновационного и предпринимательского прорыва, — говорит директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп. — Мы верим, что выход из зоны комфорта в сочетании с расслабляющими практиками помогает развивать лидерские качества и находить новые решения, полезные как для стартапов, так и для компании в целом.
В этом году программа ретрита насыщена различными активностями, но при этом не такая волнительная для команд, как прошлым летом:
– Мы решили не устраивать питчинг перед экспертами, чтобы участники могли перезагрузиться и замотивировать себя на дальнейший предпринимательский путь через прохождение «лестницы здоровья». А еще насладиться природой, понаблюдать за своим состоянием во время подъема и медитации, пообщаться друг с другом, – рассказывает один из организаторов проекта Жанна Абзалтынова. – Посчитали, что элементов преодоления достаточно: подъем в гору, стояние на гвоздях, плюс полет на зиплайне – тоже своеобразный выход из зоны комфорта.
Быстрее всех по «лестнице здоровья» продвигаются Оксана Гадиева и Ольга Кудина из проекта Feedcom по переработке дрожжей пивопроизводства. По словам девушек, им много приходится ходить по территории завода в течение рабочего дня, поэтому такие прогулки — не проблема. С развитием проекта у девушек тоже все идет по плану:
– Уже есть определенные успехи, – делится Оксана. – Недавно сделали первый килограмм высушенных дрожжей и отправили продукт на анализ. Были задержки на производстве, но, к счастью, все получилось. Наш следующий этап – тестирование продукции. После приступим к продаже, и к финалу программы сможем поделиться с членами жюри первыми результатами.
В случае победы в финале Feedcom продолжит производство корма и, вероятно, объединится с командой-победителем прошлогоднего потока Vita Group, которая занимается переработкой пивной барды (отходы в виде гущи при производстве пива — прим.Digital Business) и сейчас находится на завершающем этапе коммерциализации.
– Vita Group уже протестировали продукт и нашли своего покупателя, – рассказывает Жанна. – Чтобы увеличить объемы производства, необходимо дополнительное финансирование: на закупку оборудования из Китая и создание отдельного помещения внутри завода или на приобретение уже готового бизнеса. Это решение будет принимать высшее руководство EFES Kazakhstan.
«Пришлось с нуля разбираться во всех нюансах разработки»
После прохождения 842 ступеней «лестницы здоровья» наша группа останавливается на 10-минутный отдых. Основательница платформы для отслеживания бенефитов MagicTap Айдана Беласарова рассказывает нам, чем сейчас занимается команда проекта:
– Нам удалось найти айтишников и дизайнеров, которые создали MVP будущего приложения. Искали проверенных людей через друзей и знакомых. Cо мной над MagicTap работают девушки из HR-департамента, отдела снабжения и специалист из ИТ-отдела, однако с нюансами разработки никто не знаком. Пришлось разбираться с нуля, сколько стоят такие услуги, как много времени уйдет на создание прототипа и т.д. Один день на разработку проекта без основных рабочих задач очень помогает, но заниматься стартапом нужно 24/7.
Сейчас команда ищет поставщиков услуг, готовых подключиться к платформе, и компанию, которая протестирует сервис на своих сотрудниках. Это поможет оценить удобство MagicTap и понять сложности, возникающие у обеих сторон процесса при работе с сервисом и т.д.
«Уже раз 12 хотела пойти назад, но преодолела себя»
Участница проекта Beer Bar по производству порционных добавок для пива Ксения Сикорская поднимается на «Горельник» впервые и пока до конца не знает, что ее ждет на финише:
– Самыми сложными оказались первые 800 метров от фонтана до начала лестницы. Если честно, уже раз 12 хотела пойти назад, но желание преодолеть себя позволяют не сдаваться. Тем более, говорят, что на «Горельнике» очень красиво.
Что касается проекта, то здесь команда не планирует останавливаться:
– За 1,5 месяца после победы на Acceleration Demo Day мы протестировали порционные стики в ресторанах Алматы и Караганды. Выяснили, что потребителям не заходят сладкие вкусы. Наоборот, хочется чего-то терпкого, что будет оттенять вкус пива. Поэтому закупили новые добавки со смородиной, экстрактом мяты и Блю Кюрасао. Надеемся, что-то из этого понравится потребителям.
Команда также экспериментирует с формой выпуска продукции и тестирует разных поставщиков сиропов:
– Есть вариант выпускать добавки в виде шипучих таблеток, возможно, какие-то витаминные комплексы, которые раскрываются в холодной воде. Помимо этого продолжаем определяться с поставщиком сиропов: здесь важно найти составы с наименьшим содержанием сахара. Также у нас есть мечта: разработать свое пиво с томатом и соусом табаско.
«Ноги трясутся до сих пор»
Спустя примерно час и 7 тысяч шагов мы подходим к «Горельнику». Дальше по плану легкий завтрак, отдых, а после медитация и новый вызов – стояние на гвоздях.
– Дыхательные практики помогут настроиться на нужный лад и визуализировать свои желания, – рассказывает тренер. – При этом обязательно формулируйте запрос так, будто он уже исполнился.
Далее начинающие стартаперы продолжили выходить из зоны комфорта и по очереди вставать на гвозди. Некоторые попробовали несколько раз:
– Необязательно стоять по несколько минут, 10-15 секунд для первого раза тоже достаточно, – рассказывает тренер. – Не забывайте глубоко дышать и проговаривать желание про себя. Это поможет абстрагироваться от боли.
Спуск, в отличие от подъема, был стремительнее и экстремальнее: участники по очереди делали это на зиплайне.
– Не думала, что это так быстро, ноги трясутся до сих пор, – делится впечатлениями участница команды Feedcom Арайлым Игибаева. – Но этот спуск, как и вся программа – отличная встряска, которая необходима всем участникам.
Следующий этап программы – Demo Day, который пройдет в ноябре. Команды поделятся своими результатами, а члены жюри выберут одного победителя. Он выйдет на полугодовой этап коммерциализации и получит первые инвестиции в размере $50 тыс. от EFES Kazakhstan для выхода на рынок.