10 лучших материалов Digital Business за 2 года

О редакции Нас 300 тысяч! Расскажи о своем бизнесе ИТ-комьюнити
Дата публикации: 01.07.2024, 11:15

Digital Business – 2 года! На протяжении этого времени наша команда рассказывала об интересных людях, инновационных компаниях и ключевых событиях в казахстанской ИТ-экосистеме. За 2 года на Digital Business вышло несколько сотен различных материалов. Мы делали откровенные интервью с фаундерами стартапов, венчурными инвесторами и топ-менеджерами корпораций. Публиковали истории простых казахстанцев, которые добились серьезных достижений в ИТ или круто изменили жизнь благодаря этой сфере. Не стеснялись поднимать острые темы, например, качество интернета или проблемы женского предпринимательства в Казахстане. А самое главное – запустили новый раздел Digital Business Finance.

Мы и дальше продолжим создавать контент самого высокого уровня. А еще будем радовать своих любимых читателей новыми проектами, интересными героями и необычными форматами. Спасибо, что остаетесь с нами.

Сегодня в честь нашего Дня рождения мы решили собрать десятку самых лучших материалов, вышедших на Digital Business за 2 года. Если вы их пропустили, то сейчас самое время наверстать упущенное.

«Караганда – это брутальная интеллектуальность». Большое интервью с ИТ-предпринимателем Александром Дорошенко

Разговор с сооснователем компании Wooppay и инициатором ИТ-хаба «Терриконовая долина» Александром Дорошенко про ИТ, стартапы и Караганду – город, уникальный для Казахстана и во многом для мира.

Александр Дорошенко

Александр Дорошенко

– Начали думать, что конкретно можем предложить молодежи. Откуда появилась цифра в 10 тысяч ИТ-специалистов, которые Терриконовая долина хотела бы помочь вырастить в городе? Мы смотрели кучу примеров. Что такое Караганда? Это ржавый пояс. Есть такой термин. Это когда меняется экономика, и предыдущие индустриальные кластеры начинают рушиться. Пример – Детройт в США. Или угледобывающие регионы в горах Аппалачи. Эта же проблема была в Англии, когда там сокращали работу, закрывались угольные шахты. Как правило, это проблема моногородов, в которых жизнь завязана вокруг нескольких крупных предприятий. Вот Караганда в этом смысле – типичный пример. Экономика города долгое время была сосредоточена на металлургии и добыче угля.

Если мы здесь вырастим 10 тыс. айтишников – то это, по сути, несколько новых крупных заводов. Сейчас мы насчитываем около 3 тыс. Это не только программисты, все сотрудники ИТ-компаний.

«KPI по ИТ-экспорту в $500 млн мы выполним досрочно». Большое интервью с CEO Astana Hub

Поговорили с гендиректором Astana Hub Магжаном Мадиевым про результаты по выручке и ИТ-экспорту резидентов хаба, структуру казахстанского ИТ-сектора и почему она сложилось с ориентацией больше на внутренний рынок. Интервью вышло в двух частях. Вторую часть можно почитать здесь.

Магжан Мадиев

Магжан Мадиев. Фото: Батыр Аубакиров

– Мы движемся к концепции Astana Hub as a platform, когда сам хаб станет большой цифровой платформой, и у нас будут максимально исключены узкие горлышки в моем лице и моих коллег. Что делают платформы? Они максимально исключают человеческий фактор и помогают взаимодействовать большому количеству людей с большим количеством процессов. На этой платформе мы хотим развивать peer-to-peer взаимодействие участников экосистемы. В конечном итоге мне хотелось бы, чтобы все это превратилось в какое-то подобие компьютерной игры, когда, чем больше ты делаешь полезных действий, выполняешь заданий, тем больше зарабатываешь игровой валюты. Плюс здесь должен быть ИИ, который всю эту историю администрирует…

Важно понимать, что сегодня наша локальная ИТ-отрасль – как ребенок, который только учится ходить. И сейчас его выкидывать из дома – «иди на экспорт!» – будет преждевременно. Этап взросления рынка – он за год-два и даже за пять лет не произойдет. Нужен примерно десятилетний цикл, чтобы появились первые серьезные результаты на международном уровне. Нужен миллион итераций, попыток, слез, провалов, боли, обучения. Новых попыток… В результате всего этого появится один или несколько чемпионов.

«Нам нужен фонд фондов». Большое интервью с Муратом Абдрахмановым

Венчурный инвестор Мурат Абдрахманов подвел итоги 2023 для стартап-экосистемы Казахстана, а также рассказал про тренды и события, которые могут значительно ускорить развитие технологической сферы. Интервью вышло в двух частях. Вторую часть можно почитать здесь.

Мурат Абдрахманов

Мурат Абдрахманов

– Количество стартапов в Казахстане, по ощущениям, резко выросло. В целом можно сказать, что стартап-экосистема у нас реально образовалась. Появились сотни стартапов, десятки фондов и венчурных инвесторов. Появилось множество бизнес-ангелов – только в UMAY Angels Сlub их под сто человек. В последние два года я вижу, как количественный скачок переходит в рост качества наших стартапов – и с точки зрения разработки продукта, и в том, что касается бизнес-части. Это не может не радовать. Если раньше, лет пять назад, приходили стартаперы и мы, инвесторы, объясняли им азы, то сейчас уже сами ребята тебе все расскажут. Мне уже не нужно помогать стартапам с операционными вопросами – они их закрывают отлично. Сегодня помогаю им с точки зрения стратегии, правильной венчурной дороги, взаимодействия с инвесторами, компаниями-стратегами. Как расставить milestones, чтобы дойти до нужных цифр, вырастить большую компанию.

Хочу сказать, что наши стартапы ничуть не хуже команд из Беларуси и Украины. Они тоже целятся на американский рынок, другие крупные рынки – и я очень рад, что совместно с ними являюсь частью этой истории. Мне очень интересно.

«Кто-то пилил идеальную страничку, а мы уже делали бизнес». СЕО «Тикетона» о целях, хейте, X68 и Rammstein в Алматы

В 2020-м, когда ударил COVID, СЕО Freedom Ticketon Виктория Торгунакова задумывалась о том, что бизнесу конец. Мир ушел в онлайн, концертные залы закрылись, в кинотеатрах на креслах лежала пыль. «Тикетон» мог запросто отправиться на дно как «Титаник». Нужно было сохранять команду. С руководителем билетного оператора поговорили о целях, вызовах, фейлах, хейте и мечтах.

Виктория Торгунакова

Виктория Торгунакова

– Все эти годы у нас были и есть конкуренты на рынке. Многие из них технически лучше нас. Но многие несмотря на это не выжили. Возможно и потому, что слишком заморачивались на всяких технических моментах. Когда мы уже делали бизнес, они еще пилили свою идеальную страничку, чтобы она была суперкрасивой, адаптивной и так далее.

Нас много хейтили: «когда вы уже, ребята, сделаете верстку-адаптив», «у вас же мобилка отдельно от десктопа» и так далее. А мы понимали, что не можем сейчас встать и переделать все, потому что у нас горит бизнес. Нам нужно продавать билеты каждый день. Зато уже зарабатываем. Все по классике: первое правило стартапера — дать клиенту продукт и пощупать, насколько он вообще интересен.

«В США не воспринимают людей из Центральной Азии всерьез. Зачем идти на этот рынок?». Алишер Хасанов — о проблемах и будущем стартап-экосистемы Казахстана

Серийный предприниматель Алишер Хасанов поделился мнением об экосистеме стартапов нашей страны. Также он объяснил, почему попытка выйти на рынок в США, на его взгляд, может оказаться фатальной ошибкой для многих компаний из Центральной Азии.

Алишер Хасанов

Алишер Хасанов

– Мне, наконец-то, удалось достучаться до какой-то части из общей массы предпринимателей. Смог объяснить: не нужно зацикливаться на своем рынке. Эти люди стали делать что-то по-другому. Но этого по-прежнему недостаточно. И я один из немногих людей, кто этим занимается. Хотелось бы, чтобы специалистов было больше. Чтобы в целом росла концентрация людей с компетенциями.

В Казахстане по-прежнему не хватает продуктовых компетенций. Ко мне приходят многие фаундеры с запросом «нужны product-менеджеры». И я их очень хорошо понимаю. Пока на рынке не появится больше таких специалистов, пока они не станут качественнее, серьезнее, то ничего не произойдет. То же самое можно сказать про маркетинг, пиар, брендинг, дизайн. Вот не хватает людей, они не успевают развиваться. Этот фактор сильно тормозит компании. И, к сожалению, предприниматели не могут найти этих людей на внутреннем рынке.

«У Citix есть все шансы в обозримом будущем достичь оценки в $3,5 млрд». Большой разговор с Яной Шойбековой

CEO Citix Яна Шойбекова

Яна Шойбекова

Citix – один из самых успешных казахстанских стартапов. В декабре 2023 года компания смогла получить более $1 млн инвестиций от американского венчурного капиталиста Тима Дрейпера. Впервые технологический стартап из Казахстана поднял финансирование от инвестора из США. Сооснователь и CEO компании Яна Шойбекова рассказала, как им это удалось и об отношении к стартапам из Казахстана в США.

– Там изначально все дружелюбно относятся. Причем не важно, откуда ты приехал, какие у тебя религиозные убеждения или цвет кожи. В долине у людей нет ограниченности в мышлении. Так что не очень хороший уровень владения языком не становится большой проблемой. По крайней мере, в моем случае. Просто я не стеснялась своего английского. Главное – уметь донести суть до собеседника.

Есть забавная история в тему. На программе был мексиканец Алехандро, который спустя какое-то время начал прекрасно понимать, о чем я рассказываю. Ребята у него спрашивают: «Алехандро, как ты понимаешь Яну? Ты знаешь русский?». А он такой: «Она во время разговора активно жестикулирует. Я просто запомнил ее эмоциональные концепции».

Инфляция, курс тенге и кукуруза. Экономист Алмас Чукин — о среднем классе в Казахстане, айтишке и культуре сберегать

Вместе с известным экономистом Алмасом Чукиным поговорили о мираже среднего класса и пороге входа в него, о правильном отношении к деньгам, которое для казахстанцев — пока редкость. О накоплениях и личных стратегиях, о частном и общем, об инфляции, курсе тенге и… кукурузе.

Алмас Чукин

Алмас Чукин

– Засунуть деньги под подушку даже при 2% — невыгодно. Вы засунули под подушку в этом году 100 долларов, а в следующем у вас там уже 98. Инфляция подстегивает людей, чтобы вы делали что-то со своими деньгами. Если бы деньги дорожали, тогда вообще под подушкой самое лучшее место было бы. Но они не дорожают. Они теряют в цене. А когда они теряют 10% за год, то и для экономики плохо (все стараются купить быстрее, пока не подорожает, получаем саморазгоняющуюся инфляцию).

Богатый становится богаче, бедный беднее. Инфляция, как я всегда говорю, это налог на бедных. Потому что дорожает ведь то, что люди едят в первую очередь. А через рост цен зарплата обесценивается. Для бизнеса хорошо, для людей плохо.

CPO Kolesa Group Александр Нагорный: «Почему мы, казахи, обязательно должны куда-то ехать, чтобы создавать что-то масштабное?»

Александр Нагорный рассказал, как работал в ИТ-сфере Казахстана начала 2010-х, из-за чего отказался от предложения стать арт-директором в европейской компании и как соблюдать work-life balance.

CPO Kolesa Group Александр Нагорный

Александр Нагорный

– Я считаю себя трудоголиком, который может фигачить по 16 часов в сутки — и думать, что это норма. А потом, спустя несколько недель или месяцев, чувствовать себя как выжатый лимон: работа буквально вытягивает из тебя все соки. С тех пор взял за правило работать по принципу Джобса: нужно работать не по 12 часов, а головой. С каждым годом осознаю его по-новому. Теперь вот запрещаю себе задерживаться на работе дольше, чем до 19:00-20:00.Также научился находить время на собственные увлечения. Теперь я занимаюсь триатлоном и окружил себя людьми, которым это интересно.

«В нашем обществе до сих пор существует четкое разделение сфер на мужские и женские». Большое интервью с Радой Исламовой о положении казахстанских женщин в бизнесе и ИТ

Рада Исламова – основательница сообщества Wonder Women. Цель объединения – помочь казахстанским (и не только) женщинам реализоваться в профессиональной карьере и бизнесе, включая ИТ. Мы поговорили о дискриминации в бизнесе и как это можно победить.

Рада Исламова

Рада Исламова

– Работающая женщина часто может услышать: «Кто тебя, такую карьеристку, замуж возьмет?», «Часики тикают, замуж пора» или другая крайность на работе: «Не вздумай уходить в декрет» и всякое подобное. Получается, что в тебе видят только девушку/женщину, единственной целью которой должно стать замужество и рождение детей. А то, что ты хороший специалист, круто делаешь свою работу, обладаешь экспертностью в определенной области – никого не волнует. Ведь сначала ты должна (обществу) замуж выйти, детей родить, а уже потом, если тебе позволят (семья, общество) выйти на работу или открыть свой бизнес.

Общество сильно давит и это блокирует потенциал женщин. Появляется тот самый страх, неуверенность. Именно поэтому так важно поддерживать женщин в их стремлении реализовать себя в работе.

«Мечтаю работать в Google или Microsoft». История парня из Уральска, который в 14 лет зарабатывает 400 тысяч тенге

Амир Сятов – обычный парень из Уральска, который кодит на Python и создает игровые сервера. Благодаря этому подросток уже вышел на заработок выше среднего по стране. Он рассказал, что привело его в ИТ, как на него реагируют HR-ы на собеседованиях и возможностях хорошо зарабатывать на фрилансе.

Амир Сятов, юный разработчик из Уральска

Амир Сятов. Фото из личного архива героя.

– Про возраст речь на собеседовании не заходила. Видимо, благодаря хорошему студийному микрофону менеджеры подумали, что мне 16 лет. Только спустя месяц, когда скинул свои реквизиты для начисления зарплаты, в компании узнали мой настоящий возраст. Но никакой негативной реакции не было. Наоборот, предложили увеличить зарплату на 20%, чтобы я продолжал работать на своей позиции. Менеджмент компании был в приятном шоке, что школьник ничем не уступает другим специалистам, которые уже окончили университет.

Правда, так было не везде. Когда проходил собеседования в другие компании, то возникали проблемы. HR-менеджеры просто не верили, что у 13-летнего подростка может быть такое портфолио и опыт. Говорили, что я все выдумываю и отказывали. Но я не расстраиваюсь.

Читайте также: IT-история Казахстана