Сервис доставки Glovo запустился на рынке нашей страны 5 лет назад. За это время испанский агрегатор добился здесь неплохих результатов. К Glovo подключено более 5 тысяч партнеров (рестораны, кафе, бургерные, магазины, аптеки и т.д.) и 3 тысяч курьеров в 16 городах Казахстана. С 2019 года компания в общей сложности инвестировала в Центральную Азию (Glovo также представлен в Кыргызстане) 100 млн евро.
В эксклюзивном интервью для Digital Business сооснователь и совладелец Glovo Саша Мишо рассказал, почему Казахстан важен для компании, сколько они еще готовы инвестировать в наш рынок и удалось ли здесь выйти на точку безубыточности. Также поговорили о возможном запуске Glovo в Узбекистане, развитии q-commerce и глобальной стратегии агрегатора.
Запуск в новых городах, многомиллионные инвестиции и перспективы роста в Казахстане
«В Казахстане ежегодно растем на 25%»
– Саша, расскажите, насколько вы довольны динамикой развития Glovo в Казахстане?
– Пять лет назад мы начинали здесь с командой из 3 человек и партнерами в одном городе. Сейчас в местном офисе Glovo 70 сотрудников, а сам сервис работает в 16 городах – не так давно запустились в Петропавловске и Талдыкоргане. Сразу скажу, что ограничиваться этим не собираемся. В будущем планируем расширить присутствие на все областные центры и другие крупные города страны. Двигаемся постепенно: сперва развиваем бизнес в тех локациях, где уже представлены, а затем выходим в новые города.
Если говорить о динамике, то мы ежегодно растем в Казахстане на 25%. С учетом того, что Glovo здесь уже довольно большой бизнес, это очень хороший показатель. Так что я доволен тем, как у нас складываются дела в вашей стране.
– В нашем интервью 2 года назад вы говорили, что в ближайшее время надеетесь выйти на точку безубыточности в Казахстане. Получилось это сделать?
– Да, мы операционно-прибыльные. То есть на уровне одного доставленного заказа у нас получается зарабатывать. Но если говорить в целом, то казахстанский рынок по-прежнему считается для Glovo инвестиционным. Дело в том, что вкладываем заработанные средства в развитие, чтобы продолжать расти и расширять базу пользователей. Также в этом году инвестируем в Казахстан 25 млн евро – эти деньги пойдут на укрепление позиций нашего бизнеса.
Если возвращаться к вопросу, то мы бы уже сейчас могли выйти не только на точку безубыточности, но и на валовую прибыль. Однако выбрали стратегию продолжения инвестиций, так как видим большой потенциал для роста. А чтобы его реализовать, необходимо вкладываться.
– Как долго планируете продолжать инвестировать в наш рынок?
– В этом вопросе полностью доверяем локальной команде во главе с генеральным менеджером Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиевой. Наша политика – делегировать как можно больше полномочий в управлении бизнесом региональному офису. Они самостоятельно решают, на каких направлениях фокусироваться и сколько денег вкладывать в их развитие. Головной офис не вмешивается в эти процессы.
«Благодаря Glovo заведение в среднем получает 20-30% дополнительного трафика клиентов»
– Вы ранее отметили, что видите большой потенциал для развития Glovo в Казахстане. Чем это обусловлено?
– Тут несколько факторов. Во-первых, в Казахстане развивающаяся экономика и растет процент городского населения. Во-вторых, высокий уровень цифровизации. Здесь все больше людей начинают отдавать предпочтение покупкам в онлайн-формате. Этот тренд видят владельцы кафе, ресторанов, ритейл-сетей и других бизнесов, для которых ценность Glovo в качестве партнера с каждым годом растет. В-третьих, правительство Казахстана создает привлекательный инвестиционный климат в стране, что важно для таких компаний, как наша.
– Как оцените готовность казахстанских заведений, магазинов, аптек и другого ритейла к цифровизации?
– У местного бизнеса однозначно есть понимание, что если сегодня они не будут предлагать свои продукты в онлайн, то завтра это сделает конкурент. То, что люди все чаще используют ноутбуки и смартфоны для покупок, – мировой тренд. Мы же в свою очередь можем предоставить ресторанам, магазинам и другим сервис для цифровизации.
За время работы научились доносить свою ценность для партнеров. Когда Glovo только появился, столкнулись с проблемой, что владельцы ресторанов в Испании не особо хотели иметь дело с нами. Они боялись, что клиенты перестанут ходить в заведение. Однако тут важно понимать, что мы – альтернатива домашней готовке, а не походам в ресторан. Для многих людей выбраться куда-нибудь – элемент социализации. Мы никак не закрываем эту потребность.
Glovo – история про то, что человек пришел домой после рабочего дня, не хочет ничего готовить и заказывает еду из ресторана. Наше приложение удовлетворяет именно эту потребность. Таким образом благодаря нам заведение в среднем получает 20-30% дополнительного трафика клиентов и, следовательно, заработка. Казахстан в этом плане не отличается от других наших рынков.
– На данный момент Glovo представлен в 23 странах. На какую из них Казахстан похож больше всего?
– Это довольно сложный вопрос, ведь все страны уникальные. Наверное, если брать за скобки Кыргызстан, то по паттернам поведения пользователей и ведению бизнеса Казахстан наиболее схож с Грузией. Правда, в вашей стране пока что ниже проникновение q-commerce, но мне кажется, что это лишь вопрос времени.
Лидерские позиции, выход на другие рынки и q-commerce
«Сейчас Казахстан входит в топ-10 рынков Glovo по объему бизнеса»
– В 2022 году вы отмечали, что «в перспективе 5-7 лет Центральная Азия может занять лидирующие позиции в общем «портфеле» Glovo». Спустя 2 года, насколько наш регион близок к подобному статусу?
– Мы пока на пути к реализации этой амбиции. Могу сказать, что сейчас Казахстан входит в топ-10 рынков Glovo по объему бизнеса. Если говорить о пятерке лучших, то это Испания, Италия, Украина, Румыния и Польша. Однако у Казахстана есть отличные шансы стать в один ряд с этими рынками в ближайшие годы.
Первая причина – в вашей стране довольно быстрыми темпами развивается сегмент q-commerce: доставка товаров из магазинов в Казахстане растет в два раза быстрее, чем доставка еды из ресторанов. Верю, что цифровизация ритейла – следующий большой шаг, который произойдет с торговлей здесь. Тем более, как показывают данные, в вашей стране в целом наблюдается общий рост покупок в интернете.
Вторая причина – мы постоянно развиваем свое приложение. Добавляем заведения, чтобы расширить выбор для пользователей. Собрали сильную локальную команду, в которой много талантливых людей. Они знают, как работать с аудиторией, какой контент ей интересен.
– При этом в Казахстане довольно высокий уровень конкуренции. Помимо Glovo, есть еще три крупных игрока на рынке доставке еды из ресторанов. Насколько сложно с ними конкурировать?
– Давайте начнем с того, что мы любим конкуренцию. Это всегда идет на благо. Плюс важно отметить, что Казахстан сейчас находится в той стадии, когда все игроки учат и растят рынок. Так что можно сказать, что не конкурируем друг с другом, а работаем над развитием.
– Какие в целом сейчас позиции у Glovo, если говорить о лидерстве на рынке Казахстана?
– В 19 из 23 стран, где мы работаем, Glovo – лидер. Однако Казахстан входит в число тех 4 регионов, в которых нам стоит улучшить свои позиции. Собираемся это сделать с помощью привлечения новых партнеров, быстрой и качественной доставки, а также улучшения пользовательского опыта. К примеру, уже сделали интеграцию с Kaspi, благодаря чему наши юзеры могут внутри приложения расплачиваться с помощью Kaspi Pay. Такая возможность среди всех служб доставки в Казахстане есть только у нас.
Наша главная задача – дать пользователям в рекордно короткие сроки то, что они хотят в своем городе.
«Мы сосредоточены на расширении в странах, где уже представлен Glovo»
– В нашем разговоре 2-летней давности вы отмечали, что в Казахстане Glovo будет инвестировать в развитие q-commerce. Расскажите, как здесь обстоят дела?
– Безусловно, инвестируем в q-commerce, так как здесь огромные возможности для нашего бизнеса. Однако в приоритете все равно остается доставка еды из ресторанов. В этом деле у нас большая экспертиза, и мы знаем, как правильно развивать это направление. Плюс тут есть пространство для роста. У человека, как правило, три приема пищи – завтрак, обед и ужин. Хотим прийти к тому, чтобы наши пользователи закрывали эти потребности с помощью Glovo.
Если хотите услышать мое личное мнение, то считаю, что к 2030 году доля q-commerce для Glovo в целом будет больше, чем доставка еды. Мы в компании много шутим на этот счет, так как не все топ-менеджеры разделяют этот взгляд, но посмотрим, что будет в будущем.
– При этом Glovo запустил несколько собственных дарксторов в нашей стране, чтобы доставлять продукты и другие товары. Собираетесь ли увеличивать их количество?
– С дарксторами история такая – в одних городах они работают хорошо, а в других не очень. И это нормально. Поэтому будем оценивать экономическую целесообразность и решать, в каких локациях стоит запускать собственные магазины, а где работать с партнерами. Возможно, в некоторых городах это будет смешанный формат.
– Продолжая тему планов. Есть ли у руководства Glovo мысли по поводу запуска в Узбекистане, где населения почти в 2 раза больше, чем в Казахстане?
– В краткосрочной перспективе таких планов нет. Мы сосредоточены на расширении в странах, где уже представлен Glovo.
Что касается Узбекистана – это интересный рынок, который изучали и хорошо знаем. Однако, чтобы запуститься там, необходимы большие инвестиции. В данный момент мы к этому не готовы. Для начала хотим до конца реализовать потенциал, который есть в Казахстане и Кыргызстане.
Также хотел бы отметить, что мы начали делать внутри приложения дополнительные сервисы. К примеру, теперь рестораны и бренды могут покупать у нас показ своей рекламы. Помимо этого, запускаем сервис по логистике. К примеру, если заведение по какой-либо причине не хочет присоединяться к нашему маркетплейсу, то можем предложить ему услуги своих курьеров, которые будут доставлять заказы. Это все будет доступно для бизнесов в Казахстане и Кыргызстане.
Читайте также: «Дело открыла втайне от родителей». Студентка из Алматы развивает свой образовательный центр