На стыке 2000-х и 2010-х годов Караганда считалась одним из главных ИТ-центров нашей страны. Уже в те времена город мог похвастаться не только промышленными предприятиями, но и крупными ИТ-проектами, которые выделялись даже на фоне всей Центральной Азии. Речь в первую очередь о «Плюсмикро» (ее историю мы недавно рассказывали), Flip.kz, Wooppay и Hoster.kz. Развивались в шахтерской столице и другие технологичные компании: локальные интернет-провайдеры, сервисы доставки еды, веб-студии и так далее. По насыщенности айтишной жизни Караганда тогда составляла, а в чем-то даже и выигрывала, конкуренцию у Алматы.
Для совместного проекта Digital Business и Yandex Qazaqstan «ИТ-история Казахстана» мы решили изучить карагандинский феномен. Благодаря чему здесь появились проекты, которые широко известны по всей стране и даже за ее пределами? Как у них получалось конкурировать с алматинскими и астанинскими компаниями? Насколько в целом сложно было запускать стартап в начале 2010-х годов? Об этом и не только мы поговорили с известным карагандинским ИТ-предпринимателем, сооснователем Wooppay и ИТ-хаба «Терриконовая долина» Александром Дорошенко.
Квартира в Майкудуке, городской портал и финтех
«После всех финансовых манипуляций у меня осталось ровно $100»
Александр Дорошенко – коренной карагандинец. Здесь окончил школу (со знаком «Алтын белгі»), а позже и местный политех (с красным дипломом). С таким послужным списком он мог построить успешную карьеру в нефтегазовой компании или банковской сфере, однако выбрал тернистый путь предпринимательства:
– Еще в студенчестве пробовал делать бизнес. Моя первая попытка – уговорил родителей взять кредит и купил за $3 тысячи убитую квартиру в Майкудуке (жилой район на окраинах Караганды – прим. Digital Business). Думал, сделаю ремонт и выгодно перепродам. Но тут случился финансовый кризис 2008 года и свернули ипотечные программы. А вскоре в квартире прорвало трубу, из-за чего весь ремонт, который обошелся мне в $2 тысячи, пошел коту под хвост. Я ее кое-как продал и после всех финансовых манипуляций у меня осталось ровно $100. В общем, ушел в минус.
Однако предпринимательский пыл Александра эта история не охладила. Вскоре он с университетским другом решил запустить веб-портал о Караганде – vtochku.kz:
– Правда, он не полетел – немного опередили время. Это был 2009 год, когда люди еще только начинали заходить в интернет. Возможно, начни мы делать его позже, все сложилось бы иначе.
«Разработали дизайн оберток для «Конфеты Караганды», с которым они выиграли престижный конкурс»
Несмотря на неудачный опыт с порталом, Александр Дорошенко продолжил заниматься сайтами дальше – только теперь делал их на заказ. Обращались знакомые владельцы частных компаний и руководители городских предприятий, которые начали активно выходить в веб-пространство.
– Делали им сайты, логотипы. А для «Конфеты Караганды» разработали дизайн оберток, с которым они выиграли престижный конкурс. Однако история со студией разработки меня не драйвила, так как всегда хотел создать свой продукт. И тут к нам пришел один предприниматель с аграрным бизнесом, который предложил сделать сервис – некий симбиоз LinkedIn и The Sims. По его задумке должен был получиться виртуальный город, где предприниматели размещают вакансии по поиску специалистов и заявки на выполнение каких-то работ, – рассказывает стартапер.
С прототипом проекта ребята отправились на конкурс стартапов. Однако в последний момент человек, заказавший разработку сервиса, отказался участвовать – боялся, что его задумку украдут.
– Тогда я предложил презентовать там другую идею – решение, которое позволит оплачивать различные услуги и товары балансом мобильного телефона. Команда загорелась, но на конкурсе в эту концепцию никто не поверил. Сказали, что это нереально реализовать, ведь у нас просто не получится договориться с операторами и банками. На тот момент, а это 2011-2012 годы, такое действительно казалось фантастикой. В стране еще даже термина «финтех» никто толком не знал. Однако я все равно решил заняться воплощением задумки в жизнь – так появился Wooppay, – вспоминает Александр Дорошенко.
Две волны стартаперов, ссыльные и экология
«В 2010-е годы Караганда в плане ИТ была гораздо сильнее Астаны и где-то конкурировала с Алматы»
К тому моменту в Караганде уже был ряд довольно крепких ИТ-компаний. По словам Александра, их основателей можно разделить на две волны стартаперов:
– Первая – советские инженеры, которые, имея хороший технический бэкграунд, смогли построить в 90-ые годы успешный технологический бизнес. Здесь, конечно, самый яркий пример – «Плюсмикро». Думаю, они многим показали, что в ИТ можно неплохо зарабатывать. Особенно после сделки с EPAM Systems.
Вторая – ребята, окончившие университет в независимом Казахстане. У них уже был широкий взгляд на мир и понимание, какой продукт необходимо делать, чтобы он был востребованным. Тут можно отметить Александра Соколова (основатель маркетплейса Flip.kz), Дениса Сухачева (основатель хостинга Hoster.kz), Романа Мальченко (основатель сервиса доставки еды EMENU), парней из студии разработки Creatida.
Они все делали крутые вещи. Тот же Hoster.kz довольно быстро набрал популярность в Казахстане: многие покупали домены именно у них. Creatida в середине 2000-х создала сайты чуть ли не для всех государственных структур, а EMENU захватил все крупные города страны, за исключением Алматы и Астаны.
Могу объективно сказать, что в 2010-е годы Караганда в плане ИТ была гораздо сильнее Астаны и где-то конкурировала с Алматы. Например, у нас в городе работала одна из двух главных дизайн-студий Казахстана. Ребята выполняли заказы для многих крупных корпораций из Астаны и Алматы. Flip.kz долгое время был главным интернет-магазином страны. Караганда действительно качала.
«У нас все привыкли делать четкий бизнес»
В том, почему именно в Караганде так рвануло развитие ИТ-проектов в 2000-2010-е годы, Александр Дорошенко видит несколько причин:
– Караганда в советские годы стала местом ссылки для многих интеллектуалов. К примеру, учителями моих родителей в школе была московско-питерская профессура. Также в наши края отправляли раскулаченных крестьян – фермеров того времени. В результате получилось так, что в Караганде собралось большое количество образованных и предприимчивых людей. Это, безусловно, сильно отразилось на жизни города.
Еще один немаловажный фактор – во время Второй мировой войны с территории СССР, где шли боевые действия, сюда эвакуировали немало промышленных предприятий. Для работы на них требовались грамотные специалисты, а, чтобы их подготовить, нужны были качественные университеты. Стало развиваться образование, особенно технические направления.
Также власти вкладывались в инфраструктуру: строительство домов, различных социальных объектов. Скажу больше, когда в 70-80-е годы практически по всему Советскому Союзу был дефицит, мы получали московское снабжение. Со всего Казахстана приезжали закупаться продуктами и товарами в Караганду.
Свою лепту внес суровый климат. Лично у меня хорошо отложились в памяти воспоминания из детства. Когда идешь зимой в школу по сугробам, а у тебя ноги с трудом поднимаются, потому что снег тяжелый. А попутно еще и ветер в лицо. Просто ужасные ощущения. И такая окружающая обстановка сильно закаляет характер, который в бизнесе необходим.
На мой взгляд, построить такие успешные истории, как тот же «Плюсмикро» или Flip.kz, удалось благодаря хорошим и сильным фаундерам. Сила Караганды – в людях, у которых в культурном коде прошита способность пробиваться через трудности. Предполагаю, что отчасти по этой причине многие карагандинские стартаперы, и я в том числе, пошли в сторону сложных B2B-продуктов. Ведь у нас все привыкли делать четкий бизнес. Какие-то сервера, облачные хранилища, маркетплейсы, платежные системы – все это требует гораздо больших усилий, чем запилить очередное приложение.
Ошибки, рынок мобильной коммерции и обучение предпринимателей
«Для создания финтех-проекта нужно было несколько миллионов долларов»
Запуск Wooppay – тоже был большой авантюрой для 2012 года, признается Александр:
– Тогда для создания финтех-проекта нужно было несколько миллионов долларов. При этом еще не было толком ни венчурных инвесторов, ни фондов. Найти smart money в Казахстане – практически нереальная задача. Тоже самое можно сказать и про компетенции: просто не с кем было посоветоваться, так как на рынке не хватало экспертов. В результате совершили много болезненных ошибок.
Одна из них – делать на начальном этапе из Wooppay суперапп, в котором есть и электронный кошелек, и сервисы доставки (еды, цветов) и еще кучу всего. Тогда мы бредили концепцией электронной коммерции. Думали, что с нашей помощью люди смогут полностью отказаться от кэша. Только вот доля безналичных платежей в те времена не превышала 10%. При таких вводных нужно было действовать постепенно, а не пытаться сразу поменять привычки людей.
В результате этот романтизм нас чуть не погубил. Спасла поездка в США, где нам объяснили, что лучше сфокусироваться на чем-то одном. Тогда решили идти в сторону платежной истории – кошелек, мобильная коммерция, интеграции с банковскими картами и все, что касается эквайринга.
Там тоже было не все просто. Нужно было договариваться о партнерстве с банками, которые были не особо настроены на сотрудничество. Во-первых, многие видели в нас каких-то шальных карагандинских парней, а не партнеров. Во-вторых, часто приходилось слышать: «Зачем нам что-то делать в плане цифровизации? Есть же Казкоммерцбанк, который всем этим занимается». Это сопротивление преодолевалось кропотливым и методичным трудом. Также и с другими крупными игроками. Ты просто постоянно ходишь, напоминаешь о себе и пытаешься убедить, что от сотрудничества выиграют все.
Несмотря на сложности, у меня никогда не было желания все бросить. Я сам по себе принципиальный. Даже в самые тяжелые моменты знал, что все будет четко. А если что-то пойдет не так, то все можно сделать иначе и одна из идей обязательно стрельнет. Главное – не сдаваться раньше времени.
«Гораздо эффективнее обучать классических предпринимателей ИТ-навыкам, чем айтишников основам предпринимательства»
Благодаря такому подходу, говорит Александр Дорошенко, Wooppay удалось серьезно повлиять на рынок электронной коммерции в Казахстане:
– Мы первые в стране, кто сделал возможным вывод денег на карту, которую выдал не банк, а сторонний сервис. Еще заложили фундамент рынка мобильной коммерции.
В середине 2010-х годов вместе с Beeline запустили оплату проезда в общественном транспорте с помощью баланса мобильного телефона. Для начала поставили стоимость 1 тенге. В результате у нас несколько тысяч запросов в секунду было. Это говорит о том, что люди готовы использовать технологии, когда им выгодно. Вскоре с нами стали работать и другие мобильные операторы Казахстана – Kcell и Tele2. По сути, мы создали целый рынок.
Вся эта работа позволила нам довольно быстро выйти в прибыль. Официально запустили Wooppay в декабре 2012-го года, а уже в 2014-м вышли в плюс. Если рассуждать о причинах успеха, то, считаю, что повлиял мой бэкграунд классического предпринимателя.
Кстати, у меня есть гипотеза, что гораздо эффективнее обучать классических предпринимателей ИТ-навыкам, чем айтишников азам предпринимательства. Стартап фаундера, у которого уже есть опыт построения обычного бизнеса, имеет больше шансов на выживаемость. Если вдруг деньги закончатся, то они найдут, где их взять. Такие ребята всегда придумают, как выкрутиться из сложной ситуации, потому что уже проходили через них в классических историях.
Отчасти, по этой причине 2 года назад решили запустить ИТ-хаб «Терриконовая долина». Здесь мы готовы помочь и айтишникам, и предпринимателям, желающим зайти в ИТ-сферу, с реализацией своих идей. Как минимум экспертизой, а как максимум – финансово.
Вообще главная цель хаба – сделать так, чтобы в Караганде продолжали появляться большие истории, как «Плюсмикро», Flip.kz или Hoster.kz. Ведь у нас есть для этого все – инфраструктура, университеты, подготавливающие качественные кадры. Но самое главное – люди с хорошими идеями и наработками. И мы им всем даем пространство, где они могут общаться с единомышленниками и получать ценные инсайты. Надеюсь, это поможет Караганде вернуть позиции в казахстанской ИТ-сфере.
Читайте также: Доступ через городской телефон, сумасшедшие цены и низкая скорость. Вспоминаем, с чего начинался Казнет