Программисты из 70-х, первые компьютеры в Казахстане и золото по информатике. Рассказываем историю РФМШ

Kaz
О редакции Большое интервью с Дарменом Садвакасовым
Дата публикации: 28.06.2024, 08:54
Алмаз Кунгожин

Первый заместитель председателя правления РФМШ Алмаз Кунгожин

На протяжении нескольких десятилетий Республиканская физико-математическая школа (РФМШ) в Алматы удерживает звание одной из главных кузниц кадров для ИТ-отрасли Казахстана. Среди известных выпускников школы – сооснователь Kaspi.kz Вячеслав Ким, сооснователи Яндекса Аркадий Волож и Илья Сегалович, венчурный инвестор Мурат Абдрахманов и многие другие известные предприниматели. Через РФМШ прошло немало ребят из новой волны казахстанских стартаперов. Например, сооснователь Higgsfield AI (платформа для генерации видео с помощью ИИ) Ерзат Дулат, чей проект недавно привлек $8 млн инвестиций от американских венчурных фондов.

Для совместного проекта Digital Business и Yandex Qazaqstan «IT-история Казахстана» первый заместитель председателя правления РФМШ Алмаз Кунгожин рассказал, как еще в 70-е годы ученики изучали программирование, когда здесь появились первые персональные компьютеры и что на них можно было делать. Также поговорили про особенности отбора и обучения детей, жизнь в общежитии и сложные 90-е.

Упор на математику, курсы программирования на ЭВМ и компьютерные классы с IBM и Yamaha

«В советские времена в РФМШ была шестидневка, каждый день – по 7-8 уроков»

История РФМШ началась в 1968 году на базе одной из алматинских средних школ на улице Фурманова (сейчас проспект Назарбаева – прим. Digital Business). А 16 октября 1972 года она стала работать как самостоятельное учреждение с физико-математическим уклоном. Такие обычно были при крупнейших университетах СССР, куда собирали перспективных детей из региона – области, края или республики. РФМШ в этом плане повезло, так как она не была аффилирована с каким-либо вузом, что делало школу автономной в решениях, а ученикам позволяла выбрать для поступления любой вуз в Советском Союзе.

РФМШ

Правда, попасть сюда было непросто. Вступительные экзамены по математике и физике, говорит Алмаз Кунгожин, нужно было сдать на высокие баллы:

– В РФМШ приходили мотивированные и заинтересованные ребята, желающие развивать знания в технических науках. Могу смело сказать, что наша школа собирала самых талантливых детей со всего Казахстана. Еще один критерий успеха – опытные учителя. В школе №56, на базе которой возникла РФМШ, были одни из самых сильных педагогов по физике и математике в республике.

Важно отметить и наши программы обучения. В советские времена в РФМШ была шестидневка, каждый день – по 7-8 уроков. Большой упор на математику – около 10 занятий в неделю, что в два раза больше, чем в обычных школах. При этом спуска по другим предметам, вроде биологии или литературы, никто не давал. Все учили на самом высоком уровне. Иногда даже бывали нулевые уроки, когда ученики приходили в 7 утра, чтобы закрепить пройденный материал или пройти дополнительную тему.

«Персональный компьютер стоил примерно как «Жигули»

Помимо математики и физики, в РФМШ практически с момента основания стали уделять особое внимание информатике. Алмаз Кунгожин говорит, что уже в 1970-е годы ученикам РФМШ предлагали проходить курсы программирования на ЭВМ в Казахском государственном университете имени Кирова (сейчас Казахский национальный университет имени аль-Фараби – прим Digital Business):

Алмаз Кунгожин

– Тогда в школах была распространена практика получения дополнительной специальности. Ученикам РФМШ предлагали радиоэлектронику и программирование. По рассказам старожилов, довольно много людей выбирали второе – ребятам было интересно кодить. Позже компьютеры появились в самой РФМШ – IBM и Yamaha. Это первые ПК, которые внешне были уже более-менее похожи на современную технику: довольно компактный системный блок, отдельный монитор, клавиатура, мышка. Стоили они тогда серьезных денег – как новенькие «Жигули». Может, чуть меньше.

Компьютер Yamaha

Персональный компьютер Yamaha

К началу 1990-х годов школа могла похвастаться двумя компьютерными классами: в одном – IBM, во втором – Yamaha. На всю РФМШ было около 25 ПК. Алмаз Кунгожин отмечает, что в те времена уроки информатики проходили 2 раза в неделю:

– Там в основном кодили с помощью языков программирования BASIC и Pascal. Только нужны были дискеты с операционной системой и программами, чтобы начать работу. Тогда с ребятами бегали за ними на ВДНХ (сейчас «Атакент» – прим. Digital Business), где они продавались. Стоили дискеты немалых денег, но без них было никак не обойтись.

Еще учились работать с изображениями. Помню, на Yamaha стояла программка, где можно было создать несколько рисунков, а затем собрать из них анимацию. Я так нарисовал цыпленка, который опускал и поднимал голову, будто что-то клюет. Потом сделал так, что он мог двигаться по лужайке.

Алмаз Кунгожин

Ребята, что были постарше, играли в компьютерные игры. Тогда большой популярностью пользовался Prince of Persia, первая часть которого вышла в 1989 году.

Кстати, был компьютер и в общежитии – списанная «Искра-1030». Для игр, конечно, он не годился, но кодить на BASIC и работать с графикой там можно. Только к нему было не пробиться. Старшеклассники сидели за ним даже по ночам, пока воспитатели не прогонят.

Жизнь в общежитии, внешкольный досуг и сборы денег для поездки на олимпиаду

«Душа в общежитии тогда не было, поэтому мы все ездили на троллейбусе в городскую баню»

Алмаз Кунгожин попал в РФМШ в 1991 году:

– Все иногородние ученики (а я родом из Алматинской области) жили в общежитии. Оно было разделено на секции, в каждой по 4 комнаты, где было по 3-4 человека. Получается, в одной секции могло жить 14 человек – практически все мальчики из класса. Условия там, можно сказать, были спартанские. Душа в общежитии тогда не было, поэтому мы все централизовано ездили на троллейбусе в общественную городскую баню. Кухня тоже не предусмотрена. Но в ней и надобности особо не было: нас кормили в столовой четыре раза в день.

Алмаз Кунгожин

Вообще эти годы в общежитии вспоминаю с теплотой. Мы вместе проводили много времени. К примеру, после уроков тех, кто живет в общежитии, оставляли на самоподготовку с 4 до 7 вечера. Сидели в классе под присмотром воспитателей и делали коллективно домашнюю работу. Иногда нас водили на спектакли в Казахский национальный театр драмы имени Мухтара Ауэзова или на стадион посмотреть матч «Кайрата».

В свободное время занимались разным. Кто-то мог пойти в компьютере посидеть, другие в тренажерный зал шли, третьи просто погулять по городу или смотреть фильмы в видеосалоне. Главное – успеть вернуться до 10 вечера, когда отбой.

Класс Алмаза Кунгожина

Класс Алмаза Кунгожина. Фото: из личного архива героя

Бывало, и драки случались. Сам я в таком не участвовал, но школ в районе много и стычки периодически происходили. Иногда можно было на гоп-стоп нарваться. Но среди учеников РФМШ хватало ребят из сельской местности, которые могли за себя постоять. Мальчиками для битья нас сложно было назвать.

«В 90-е просили банк проспонсировать поездку на международную олимпиаду»

В РФМШ Алмаз Кунгожин проучился до 1993 года. Когда он был на республиканской олимпиаде по математике в Атырау, парня пригласили в летнюю школу Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском государственном университете:

– В результате 11-й класс заканчивал там. Однако для поступления выбрал механико-математический факультет КазНУ имени аль-Фараби. С первого курса работал в РФМШ – подготавливал ребят к олимпиадам по математике. За такую подработку платили что-то в районе стипендии в университете. Даже для середины 90-х это были маленькие деньги.

Алмаз Кунгожин

Вообще с финансами тогда трудно было. На втором курсе пошел на стажировку в ЭксимБанк. Кстати, он нам хорошо помог. Спустя год я снова пришел в РФМШ. Тогда Казахстан собирал команду на олимпиаду по математике в Турции. Изначально отбор планировали проводить только среди частных школ, но я попросил привести троих ребят из РФМШ, чтобы сравнить уровень подготовки. Наши дети оказались на две головы выше, в результате чего мне предложили взять двух ребят в команду. Только нужно было $300 на покрытие расходов в поездке. Пошел в ЭксимБанк и попросил их оказать благотворительную помощь – они выделили деньги на всю команду, включая двух учителей-сопровождающих.

В 90-е, чего скрывать, в сфере образования всем было сложно. Некоторым учителям приходилось на базарах торговать, чтобы заработать какую-то копейку на жизнь. Положение РФМШ ничем не отличалось. Более того, ситуация усложнялась тем, что школа всегда напрямую подчинялась профильном министерству – сейчас это Министерство просвещения РК. То есть мы никак не могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны города в лице акимата. Министерство же выделяло деньги только для поддержания штанов: на зарплаты учителям и какие-то текущие расходы. На развитие ничего не оставалось.

РФМШ

Все стало меняться в 1999 году, когда усилиям нашего выпускника и бывшего министра окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлана Каппарова у РФМШ появился попечительский совет. В него вошли разные известные предприниматели, которые были выпускниками РФМШ: Вячеслав Ким, Берик Каниев (сооснователь и председатель совета директоров Lancaster Group), Аркадий Волож и другие. Они выделяли свои личные средства на ремонт зданий, обновление техники, заграничные поездки детей для участия в образовательных программах и международных олимпиадах. Это помогло преодолеть сложный период и вернуть РФМШ лидирующие позиции, утраченные в начале 90-х.

Этапы развития РФМШ

«Сильная математическая подготовка позволяет нашим ребятам показывать хорошие результаты на международных олимпиадах по информатике»

Жизнь школы, отмечает Алмаз Кунгожин, можно разделить на четыре этапа.

Первый – становление, конец 60-х-начало 70-х. Тогда директором был Иван Иванович Шкарлет. Он открыл сначала математические классы, на основе которых потом возникла РФМШ. Также активно участвовал в строительстве нового здания на Ботаническом бульваре (сейчас бульвар Бухар Жырау – прим Digital Business). Благодаря ему в школе удалось собрать сильнейший преподавательский состав на территории Казахстана.

РФМШ

Второй – рассвет в 80-е годы при директоре Александре Арсентьевиче Чернобае, который проработал в РФМШ до 1991 года. Именно в этот период ученики РФМШ стали участвовать и побеждать на республиканских и всесоюзных олимпиадах, а некоторые даже ездили на международные.

Третий – переформатирование. Этот этап пришелся на 90-е и начало 2000-х годов. Был определенный период турбулентности после смены директора. Тогда начали уходить педагоги, а ученики стали отдавать предпочтение другим образовательным учреждениям. Но при этом нельзя сказать, что все было плохо. После обретения Казахстаном независимости дети из РФМШ стали активнее ездить на международные олимпиады и завоевывать медали.

РФМШ

– Сильная математическая подготовка учащихся РФМШ дает возможность нашим ребятам показывать хорошие результаты на международных олимпиадах по информатике. Первую золотую медаль по этому предмету в истории Казахстана завоевал в 2007 году наш ученик – Жомарт Садыков. Следующее казахстанское «золото» по информатике также на счету нашего воспитанника – Батыра Сардарбекова в 2019 году. Путь к олимпиадному программированию им открывали сильные учителя, которые на уроках выявляли и развивали таланты. Хотел бы особо отметить Гульнару Даиновну Загитову, Шинали Шералиевича Артыгалина, Гурльнуру Габдувну Аубакирову и Улдарай Сералиевну Джумадуллаеву, – добавляет Алмаз Кунгожин. – А также тренеров Данабека Калиаждарова и Ескендира Султанова, которые внесли большой вклад в развитие олимпиадной подготовки по информатике.

«Примерно половина наших выпускников поступает на ИТ-специальности в лучшие казахстанские и зарубежные вузы»

Четвертый этап – реорганизация. В 2015 году РФМШ стала некоммерческим акционерным обществом под корпоративным управлением. Спустя год открылся филиал школы в Астане, а в 2017 году в двух городах запустилась Школа программирования Яндекса – бесплатное образовательное пространство, где изучают современные языки программирования, погружаются в промышленную разработку и осваивают новые технологии.

Алмаз Кунгожин

– Еще в 2017 году наши выпускники создали эндаумент-фонд. Сейчас там около 2 млрд тенге. В него определенное количество людей (преимущественно выпускники РФМШ) вложили свои деньги. Мы получаем с них инвестиционный доход, который можно использовать на траты для развития школы, чтобы она оставалась одной из лучших в Казахстане. Сегодня у нас учится около 1400 человек. А конкурс при поступлении – 28 человек на место.

Еще хотел бы отметить, что примерно половина наших выпускников поступает на ИТ-специальности в лучшие казахстанские и зарубежные вузы. А еще они успешно выступают на командных студенческих олимпиадах по программированию, из которых самая престижная ICPC (International Collegiate Programming Contest). Среди казахстанских студентов, которые пробиваются в мировой финал, в основном наши выпускники. В финале 2023 года в составе испанской команды Harbour Space University Батыр Сардарбеков завоевал первое историческое золото среди студентов с казахстанским гражданством. Также он был в топ-5 недавнего Yandex Cup, в котором участвовало 120 разработчиков из 16 стран. Батыр занял 4 место в направлении «Алгоритм» и выиграл 750 тысяч тенге.

Алмаз Кунгожин

Известные международные ИТ-компании (такие как Google, Amazon, Microsoft и т.д.) охотятся на таких студентов, поэтому наших выпускников легко найти в офисах технологических гигантов. Поработав в таких компаниях и набравшись опыта, они открывают свои ИТ-стартапы, – итожит Алмаз Кунгожин.

Читайте также: Доступ через городской телефон, сумасшедшие цены и низкая скорость. Вспоминаем, с чего начинался Казнет