Конфликты и дружба в ИТ-команде: как общаться, чтобы не повредить работе. Советы психолога

Работа в ИТ-команде — постоянное общение. Тимлиды ставят задачи, разработчики отчитываются о работе на «дейликах», продакты предлагают фичи, а C-level оценивает результаты и ставит глобальные задачи. Всем им нужно уметь договариваться. Если не делать это, возможны конфликты, увольнения и срывы дедлайнов.

Спросили психолога Саулентай Талгаткызы, что необходимо делать для улучшения коммуникации в коллективе. Она рассказала, можно ли дружить с коллегами, как разрешать конфликты и нужно ли их избегать. Обсудили, как айтишникам найти общий язык с условными бухгалтерами и почему тимбилдинг — не блажь эйчаров, а сильный инструмент по объединению команды.

Об эксперте

Саулентай Талгаткызы — практикующий психолог, арт-терапевт. Работает с высокой тревожностью, кризисами в жизни и отношениях. Выпускница Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП). Член Московский ассоциации психологов-сексологов. До этого несколько лет работала в сфере ИТ: управляла данными в SQL и автоматизировала производство.

Почему так важна коммуникация в ИТ-проекте?

Коммуникация — основа продуктивности. Если все будут просто делать свою работу, но с трудом понимать друг друга, эффективность компании будет на низком уровне. Представим, что отдел финансов сопровождает программист Маша. Ей нужно автоматизировать процесс, но она не знает, как. Если в команде здоровая поддерживающая атмосфера, Маша может спросить совета у коллег и классно выполнить задачу. Если в компании принято критиковать и страдать молча, то никому от этого не будет хорошо — ни программисту, ни отделу финансов, ни в целом компании.

В разных ИТ-проектах могут быть разные правила общения. И вот почему

Если брать типологию американского психолога Курта Левина, бывают три стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Не всегда авторитарный — это плохо. Когда проект с жесткими сроками, то времени на обсуждения и креативные решения нет. Нужно просто работать и выполнять задачи. Это будет разумно.

Когда нужно создать что-то инновационное, лучше придерживаться либерального стиля, то есть дать полную свободу действий. Нечто среднее между либеральным и авторитарным — демократический стиль. Он предполагает, что решение принимает лидер, но обсуждает все с командой.

Считается, что демократический стиль подходит лучше всего для современных компаний. Его минус в том, что на общение нужно заложить больше времени, чтобы выслушать всех.

Практический совет №1. Если задача создать инновационный проект, то лучше дать команде свободно высказываться и принимать решения. Если есть жесткие сроки, то может быть эффективным авторитарный стиль. Но все же старайтесь прийти к компромиссу — пусть в команде будет возможность свободной коммуникации, но решения принимать лучше одному человеку.

Установить правила — хорошая идея

У каждой компании или даже ИТ-отдела могут быть прописанные правила общения. Такие «этические кодексы» по типу тех, что есть у психологов или юристов, которые помогут не переходить границы и действовать по определенному алгоритму.

Если в вашей компании «клиент всегда прав», вы не будете думать, как оценить ту или иную конфликтную ситуацию – решение уже прописано в правилах.

«Мы не переходим на личности при оценке кода коллеги» — это тоже правило. Даже если оно выглядит очевидным, то это не значит, что оно бесполезное. Всем важно понимать, как в компании принято общаться.

Практический совет №2. Пропишите правила общения. Тогда сотрудникам будет легче принимать те или иные коммуникативные решения.

Обязательно ли коллегам дружить?

Дружить с коллегами не обязательно, но можно постараться построить приятельские отношения. Если в команде дружеская атмосфера, это делает среду безопасной. А безопасность — базовая потребность человека.

Сближают коллектив совместные мероприятия: корпоративный отдых, спортивные игры, тимбилдинги, праздники.

 

Помогут и социометрические игры. Они направлены на изучение связей между людьми в группе. Например, можно попросить группу выстроиться по порядку дней рождений, не говоря при этом ни слова. Другая игра на знакомство: каждый говорит о себе 3 факта. Коллегам нужно будет угадать, где правда, а где ложь. Так они узнают друг о друге больше.

В идеале нужно раз в месяц приглашать психологов, которые бы проводили бы в команде групповую работу.

Практический совет №3. Чтобы подружиться с коллегами, проводите больше времени вместе вне работы и не пропускайте корпоративные мероприятия.

Зачем прокачивать эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект помогает человеку понимать и контролировать свои чувства и не переносить их на другого. Иногда удивляются, почему того или иного человека поставили начальником. Скорее всего, у него более сильно развит эмоциональный интеллект, коммуникабельность, стрессоустойчивость, то есть софт скиллс. В лидерстве это имеет большое значение.

Часто меня приглашали в команды провести арт-терапию или тренинг. Оказывалось, что там складывалась непродуктивная атмосфера из-за отсутствия границ у лидера, его двойных стандартов, равнодушия, панибратства. Когда лидер эмоционально зрелый, то и команда чаще всего слаженная.

На устойчивых начальниках держится вся компания, но немногие из них учились быть лидерами и знают психологию.

Практический совет №4. Если вы менеджер, постарайтесь посетить тренинги и мастер-классы по прокачке эмоционального интеллекта.

Всем в команде нужно понимать свои чувства. Как этому научиться?

Ходить к психологу — это прокачивать эмоциональный интеллект. Мы учим клиентов разговаривать и мыслить.

Вообще любое духовное развитие прокачивает эмоциональный интеллект. Все средства хороши: книги, подкасты, спорт, тренинги, мастер-классы, медитация, тесты. Из книг могу посоветовать ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­«Сто чувств» Риммы Ефимкиной, «Переговоры по душам. Простая технология успешной коммуникации» Татьяны Мужицкой, «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна.

Важно уметь рассказывать о своих чувствах. Это можно сделать со своими друзьями. Поэтому люди собираются в комьюнити. Найдите себе такое и общайтесь с единомышленниками.

Эмоциональный интеллект помогает прокачивать эмпатию — умение распознавать чувства других людей. Для карьеры это важный навык. Эмпатичный человек заранее чувствует тренды. Это важно в разработке диджитал-продуктов. Так можно придумать такую фичу, которая будет особенно ценна для клиентов. А возникнет эта идея, потому что продакт хорошо умеет чувствовать потребности и эмоции аудитории.

Практический совет №5. Найдите любой способ прокачивать эмоциональный интеллект и эмпатию. Лучше всего подходит общение с другими людьми. Просто рассказывайте кому-нибудь о своих чувствах.

Как правильно конфликтовать?

Конфликтовать и спорить на работе можно. Важно, чтобы этот конфликт был «хороший», то есть такой, который развивает отдел, компанию. Если в результате увидели ошибку, неверный процесс, то это только плюс. Однако важно не переходить на личности.

Что делать, если чувствуете гнев и боитесь сорваться? Умойтесь, подышите. Выйдите в другую комнату, посчитайте до 20. Скажите коллеге, на которого злитесь, что хотите взять тайм-аут в общении и вернетесь к разговору позже.

Практический совет №6. Попробуйте дыхательные практики. Вдыхайте носом, выдыхайте ртом. Правильное дыхание сигнализирует мозгу, что все окей, нет опасности.

Как общаться с коллегами: универсальные правила

Выше я говорила о более общих правилах. Хочу дать 2 совета по ежедневному общению с коллегами, которые помогут коммуницировать эффективно.

— Чаще обращайтесь по имени. Человеку приятно слышать свое имя. Это помогает установить контакт, даже со «сложными», закрытыми людьми. Не забудьте уточнить, как коллеге удобно, чтобы к нему обращались — на «вы» или на «ты».

— Говорите прямо и без долгих прелюдий. Не думайте, что собеседник сам догадается, что вы хотите сказать. Если хотите участвовать в новом проекте, так и скажите. Не нужно подходить издалека и общаться намеками. Все скрытые смыслы могут считать негативно, даже если такого посыла не было изначально.

Главные выводы

  1. Когда в команде хорошие отношения, это положительно сказывается на продукте.
  2. Подружить команду можно через социометрические игры, которые позволяют увидеть в другом личность.
  3. Не всегда авторитарный стиль руководства — это плохо. Но инновационный ИТ-продукт так не создашь.
  4. Прописанные правила общения помогут не переходить границы в сложных ситуациях.
  5. Прокачивайте эмоциональный интеллект и эмпатию. Особенно это важно для лидеров.
  6. Конфликтовать можно и нужно, если это происходит без оскорблений и приводит к позитивному изменению.
  7. Чаще обращайтесь к коллегам по имени и старайтесь говорить прямо.

Читайте также: «Зарабатывать на писательстве в Казахстане нереально». Камила Ковязина — о том, как издавала свою книгу и совмещала с жизнью

тимбилдингконфликтыИТ-специалистыработа с психологомКоммуникация с сотрудникамиКорпоративная коммуникациякорпоративная культураСаулентай Талгаткызысоветы менеджерампсихологпсихология для ИТсоветы