В декабре говорили с сооснователем компании Python RPA Мухамеджаном Дузеновым. Он развивает платформу для создания цифровых сотрудников, которые помогают реальным сотрудникам избавляться от рутинной работы. Мухамеджан рассказывал о планах по выходу на зарубежные рынки. Прошло около 9 месяцев, и герой поделился, получилось ли достигнуть поставленных целей. А также к каким выводам пришел, решая проблемы и преодолевая трудности.
Тактические задачи не должны вытеснять стратегические
— До этого года думал только о том, как нам финансово закрыть квартал. Такой подход увел меня в сторону от стратегических и глобальных задач. Прямо сейчас компания в точке, когда комфортно себя чувствует в Казахстане и выходит на зарубежные рынки. Сфокусировался на стратегических задачах и каждое решение рассматриваю с точки зрения того, как оно отразится на компании в перспективе, а не прямо сейчас. В этом нам сильно помог грант от QazInnovations. Прокачали продукт технически и вложились в маркетинг. Для нас эта помощь оказалась важным подспорьем для развития.
Выход на зарубежный рынок – огромный труд
— В 2024-м была запланирована экспансия на зарубежный рынок. У нас не было иллюзий – понимали, что это сложный путь. Но не ожидали, что настолько. Проанализировали конкурентов и отстроились от них, посчитали емкость рынка, разработали стратегии под разные страны. Выстрелили сделки в Бразилии, на Филиппинах и в США, сейчас ведем переговоры в Швейцарии и ОАЭ. Это немало, но пришлось приложить большие усилия.
За это время поняли, что ошибались, подразумевая под зарубежным рынком все страны, кроме соседних. Недавно вышли на рынок Узбекистана и увидели там большой интерес к технологии RPA и нашей платформе. Уже подписали договоры с крупными банками и скоро узнаем результаты проектов. Активно работаем на рынке Азербайджана и Кыргызстана, где есть большой потенциал.
Без партнерской сети почти нет роста
— Очевидная мысль, но активно искать партнеров начали в этом году. Нашли дистрибьюторов и около 10 новых партнеров. Долго нащупывали подход к работе и поняли, что найти интеграторов – это не значит получить молниеносный рост. Нужно вкладывать много сил и растить интерес, обеспечивать партнеров лидами и вкладывать ресурсы в проекты. Мы видим результаты и планируем активно развивать партнерскую сеть по всему миру.
Ошибки – это точки роста, а не драма
— Много раз читал интерпретации этой мысли в чужих статьях или постах, но до конца не понимал, что это значит. В прошлом финансовом году столкнулся с серьезными сложностями: компания была на грани кассового разрыва. Для меня это один самых стрессовых моментов в карьере. Смогли справиться с проблемой, проанализировали свою работу, нашли болевые точки. В этом году часто останавливаю себя перед каким-либо импульсивным действием. Прошлогодняя проблема помогла вырасти и компании, и мне как предпринимателю. Стал мудрее. Так что даже благодарен той ситуации.
Важно растить команду и делегировать задачи
— Команда – опора бизнеса. Расширил штат и ищу новых людей в команду маркетинга и продаж. Также требуются аналитики и разработчики на Python.
Сейчас учусь делегировать – череда выгораний подтолкнула к процессу выстраивания операционки. Стараюсь окружать себя сильными специалистами и одновременно ищу молодые таланты. Трачу время на их обучение, но воспринимаю это как инвестицию в будущее компании.