Алексею Осокину 23 года. Родился в Иркутске, но детство провел в деревне. Как только у парня появился ноутбук, он увлекся компьютерными играми, пробовал разрабатывать их самостоятельно. А когда вырос, превратил хобби в профессию: сейчас в его портфолио множество созданных игр.
Летом 2022 года Алексей переехал в Алматы и уже успел получить казахстанский ВНЖ. Сейчас парень удаленно работает на геймдев-студию из Нидерландов. Специально для Digital Business Алексей рассказал, как до 12 лет жил в доме без электричества, сколько зарабатывал на старте карьеры в геймдеве и почему выбрал Казахстан для релокации.
«Я не знал ни английского, ни основ программирования, но пытался разобраться в игровом движке»
– Я вырос в деревне неподалеку от города. Но в школу ходил городскую: каждый день пешком по 5 километров туда и обратно. И так до 9 класса. Пока строился наш дом, около года жили в бане, которая располагалась на участке бабушки: постройка высотой примерно 1,5 метра, одно маленькое окошко и щели в полах. Это было сложное время.
Вскоре обзавелись своим жильем, однако все еще сталкивались с бытовыми неудобствами: печное отопление, свечи как источник света, потому что в деревне не было электричества.
Когда в доме появился свет, отец купил ноутбук. Однако дисков с играми не было, а максимальная скорость интернета не превышала 24 кбит/с. Помню, как одну игру скачивал 18 дней подряд. Естественно, она была слишком мощной для моего ноутбука и после загрузки не запустилась.
В какой-то момент задумался: если кто-то делает игры, то и мне ничего не мешает попробовать. Стал узнавать, какие программы нужны для их создания, и наткнулся на игровой движок Unity. Я не знал ни английского языка, ни основ программирования, но все же пытался разобраться в игровом движке. С этого момента игры стали неотъемлемой частью моей жизни. Раз в полгода у меня появлялась, как казалось, гениальная идея игры. Думал, что сейчас реализую ее, заработаю $1 млн, и, наконец, уеду из деревни. Естественно, сталкивался с проблемами, решения которых не мог найти в интернете.
Но продолжал создавать игры. Одну даже успел завершить. Она называлась Tower Jumper. В ней человечек прыгает по башне, и нужно вовремя нажимать на прыжок, чтобы он попал на платформу. Также разрабатывал игру про рудокопов, где нужно управлять рабочими, раздавать им инструменты и зарабатывать деньги. Или про водомерок: хотел, чтобы они бегали с автоматами по воде и стреляли друг в друга. Вспоминаю и поражаюсь, как все это приходило в голову.
Несмотря на то, что не все получалось, я наработал большую базу знаний. В школе мне было скучно, поэтому в 15 лет поступил в Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова по специальности «Наладчик аппаратно-программного обеспечения». На первом курсе мне предложили один семестр отучиться в местном университете на факультете математики и информационных технологий. Именно там освоил профессиональную терминологию. Помимо этого посещал школу программирования Samsung, где познакомился с языком программирования Java и разрабатывал приложения на Android.
Преподаватель школы Samsung пригласил на хакатон. Там на платформе блокчейна Ethereum разрабатывали сервисы. Пришла идея площадки типа YouTube, на которой зрители получают криптовалюту за просмотр рекламы. Потенциальные инвесторы оценили идею в $3 млн и попросили оперативно разработать MVP. Начал работу, но вскоре узнал, что идею уже реализовали. Насколько мне известно, сервис долго не просуществовал.
«На складе заработал три грыжи на позвоночнике и понял, что нужно что-то менять»
– Работать начал еще студентом. Сначала расклеивал объявления, потом устроился преподавателем в частную школу: обучал детей от 5 до 15 лет создавать игры на Unity. Через год стал сисадмином в своем колледже. Было не очень интересно, и после окончания учебы начал искать новое место. Сначала попал в сомнительную финансовую организацию, откуда уволился через две недели. Пошел на склад кладовщиком. Хватило меня примерно на полтора года. Там заработал три грыжи на позвоночнике и понял, что нужно что-то менять. Тем более, идея создавать игры не отпускала.
Знакомый предложил помочь ему с разработкой сайтов. Деньги платили небольшие, но зато была возможность изучать веб-технологии. Также до этого разместил резюме unity-разработчика игр, но особо ни на что не рассчитывал. Но однажды мне позвонил эйчар геймдев-стартапа из Ангарска. По совету друга попросил зарплату в 40 тысяч российских рублей, хотя никогда столько не получал. К счастью, сразу сделали оффер на эту сумму.
Хотел остаться в геймдеве, поэтому работал по 16 часов в сутки, знакомился с паблишерами (издатели мобильных игр – прим. Digital Business) и постоянно обучался. В итоге моя мобильная игра вышла самой первой в студии. Получился хороший продукт несмотря на то, что коммерческого опыта у меня совсем не было. После выпустил игру GunWarZ, у которой только на Google Play было более 500 тыс. установок. За год дорос до тимлида, а зарплата увеличилась втрое. Однако все же ушел в компанию своего друга – нидерландский стартап OneTwoPlay. Там порой мог получать более 200 тысяч российских рублей.
За первый год работы в OneTwoPlay разработали более 150 игр для различных платформ с учетом аутсорсных проектов. Трудились без выходных и праздников и заработали примерно 500 тыс. евро. Начали тратить их на реализацию собственных и порой безумных идей.
Сейчас немного изменили подход и сфокусировались на разработке простых кооперативных игр для совместного времяпрепровождения с друзьями. На данный момент создаем продукт под названием Don’t blind me. По сюжету вы оказываетесь в космическом корабле, где нет света, зато есть множество монстров. Задача игрока – правильно распределить обязанности каждого, убить врагов и выбраться наружу. Уверен, будет весело.
«Заходил в магазин, покупал литр холодного чая и залпом выпивал, чтобы как-то освежиться»
– В Казахстан переехал летом 2022 года. Друг, который уже жил здесь, пригласил в гости, а после предложил остаться. Согласился и стал узнавать, как здесь легализоваться. Сначала оформил РВП (разрешение на временное проживание – прим. Digital Business), а после – ВНЖ.
Единственную сложность во время адаптации вызвал климат. После прохладного Иркутска сильно страдал из-за жары. Заходил в магазин, покупал литр холодного чая и залпом выпивал, чтобы как-то освежиться. Сейчас уже привык, а после перевода времени чувствую себя еще лучше: этот часовой пояс мне больше подходит.
Благодаря другу был хорошо знаком с культурой Казахстана. Меня приятно удивило, что в Казахстане многие говорят на русском, и инфраструктура здесь не хуже, чем в России. В Алматы есть все необходимое для комфортной жизни.
Поразил и уровень цифровизации. Вспоминаю, как в Европе мне приходилось расплачиваться наличными, если сумма покупки были слишком маленькой или карту не принимали в магазине. В Казахстане, наоборот, всегда могу воспользоваться терминалом или сделать перевод. Развитие банков здесь просто поражает. Сейчас использую приложения Kaspi и БЦК: в последнем очень удобно обменивать валюту. Из казахстанских сервисов также запомнился abr+: понравилась концепция того, что оплата происходит внутри приложения без лишних чеков и мелочи для сдачи.
Пока что считаю Казахстан своим домом. Люблю эту страну и чувствую себя здесь комфортно. Как долго пробуду в Алматы? Я не знаю, ведь жизнь очень непредсказуема. Вдруг завтра мне напишет Илон Маск и скажет: «Давай ты будешь делать игры для моих SpaceX, чтобы космонавты во время полета на Марс хоть как-то могли развлекаться?». И как я ему откажу?
Читайте также: Из Казахстана в Германию: начать с нуля и покорить Баден-Баден