Паул Кукитз родился и вырос в Павлодаре, стал увлекаться ИТ во время учебы в школе-лицее для одаренных детей. Отучился на разработчика, и уже через год работы по специальности стал product-менеджером. Сейчас он – СТО четырех проектов одновременно. Также Паул развивает свой стартап Avoloan по рефинансированию кредитов на рынке США, который недавно привлек $500 тысяч частных инвестиций при оценке в $5 млн.
Паул рассказал Digital Business, как ему удается совмещать работу в нескольких стартапах и развитие собственного проекта, почему он принципиально не хочет работать в корпорациях, и что необходимо сделать, чтобы талантливая молодежь не уезжала из Казахстана.
«Мои сокурсники работают в Google, Amazon или собственных стартапах»
– В павлодарском лицее №8 был сильный преподавательский состав по всем дисциплинам, в том числе по информатике. Также я ездил на несколько смен Летней компьютерной школы – лагеря, где готовили к олимпиадам. Благодаря этому занимал призовые места на конкурсах по информатике, математике и физике.
Вскоре поступил на факультет информационных технологий в Новосибирский государственный университет (НГУ). Там дали хорошую базу для построения карьеры. Например, большинство моих сокурсников работают в крупных ИТ-компаниях (Google, Amazon и др.) или занимаются своими стартапами.
После вуза около года проработал по специальности разработчиком, затем стал product-менеджером в стартапе. Было приятно, что мне сразу доверили управленческие задачи, несмотря на отсутствие опыта. Со временем понял, что хочу быть менеджером. Наверное, на это повлияли родители, которые занимаются предпринимательством и управляют десятками людей.
В 2015 году открыл первый бизнес — агентство WWDA, где выполнял обязанности CTO. Вместе с командой реализовали более 50 ИТ-проектов для различных компаний: Unilever СНГ, Shell, PepsiCo, Leroy Merlin и др. Например, полностью трансформировали сайт логистической компании СПСР-Экспресс: переработали все интерфейсы и процессы взаимодействия с пользователями. Команда со стороны заказчика только согласовывала решения. Именно в агентстве приобрел опыт управления несколькими проектами одновременно.
«Последнее время подключаюсь к проектам на этапе идеи и курирую их до запуска в лайв»
– В 2020 году меня пригласили в проект Rainer, который выходил на израильский и российский рынки. Ребята запускали сухие, экологичные и быстрые мойки авто. Необходимо было выстроить всю технологическую часть получения и обработки заказов. В моей зоне ответственности был backend, клиентские приложения, а также автоматизации работы мойщиков и бэк-офиса.
Новые проекты продолжали находить меня. Получил приглашение присоединиться к стартапу Restomania – сервису, который создает мобильные приложения для ресторанов. Проект тогда был на стадии идеи. Согласился, но продолжил работать в Rainer: стал делегировать больше задач, чтобы все успевать. На данный момент Restomania находится на продвинутой стадии развития, к платформе подключены более 500 премиум-ресторанов в Москве. Проект требует ежедневной вовлеченности. Сформированная команда в основном самостоятельно справляется с текучкой и внедрением новых фич. А я курирую еще несколько проектов для международного рынка на начальной стадии.
Сейчас мой основной проект – новая социальная сеть. Он находится под NDA, поэтому пока не могу сообщить даже название. По плану бета-версия должна появиться в конце 2024 года. Также являюсь CTO стартапа Bursal – маркетплейса для сферы HoReCa (Hotel, Restaurant, Catering – туристический бизнес и ресторанное дело – прим.Digital Business) в Израиле. На данном этапе собираем бизнес-требования, а мне нужно будет активно включаться для решения задач, связанных с архитектурой и общим видением продукта.
Последнее время подключаюсь к проектам на этапе идеи и курирую их до запуска в лайв. Чаще всего это стартапы из портфелей нескольких инвесторов, с которыми сотрудничаю уже около 10 лет. Собираю для них сильную техническую команду, которая сможет качественно реализовать задуманный продукт в приемлемые сроки и бюджеты. При этом вхожу в реализацию только интересных для меня идей, в успех которых я верю. Не стану разрабатывать продукты, связанные с азартными играми или табачными компаниями.
«Уже собрали $500 тысяч на развитие проекта»
– В этом году вместе с бизнес-партнером Максимом Писеговым начал работу над собственным стартапом Avoloan – мобильное приложение по рефинансированию кредитных карт на рынке в США. Оно ориентированно на пользователей кредитных карт с относительно низкой финансовой грамотностью. Тех, кто потратили значительную часть своего баланса и обслуживают кредитку минимальными платежами. Планируем предложить клиентам консолидировать и рефинансировать их задолженность на выгодных условиях по более низким ставкам. Человек в течение пары часов сможет закрыть все кредиты, уменьшить долговую нагрузку и размер ежемесячных выплат.
Идея возникла еще 10 лет назад, но из-за нашей высокой загруженности пришлось поставить проект на паузу. В апреле этого года мы собрали команду и возобновили работу. Уже собрали $500 тыс. – это собственные средства и деньги частных инвесторов. Они пойдут на лонч (этап маркетинговой кампании, когда новый продукт выпускают на рынок – прим. Digital Business) и выдачу первых кредитов в конце 2024 года. Также в прошлом году прошли в акселератор Starta.vc в Нью-Йорке. Но отказались от участия, потому что не хотели отдавать существенную долю компании в обмен на инвестиции и верили, что найдем лучшие условия. Так и получилось: мы продолжили активно питчиться и заключили договоренности с несколькими инвесторами. Воспользуемся предложенными деньгами чуть позже для масштабирования выдачи займов в уже работающем продукте.
Что касается личных планов, то из-за большого количества проектов по всему миру живу сразу на несколько стран: Казахстан, Россия, США, часто бываю в Европе. У меня нет постоянной базы, но есть недвижимость в Казахстане, России и Хорватии. Однако на родине планирую появляться чаще: недавно наша с Максимом ИТ-компания KuickTech стала резидентом Astana Hub. Всего у меня четыре активных проекта, над которыми буду продолжать работу.
«Многие инициативы, которые запустились в Казахстане недавно, работают в Европе и США уже многие десятилетия»
– Сейчас работаю с ребятами из России, Украины, Польши, Нидерландов и США. На мой взгляд, пока что айтишники из Казахстана не дотягивают до уровня специалистов из этих стран, но явно заметен их рост в знаниях и навыках. При этом вижу, что многие действительно талантливые ребята стремятся уехать заграницу и устроиться в крупные BigTech компании.
Думаю, у этого тренда есть несколько причин: например, уровень зарплат, особенности рынка труда и взаимоотношений с коллегами, а также климат. Также многие международные компании берут кандидатов с сильными софт-скиллами, и позволяют подтянуть хард-навыки в процессе. Главное — способность коммуницировать и обучаться. Думаю, этот фактор тоже привлекает. Например, моя подруга попала в Google после практики, а внутри компании выучилась на позицию Data Scientist.
Также в Казахстане сравнительно мало инициатив, связанных с развитием ИТ-предпринимательства. А страна географически находится далеко от центров притяжения и нетворкинга, где молодые люди из Казахстана могли бы получать мотивацию. Многие активности, которые запустились в Казахстане недавно, работают в Европе и США уже многие десятилетия.
И еще молодые казахстанцы мечтают стать успешными, чтобы вдохновить своих земляков. СМИ в стране делятся успехами талантливых ребят и публикуют статьи об их достижениях на международном рынке. Представьте, вы проходите пять этапов интервью, получаете оффер, а гордятся вами не только близкие и родные, но и вся страна.
Чтобы мотивировать молодых специалистов остаться в родной стране, стоит внедрить больше образовательных программ в школах и университетах, чаще проводить ивенты для качественного нетворкинга внутри сообщества. Например, последние пару лет я был членом жюри и соорганизатором хакатонов в Павлодарском педагогическом университете имени Әлкей Марғұлана. В планах и дальше проводить такие мероприятия, вовлекать талантливых ребят в решение сложных задач и расширять ИТ-тусовку в Павлодаре.
Также поможет либерализация цен на авиаперелеты, которые потенциально сделают Казахстан «ближе» к Европе и Азии, чтобы меньше людей уезжали из страны из-за этого фактора.
У меня тоже есть опыт работы в крупных компаниях: например, 10 лет назад был контрактором для Intel и IBM, также проходил практику в HQ Metro CC в Дюссельдорфе. Однако возможность стать частью большой корпорации никогда меня не привлекала. Хотелось попасть в стартапы или заниматься собственным продуктом: в таких проектах больше свободы, интересных задач и увлекательной работы. Мне кажется, можно стать более успешным и высокооплачиваемым специалистом именно в этих форматах.
Читайте также: Зарабатывает на фрилансе до 900 тысяч тенге в месяц. История цифрового художника из Темиртау