Уже больше 2 лет Digital Business рассказывает о стартаперах из Казахстана, которые создают различные ИТ-проекты: как для местного рынка, так и на экспорт. Не так давно мы запустили рубрику «Ретроспектива», где будем вспоминать наших первых героев и узнавать, как у них обстоят дела сейчас. Раннее мы пообщались с основательницей сервиса выездной диагностики Checkdoc Тоты Сматовой. А сегодня решили вернуться к истории Лауры Тагановой, которая вместе с Темирланом Зиятбековым в 2022 году запустила казахстанскую социальную сеть Loca.
Рассказываем, о чем ребята грезили 2 года назад, как хотели изменить ресторанный бизнес и чего в результате достигли. А также, что они сейчас делают в США.
Коротко. О чем эта история
В 2022 году Лаура Таганова бросила работу в большой государственной корпорации и решила делать стартап – казахстанскую социальную сеть Loca. Суть решения – объединить функционал Instagram (возможность публиковать видео и фото) и 2GIS (просмотр карт) в одном месте. По задумке, такой сервис должен был помочь составить более объективное представление о кафе, ресторанах и других развлекательных заведениях вашего города. А также дать бизнесу дополнительные инструменты для привлечения клиентов.
Отказалась от хорошей работы, чтобы делать стартап
– Перед тем, как запустить стартап, я почти 10 лет проработала в найме – в холдинге «Зерде». Там занималась международной деятельностью. Все было комфортно: стабильная зарплата, социальный пакет, хорошая должностью. Однако, когда долго работаешь в одном месте, то в какой-то момент хочется все круто поменять. Так отважилась запустить собственный стартап.
Решила сделать мобильное приложение с интерактивной картой, где отмечены видео- и фото-впечатления людей о различных местах, плюс анонс актуальных событий. То есть это некий симбиоз Instagram и 2GIS. Такой формат лучше помогает составить объективное представление о месте. Проблема в том, что если посмотреть отзывы в различных сервисах и соцсетях, то большинство негативные, хотя место может быть вполне нормальным. У нас такая культура, что о позитиве мы не говорим, а о чем-то плохом сразу рассказываем. Наша миссия – подтолкнуть людей делиться положительными эмоциями и контентом.
Вложили собственные сбережения и хотели привлечь в $250 тысяч инвестиций
– На старте вложили в проект около $20 тысяч – это средства основателей. Большая часть суммы ушла на создание продукта и покупку сервисов, например, картографических. Плюс траты на программистов, хоть они у нас относительно небольшие: доверили разработку молодым ребятам без опыта.
Зарабатывать хотим за счет рекламы бизнеса – кафе, ресторанов и прочих пространств. Это разные пакеты, которые включают размещение логотипа на карте, нахождение в ТОП рекомендованных списков, информацию об акциях/бонусах и др. Плюс платно предоставлять аналитические и статистические отчеты бизнесу. На основе собранных данных можем видеть, куда люди больше ходят и что предпочитают.
Сам проект оцениваем в $1,5 миллиона. Готовы отдать инвесторам 15% за $250 тысяч. Этих денег должно хватить на развитие в течение 1-1,5 года. Ставим перед собой цель – обеспечить приход 100 тысяч новых активных юзеров ежемесячно.
Риски и опасения
– Главный риск – не попасть в целевую аудиторию. Поэтому наша большая задача – предоставить людям простой и удобный интерфейс, актуальный контент, а также легкий путь от выбора места или ивента до самого посещения.
Важно привлечь критическую массу пользователей, чтобы бизнесу было интересно давать нам в первоочередном порядке информацию о своих ивентах, акциях и так далее. Тогда ценность для людей будет расти, и они начнут к нам возвращаться. А дальше можно думать о монетизации.
Как изменилась жизнь стартапа в 2024 году?
– В Loca предоставляли бизнесу рекламу и аналитику: что людям больше нравится, куда они предпочитают ходить и т.д. У приложения было более 50 тыс. скачиваний, мы делали неплохие продажи. Правда, вся эта история получалась слишком затратной: и по времени, и по энергии, и по деньгам. Необходимо постоянно заниматься миграцией пользователей из социальных сетей на нашу платформу, что требует серьезных ресурсов.
После поездки в США сделали пивот – решили запустить сервис видеоаналитики с использованием искусственного интеллекта, что-то вроде Video GPT. Назвали проект Aldente AI.
ChatGPT в мире видеоаналитики
– В чем суть нашего решения? В кафе, ресторанах и отелях уже есть CCTV-камеры, которые содержат большое количество данных. Есть сервисы видеоаналитики, которые дают информацию по камерам в формате дэшбордов, графиков и цифр. Однако ИИ позволяет раскрыть данные шире.
С помощью нашего продукта владелец или управляющий бизнеса может в реальном времени задавать системе вопросы и получать ответы аналогично ChatGPT. К примеру, спросить, какое количество посетителей было в заведении за последний час и сколько из них не стали клиентами по каким-то причинам. Допустим, из-за большой очереди, грязных столиков или несвоевременного обслуживания. Наша задача – дать бизнесу ответы на вопросы, которые он не может получить сейчас. Это позволит владельцам кафе и ресторанов видеть полную картину по operation management и customer behavior.
Сейчас работаем над технологией, которая позволит с помощью Aldente AI задавать различные промпты. Например, можно прописать такое задание: «Фиксируй моменты, когда очередь достигает 15 человек. Если такая ситуация наступает, сообщи менеджеру, чтобы он отправил на кассу дополнительного сотрудника». Все это позволит в режиме реального времени реагировать на проблемные моменты, что улучшит клиентский сервис со стороны бизнеса.
Рынок объемом в $100 млрд и развитие в США
– Уже запустили пилотные проекты с несколькими сетями кофеен в Казахстане. Одна из них – Global Coffee, у которой 160 точек в 5 странах. Еще около 40 потенциальных клиентов находятся в листе ожидания.
Вообще рынок AI-видеоаналитики довольно большой. Ожидается, что к 2029 году его объем превысит $100 млрд. Если говорить о нише искусственного интеллекта в HoReCa, на которую мы ориентируемся, то здесь цифры тоже солидные – $3,6 млрд к 2026 году. По этой причине поставили себе фокус на США. А конкретнее – на Калифорнию, так как в этом штате наибольшее количество кафе, ресторанов и гостиниц. К слову, уже запускаем «пилот» с небольшой сетью отелей в Сан-Франциско: подключаем один их объект.
Видим, что можем успеть стать конкурентными в США. Важно не упустить момент. Для этого в ближайшее время собираемся поднимать здесь инвестиции. Хотели бы привлечь сумму в диапазоне от $300 до 500 тысяч. Пока официально не объявляли раунд, но уже ведем переговоры с бизнес-ангелами и венчурными фондами.
От редакции. Впервые текст был опубликован в сентябре 2022 года.
Читайте также: