«Бывали рейсы с вылетом в 5 утра 1 января». Сменила самолет на ИТ – и преуспела

Рината Илюбаева родом из Кокшетау. Девушка окончила факультет международных отношений в Кокшетауском университете имени Абая Мырзахметова, но по специальности практически не работала. Вместо этого устроилась бортпроводником в Air Astana, чтобы больше путешествовать. Однако после рождения первого ребенка Рината решила найти более приземленную работу. Так она оказалась в ИТ-стартапе Kompra, где уже через 2,5 года заняла позицию СЕО. А не так давно ушла из найма, чтобы строить карьеру ИТ-консультанта.

Узнали у Ринаты, почему она решила войти в ИТ и как за 2,5 года стала СЕО. Также девушка рассказала, сколько зарабатывала на первых порах и как продвигается ее карьера на фрилансе.

«Во время обучения смогла швырнуть 20-килограммовую дверь далеко в сторону»

– Отправиться на учебу куда-то далеко мне не разрешили, поэтому поступила в университет в родном городе. Выбрала направление международных отношений, так как хорошо знала английский язык, а также нравились история и география. На последнем курсе 4 месяца проходила производственную практику в Министерстве иностранных дел РК. Тогда, кстати, Казахстан председательствовал в ОБСЕ. За это время поняла, что не готова работать в госструктурах.

После окончания вуза продолжила обучение в Китае, где получила HSK пятого уровня (квалификационный экзамен по китайскому языку для тех, кто не является носителем языка, всего есть 9 уровней – прим. Digital Business). Вернулась в Казахстан и год работала в импортно-экспортной компании. Но мне стало скучно, хотелось путешествовать. Знакомые рекомендовали попробовать себя в Air Astana.

Прошла отбор на позицию бортпроводника, а после уехала на обучение в Германию. Затем вернулась в Астану и проработала в Air Astana 4 года. За это время неоднократно получала промоушены и повышала свой класс бортпроводника. Каждый месяц были рейсы «с эстафетой», когда нужно остаться в стране пребывания на пару дней. Мы летали в Турцию, Китай, Германию, Украину, Россию, ОАЭ, а также по всему Казахстану.

Многие воспринимают профессию бортпроводника только с позиции сервиса, но это лишь малая часть задач. Члены экипажа знают наизусть множество экстренных команд, умеют принимать роды и оказывать сопротивление вооруженному человеку, понимают, как надуть и управлять плотом в открытом море, могут быстро потушить пожар и т.д. Помню, как во время обучения нас учили открывать аварийный выход. Дверь весом 20 кг нужно было открыть и отбросить на безопасное расстояние. Всегда думала, что у меня слабые руки и ничего не выйдет. Но на адреналине смогла с легкостью далеко выкинуть эту дверь.

К счастью, в реальной работе большинство экстренных навыков применять не пришлось. Однако были случаи прерванного взлета (процедура, при которой воздушное судно вынужденно прерывает разбег и аварийно останавливается – прим.Digital Business), также не раз оказывала первую помощь, успокаивала толпу при задержке рейса и общалась с агрессивными людьми. Мне всегда удавалось договориться.

«На первых порах приходилось быть и продажником, и маркетологом, и HR-специалистом в одном лице»

– Как и в любой работе, здесь были свои минусы и сложности. Когда появилась семья, стало не хватать свободного времени. Между рейсами у бортпроводника часто бывает только 12 часов отдыха, куда не входит дорога в аэропорт и домой. В итоге остается 8 часов на отдых, из-за чего невозможно запланировать совместные активности. Никогда не можешь пообещать, что будешь на празднике. Например, у меня бывали рейсы с вылетом в 5 утра 1 января.

После рождения ребенка решила искать работу на земле. Можно было остаться в Air Astana, но все казалось скучным. Долгое время следила за друзьями и успешными людьми, чтобы понять, какое направление выбрать. В это же время стали попадаться статьи про сферу ИТ. Звучало все круто – безграничные перспективы, удаленная работа, лояльные фаундеры и невысокая конкуренция среди специалистов в Казахстане. Следила за развитием индустрии, а вскоре увидела, что у моего друга в стартапе Kompra (сервис проверки благонадежности контрагентов Казахстана, СНГ и других стран) есть вакансия. Решила рискнуть и предложила свою кандидатуру. Так в начале 2018 года попала в ИТ.

Первое, с чем столкнулась – отсутствие какой-либо системы. В Air Astana твоя жизнь спланирована на год вперед, работа описана до мелочей, а частые изменения обусловлены понятными бизнес-процессами. Помимо этого существовала обширная база знаний и четкая система фидбэка.

В стартапе были только цели: нужно запустить продукт первого числа, увеличить выручку на 100%, выйти в плюс к определенному периоду. Задачи перед тобой никто не ставил. Также на первых порах мне приходилось совмещать несколько ролей: быть и продажником, и маркетологом, и HR-специалистом. Мы часто в шутку спрашивали друг друга: «Какая на тебе сейчас кепка: офис-менеджера или директора по продажам?».

При переходе в Kompra не получала дополнительного образования: проект был на стадии разработки, бюджета на мое обучение не было. Однако мы стали участниками первой акселерационной программы #Garage от Astana Hub. За 8 недель вместе с командой прошли курсы по продакт-менеджменту, Scrum, Agile, маркетингу, unit-экономике и другим направлениям.

Мой первый оклад на новой позиции был около 150 000 тенге (примерно 450$ по курсу НБ РК на 2018 год – прим. Digital Business). Примерно такой же оклад у меня был на позиции бортпроводника бизнес-класса. Однако вскоре выстроили систему бонусов от продаж, которые появились у меня примерно через полгода после трудоустройства. Это сильно отличалось от работы в большой корпорации, где ты можешь рассчитывать только на фиксированный оклад.

«Все 7 лет после ухода из авиации работала практически без перерыва»

– В Kompra проработала 4,5 года, из них 2,5 – на позиции СЕО. Когда руководитель решил выйти из операционки, у него был выбор: искать замену на рынке или повысить кого-либо из сотрудников. Я прошла все стадии становления стартапа, была первым человеком, который общался с клиентами и понимал их боли, и в целом знала бизнес от и до. Поэтому повышение предложили именно мне.

Спустя полгода после перехода на новую позицию мы столкнулись с пандемией Covid-19 и за день всем офисом ушли на удаленку. В это же время фаундер предложил мне открыть коммерческие департаменты в других его ИТ-компаниях. Возглавила этот блок параллельно с должностью СЕО в Kompra и второй беременностью. Честно, не знаю откуда тогда черпала силы и энергию, но это был период ускоренного роста для меня.

За 4,5 года мы создали собственную Ассоциацию комплаенс, команда выросла в 5 раз, а выручка увеличилась на 200%. Но мне хотелось новых вызовов. Так перешла в компанию 7Generation, которая входила в ИТ-холдинг Kazdream, на позицию коммерческого директора. Разрабатывали софт для телеком-операторов. Сразу почувствовала разницу: когда в твоей команде 120 человек вместо 20, а от тебя зависят дедлайны других департаментов, требуется много сил на внутренние коммуникации.

Так вышло, что все 7 лет после ухода из авиации работала практически без перерыва. В отпуск уходила регулярно, но всегда оставалась онлайн и могла выйти на колл: было сложно делегировать управленческие функции сотрудникам. Когда родила второго ребенка, решила не идти в декрет. Но вскоре поняла, что нахожусь в зоне комфорта: все процессы компании хорошо известны и предсказуемы.

В то же время меня часто привлекали как спикера, трекера и консультанта на различные ивенты, где проводила обучение по продажам, публичным выступлениям и построению коммуникаций. Решила попробовать монетизировать свою экспертизу. Первые клиенты нашлись довольно быстро. В июле этого года ушла из найма и сейчас занимаюсь консалтингом в области ведения бизнеса, систематизации бизнес-процессов, продаж и маркетинга. В планах запустить курс по бизнес-коммуникациям для Ассоциации комплаенс.

«Мечтаю поработать в OpenAI, Google или Netflix»

– Недавно прошла тест Гэллапа, который позволяет определить индивидуальные таланты и сильные стороны личности. Согласно результатам, мои главные таланты – максимизатор и катализатор. Это говорит о том, что я умею мотивировать людей так, чтобы при минимальных ресурсах достигать большего результата. Именно этим и занимаюсь как консультант. Вникаю в проблемы, нахожу наиболее безболезненные решения, обучаю людей, как достичь успеха с помощью автоматизации. Даже в традиционном бизнесе есть процессы, которые можно удешевить и улучшить с помощью онлайн-инструментов.

Планирую упаковать свое портфолио консультанта для зарубежного рынка. Хочу применить свои навыки в компаниях с сильным международным брендом. Мечтаю поработать в OpenAI, Google или Netflix.

Я помогла большому количеству людей перейти в ИТ, среди них особенно много девушек. Под моим руководством с позиций менеджера по продажам, копирайтера или специалиста техподдержки они выросли до C-level позиций.

При смене деятельности рекомендую начать с рефлексии и изучения своих сильных сторон. Следует также разобрать скиллы на hard и soft – это поможет понять, на какую роль вы можете претендовать. То, что в ИТ требуются только люди с математическим складом ума – заблуждение. Сфере нужны сильные юристы, продажники, кадровые специалисты и многие другие. Среди множества профессий главное выбрать свое направление. Рекомендую курсы по проектному и продуктовому менеджменту, сейчас есть много бесплатных уроков. Это даст общее понимание работы в ИТ любому начинающему специалисту.

Читайте также: «Каждая женщина стремится спасать мир». Как прошел финал проекта She’s Next

бортпроводникполеты#Garageпереход в ИТAir AstanaKompraКокшетауГерманияВойти в ит в КазахстанеРината ИлюбаеваЗарплаты в IT КазахстанаAstana HubакселераторАстанаКитай