«Программистов воспринимали как ботаников в широких брюках и в очках с толстой оправой, которые тыкают что-то в компьютере. Да и шли в айтишники не ради денег, ведь сфера еще не могла похвастаться большими зарплатами», – таким было казахстанское ИТ в 2000-х годах по воспоминаниям Николая Бабешкина. Он – один из главных людей в истории Kolesa Group (был CEO на протяжении 12 лет, а сейчас входит в совет директоров), компании, которая оказала серьезное влияние на развитие ИТ-экосистемы Казахстана. Пока другие бизнесы только задумывались о том, как оцифровать процессы, Kolesa Group превратилась из газеты в полноценную ИТ-структуру.
Для совместного проекта Digital Business и Yandex Qazaqstan «IT-история Казахстана» Николай рассказал, какой была казахстанская ИТ-сфера в 2000-х годах, о спросе на айтишников в те времена и их зарплатах. Поговорили о том, как молодой специалист попал на руководящую позицию в крупную организацию, с какими трудностями столкнулся при трансформации «Колес» в ИТ-бизнес и почему в начале 2010-х решил сделать ставку на мобильные приложения.
О Kolesa Group
Компания появилась в 1996 году и сперва занималась изданием газет с объявлениями «Колеса» и «Крыша». Однако со временем традиционный бизнес стал превращаться в технологичный. В 2006 году запустили одноименные сайты двух изданий, а спустя 7 лет — мобильное приложение Kolesa.kz, к слову, одно из первых в Казахстане. Печатные версии, имевшие на пике тиражи до 50 тысяч экземпляров, со временем были закрыты. Так «Колеса» стали полноценной ИТ-компанией Kolesa Group, задав тренд на цифровизацию.
Бизнес в студенчестве, ботаники в очках и Chocolife
«В 2000-е бизнес уже был готов покупать технологичные решения»
Программированием Николай увлекся в подростковом возрасте. При этом в те времена (речь про вторую половину 1990-х годов) у семьи Бабешкиных даже не было компьютера:
– Технологиями заинтересовался благодаря книге Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» – это рассказ в стиле киберпанк о виртуальном городе Диптаун. После прочтения захотел стать хакером. Также на меня повлияла старшая сестра, у которой были друзья-разработчики. В результате решил идти учиться на программиста – поступил в Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева.
Уже на 4 курсе учебы Николай занялся предпринимательством. Вместе со знакомым разработал софт для автоматизации дистрибьюторов, который позволял им перевести часть отчетности в электронный формат:
– Несмотря на то, что на дворе еще был 2004 год, продажи пошли сразу. На рынке уже имелась готовность покупать технологические решения. Бизнесы стали постепенно автоматизироваться: внедряли ERP-системы, тот же 1C. То есть людей не нужно было сильно убеждать в необходимости нашего продукта. Если они видели, что ты поможешь работать эффективнее, то сразу соглашались на внедрение. В результате реализовали порядка 10 крупных проектов – через нас прошли самые именитые дистрибьюторы, представленные в Казахстане. Однако я довольно быстро решил выйти из этой истории. Хотел строить масштабируемый проект, а здесь, чтобы расти, нужно постоянно делать новые продажи и заниматься операционными процессами. Плюс на тот момент был слишком молод и не готов к запуску бизнеса: не понимал толком, как все устроено, испытывал жуткий стресс.
«В ИТ шли не ради денег, ведь сфера еще не могла похвастаться большими зарплатами»
Вскоре Николай решил уйти в найм. По его воспоминаниям, в середине 2000-х найти работу в ИТ не составляло проблемы:
– Тут важно понимать, что тогда людей в сфере было гораздо меньше, чем сейчас. В Казахстане разработчиков готовили только на нескольких факультетах в паре университетов. Про высокую конкуренцию говорить не приходилось. Плюс восприятие профессии было иным. В представлении общества программист – это ботаник в широких брюках и в очках с толстой оправой, который тыкает что-то в компьютере. Шли в ИТ не ради денег: сфера еще не могла похвастаться большими зарплатами. Безусловно, они были выше средних по стране. Но те, кто действительно хотел хорошо зарабатывать, выбирали в нефтянку, финансовый сектор или юриспруденцию.
Как отмечает Николай, спрос на ИТ-специалистов с годами постепенно рос:
– Здесь можно выделить несколько факторов. Первый – влияние банков, которые начали цифровизировать процессы и нуждались в тех, кто умеет работать с кодом. Второй – приход в интернет классических предпринимателей с экспертизой, бизнес-подходами и деньгами. Если по началу созданием различных сайтов и порталов занимались в основном энтузиасты-разработчики, то затем пришли настоящие бизнесмены. Они занялись строительством серьезных проектов, способных приносить прибыль. Для этого, естественно, нужны были кадры.
Все в комплексе заложило фундамент под формирование ИТ-экосистемы. Начали зарождаться стартапы. Одним из первых значимых для Казахстана ИТ-проектов стал Chocolife, над запуском которого работал Николай Бабешкин:
– Безусловно, Chocolife был прорывным проектом с точки зрения предпринимательства. Рамиль Мухоряпов (основатель холдинга Choco – прим. Digital Business) с другими ребятами просто собрал команду, за 2 месяца создал продукт и запустил его. Chocolife в результате сразу начал расти быстрыми темпами. При этом имея совсем небольшой бюджет.
Кстати, именно на вечеринке по случаю запуска Chocolife один из основателей «Колес» Вали Хуснутдинов предложил мне оффер, чтобы заняться трансформацией в ИТ-компанию. От такого приглашения было сложно отказаться.
Поиск разработчиков, закрытие газет и выстраивание HR-бренда
«Нас воспринимали как газету, а не ИТ-компанию»
В 2011 году Николай Бабешкин стал директором «Колес». Однако, еще не успев официально заступить в новую должность, столкнулся с серьезными трудностями – ушли все разработчики:
– А у нас два сайта, которые уже на тот момент в топе по посещаемости в Казахстане. Видишь, что у тебя на дисках заканчивается место и сейчас все просто встанет. Начинаешь сам руками подкручивать, а параллельно ищешь специалистов.
Первым делом открыл топ казахстанских порталов и посмотрел, кто там работает. Мне критически нужен был человек, который понимает, как взаимодействовать с высоконагруженными проектами. Так нашел Игоря Бородихина, который впоследствии стал техническим директором (СТО) и соучредителем Kolesa Group. Вместе с ним постепенно сформировали новую команду разработки, выстроили инфраструктуру, чтобы подобных рисков не возникало в будущем.
При этом важно отметить, что нам было довольно сложно искать людей. В первой половине 2010-х все еще не хватало качественных специалистов на рынке. Плюс нас воспринимали как газету, а не ИТ-компанию. Из-за этого разработчики не особо стремились в Kolesa Group, даже за большие деньги. Нужно было менять отношение, выстраивать грамотный HR-бренд. Все это делалось параллельно. Также спустя время запустили Kolesa Academy, чтобы растить кадры внутри. Могу сказать, что у нас все получилось. Сейчас в ИТ-блоке Kolesa Group около 200 человек.
«Сайт по маржинальности был волшебным бизнесом – почти как золото продавать»
Трансформировалась и сама компания, чтобы соответствовать меняющимся реалиям. Если в начале 2010-х основным источником дохода Kolesa Group были газеты, то со временем ситуация стала меняться в сторону сайтов:
– Несмотря на то, что сайты Kolesa.kz и Krisha.kz были на тот момент уже в топе по популярности в Казахстане, зарабатывали они меньше, чем газета. Правда, могли похвастаться высокой маржинальностью. Если в печатных версиях она была на уровне 15%, то в вебе могла доходить до 80%. Волшебный бизнес – почти как золото продавать. В газете нужно тратиться на бумагу, печать, содержание большой редакции для выпуска. А сайтами в те времена, если взять разработчиков за скобки, занималось 3 человека.
Постепенно доля сайтов в общих доходах компании росла. Это связано как с нашими управленческими решениями, так и с трендами. Интернет все больше проникал в повседневную жизнь людей, которые стали переходить в онлайн.
Вскоре решили закрыть газеты. Тогда, кстати, нас многие осуждали. Писали, что «этот молодой менеджер Николай – выскочка, который решил грохнуть газеты». Однако внутри команды у нас никто не спорил – всем было очевидно, что время печатных изданий прошло.
Мы руководствовались несколькими причинами. Первая – в какой-то момент сайты начали конкурировать с газетами. По финансовым отчетностям стало заметно, что чем агрессивнее развиваем веб-направление, тем больше проблем у печатных версий. Вторая – расходы на выпуск газет росли, а доходы падали. На горизонте уже маячил период, когда они просто станут убыточными. Третья – в других странах уже наблюдался тренд на ликвидацию печатных изданий и переход в интернет.
После того, как мы закрыли газеты, по такому пути пошли и другие. В целом бизнесы стали понимать, что для выживания необходимо выходить в веб, так как там концентрировалось все больше людей. Причем важно было не упустить момент. Не у всех это получилось. Знаю компании, которые так и не смогли закрепиться в онлайн-пространстве и в результате просто прекратили существование.
Мобильные приложения, факап с Market.kz и место на рынке
«Если ты предлагаешь что-то делать, а половина команды с тобой спорит, значит, идея стоящая и ее нужно попробовать реализовать»
Еще до того, как закрыть газеты, в Kolesa Group начали заниматься созданием мобильных приложений. В 2013 году компания запустила апку Kolesa.kz. Николай Бабешкин вспоминает, как это было:
– Рынок мобильных приложений в Казахстане, да и во всем мире, тогда только зарождался. Бизнесы делали ставку на развитие десктопных или мобильных версий сайтов, однако решили рискнуть. Руководствовался таким принципом: если предлагаешь что-то делать, а половина команды с тобой спорит, значит, идея стоящая и ее нужно попробовать реализовать. А вот если никто не спорит, то время упущено.
Многие не понимали, зачем делать мобильное приложение. Однако мы рискнули и довольно быстро сделали приложение Kolesa.kz, которое без всякой рекламы залетело в топ по скачиваниям и долгое время находилось на лидирующих позициях.
Позже релизнули приложение Krisha.kz. Оно оказалось похуже по качеству, так как его делали подрядчики. Плюс немного не попали в тайминг, что было заметно по динамике установок в сравнении с Kolesa.kz. Пришлось вкладывать много сил и переписывать приложение, чтобы вывести его на нужный уровень.
А вот с Market.kz явно опоздали. Это моя ошибка. Решили сосредоточиться на сайте и упустил время. Понимали, что нужно делать приложение, но просто не успевали. Наверное, можно было что-то придумать. Например, отдать на аутсорс – деньги на это были. Однако не продумали в моменте. Но зато все получилось с Kolesa.kz и Krisha.kz, которые до сих пор занимают высокие места в магазине приложений.
Нам в любом случае удалось в некотором роде предсказать бум мобильных приложений в Казахстане. Уже после нас их развитием занялись банки, мобильные операторы, различные платежные системы и многие другие.
«Могли сжечь миллионы нервных клеток на споры, но всегда приходили к тому, что во главе угла должен стоять классный продукт»
Николай Бабешкин выделяет несколько факторов, почему Kolesa Group удалось практически безболезненно трансформироваться из классического в ИТ-бизнес, заняв прочные позиции на рынке:
– Сфокусировались на качестве продукта. Могли сжечь миллионы нервных клеток на споры, но всегда приходили к тому, что во главе угла должен стоять классный продукт. У нас каждый руководствуется принципом: «Я не хочу делать хрень». Любому сотруднику Kolesa Group важно сделать сервис, которым будут пользоваться миллионы пользователей.
Когда только начинали превращаться в ИТ-компанию, для меня была важна скорость загрузки сайта. Помню, когда видел показатели выше 60 миллисекунд, сразу спрашивал разработчиков, почему так происходит и как это пофиксить.
Если ты стараешься делать все хорошо, то к тебе притягиваются люди с таким же желанием. Это всегда чувствуется. Когда компания ставит основной своей целью заработок, то туда будут идти ребята, которые хотят тихо отсидеться, получить зарплату и пойти домой. А если вы строите классный продукт, то он примагнитит тех, кто хочет заниматься созданием прорывных вещей. Чтобы вечером за кружкой пива в баре рассказывать, какую классную фичу они добавили в продукт. В этом, наверное, и есть наш главный секрет.
Читайте также: «Сила Караганды – в людях со способностью пробиваться». Рассказываем, как город шахтеров стал одним из ИТ-центров Казахстана